Файл: А.Ю. Тюрин Организация доставки грузов мелкими партиями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра автомобильных перевозок
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ МЕЛКИМИ ПАРТИЯМИ
Методические указания к курсовому проекту по курсу «Теоретические основы организации и функционирования транспортных систем» для студентов специальности 240100.03 “Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)” заочной формы обучения
Составитель А.Ю. Тюрин
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Протокол № 32 от 09.02.2001
Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 240100.03 Протокол № 21 от 09.02.2001
Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
1
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основная задача курса «Теоретические основы организации и функционирования транспортных систем» - изучение закономерностей, присущих транспортному процессу, и методов его оптимизации.
Теория транспортного процесса рассматривает вопросы выбора оптимального автомобильного транспорта, маршрутизации перевозок, согласования работы транспортных и погрузочно-разгрузочных средств.
Цель курсового проекта – закрепление знаний, полученных при изучении курса, приобретение навыков самостоятельного решения вопросов по организации мелкопартионных перевозок грузов. Курсовой проект выполняют с использованием научных методов, норм и нормативов.
2. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Основное задание данного проекта - разработать рациональные маршруты перевозок грузов, обеспечивающие минимальные суммарные затраты и себестоимость перевозок.
Весь курсовой проект делят на шесть этапов. 1. Выбор и обоснование подвижного состава.
2.Составление развозочных маршрутов.
3.Расчет эксплуатационных показателей.
4.Расчет средних значений.
5.Построение характеристических графиков.
6.Себестоимость перевозок.
Исходные данные для выполнения курсового проекта 1. Картосхема района города.
2. Количество грузоотправителей - 4, грузополучателей - 8 (в выходной день - 5).
3. Род перевозимого груза: 1 - молоко, 2 - хлеб, 3 -мясо в лотках, 4 - напитки в бутылках.
Молоко и хлеб развозят 3 раза в день по данным грузополучателям, мясо и напитки - 1 раз в день.
2
4.Дислокацию грузоотправителей задает руководитель.
5.Дислокацию грузополучателей и объемы завозимого груза выдают вместе с заданием.
6.Дислокацию автотранспортного предприятия (АТП) задает руководитель.
Задание на курсовой проект представлено в следующем виде. Задание N 13
Район N 1 Грузополучатель N 20 Объем партии груза –
0,51т 0,26т 0,20т 0,37т
Грузополучатель N 22 Объём партии груза -
0,38т 0,47т 0,69т 0,45т
Грузополучатель N 16 Объем партии груза -
0,54т 0,98т 0,98т 0,82т
Грузополучатель N 10 Объем партии груза -
0,83т 0,37т 0,10т 0,87т
Грузополучатель N 13 Объем партии груза -
0,51т 0,26т 0,20т 0,37т
Грузополучатель N 5 Объем партии груза -
0,23т 0,72т 0,53т 0,47т
Грузополучатель N 11 Объем партии груза -
0,51т 0,26т 0,20т 0,37т
Грузополучатель N 28 Объем партии груза –
0,41т 0,76т 0,80т 0,13т
В этом задании указывают район города, где производят перевозки, номера грузополучателей (их дислокацию определяют по схеме района города) и объем партии грузов.
3
В первой колонке указывают объем завоза молока, во второй - объем завоза хлеба, в третьей - мяса в лотках, в четвертой - напитков в бутылках.
Объем завоза молока и хлеба нужно умножить на 3, и получают суточный объем завоза этих грузов данному грузополучателю.
Например, в задании указано: объем завоза молока - 0,51т (1 колонка), объем завоза хлеба - 0,26 т (2 колонка). Значит, суточный объем завоза молока и хлеба составляет соответственно 0,51∙3=1,53 т и
0,26∙3=0,78 т
Вкачестве маршрута движения автомобиля выбирают развозочный маршрут.
Груз развозят во все пункты получения в течение будничного и выходного дня. В выходной день в перевозках участвуют только 5 грузополучателей (3 последних грузополучателя отбрасывают). Для данного задания в выходной день работают грузополучатели N 20, 22, 16, 10, 13.
3.ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Всоответствии с данной номенклатурой грузов производят выбор подвижного состава, учитывающий его специализацию и оптимальную грузоподъемность.
Выбор подвижного состава производят в соответствии с характером перевозимого груза, условиями и временем доставки, сохранностью грузов, наименьшими потерями и оптимальной загрузкой автомобиля. При выборе автомобиля наибольшее внимание уделяют выбору специализированного подвижного состава.
Выбор подвижного состава производят в соответствии с [5,6].
На первом этапе выбирают ряд автомобилей, участвующих в перевозке данного вида груза. Окончательное определение марок автомобилей, участвующих в перевозках, происходит при составлении развозочных маршрутов.
4
4. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВОЗОЧНЫХ МАРШРУТОВ
Прежде чем приступить к составлению развозочных маршрутов, находят все кратчайшие расстояния между участниками перевозок (грузополучателями, грузоотправителями, АТП).
Ввиду сложности решения задачи определения кратчайших расстояний для большого числа узлов без применения ЭВМ в курсовом проекте допускается определять кратчайшие расстояния между участниками перевозок только по главным улицам.
В соответствии с найденными кратчайшими расстояниями и объемом партии груза производят составление развозочных маршрутов методом Кларка-Райта по методике, изложенной в [1,с.229; 2,с.523; 4,с.101].
Составляют исходную матрицу, куда заносят кратчайшие расстояния и объемы перевозок (табл.4.1).
Сначала имеют систему из 8 маятниковых маршрутов вида Р0 – Рi –
Р0 (Р0 – P1 – P0, P0 – P2 – P0 и т. д.), где Рi=20, 22, 16, ..., 28 (грузополуча-
тели).
Затем определяют выигрыш при объединении двух маятниковых маршрутов вида P0 – Рi – P0 и P0 – Рj – P0 в один развозочный вида P0 – Рi
– Рj – P0, где Рi и Рj - грузополучатели. Выигрыш подсчитывают по формуле
Fij = Li0 + L0j + Lij, |
(4.1) |
где Li0 – расстояние от пункта i (грузополучатель) до пункта 0 (грузоотправитель), L0j – расстояние от пункта 0 (грузоотправитель) до пункта j (грузополучатель), Lij – расстояние между пунктами (грузополучателями).
Например, выигрыш при объединении двух маятниковых маршрутов 96 - 20 - 96 и 96 - 10 - 96 в развозочный 96 - 20 - 10 - 96 составляет
F20,10 = L20,96 + L96,10 + L20,10 = 3,42+1,7-0,85 = 4,27.
Выигрыш при объединении двух маятниковых маршрутов 96 - 16 -
96 и 96 - 5 - 96 в развозочный 96 – 16 – 5 - 96 составляет F16,5 = L16,96 + + L96,5 – L16,5 = 1,44 + 0,95 - 0,64 = 1,75.
Аналогичным образом определяют остальные выигрыши. Составляют матрицу, куда заносят выигрыши и объемы перевозок (табл. 4.2).
5
Таблица 4.1
Потреб- |
Ро=96 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ность, т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0.51 |
3.42 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
0.38 |
4.07 |
0.22 |
22 |
|
|
|
|
|
|
0.54 |
1.44 |
0.42 |
1.15 |
16 |
|
|
|
|
|
0.83 |
1.7 |
0.85 |
0.22 |
0.34 |
10 |
|
|
|
|
0.51 |
0.8 |
1.12 |
0.88 |
0.55 |
1.02 |
13 |
|
|
|
0.23 |
0.95 |
0.37 |
1.21 |
0.64 |
0.89 |
1.24 |
5 |
|
|
0.51 |
0.77 |
1.04 |
1.34 |
1.23 |
0.33 |
1.57 |
0.78 |
11 |
|
0.41 |
3.8 |
0.79 |
0.77 |
1.10 |
1.25 |
2.04 |
1.23 |
1.34 |
28 |
На следующем этапе присоединяют к матрице выигрышей столбец индикаторов (I) пунктов Рi (грузополучатели). Величины, стоящие в этом столбце, принимают значения 0, 1 или 2. Индикатор строки Рi показывает, является пункт внутренним (0), первым или последним (1) в некотором развозочном маршруте или он включается в маятниковый маршрут вида Р0 – Рi – Р0. Вначале индикаторы всех строк Рi=2 (маятниковые маршруты).
Таблица 4.2
Потреб- |
Ро=96 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ность, т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0.51 |
3.42 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
0.38 |
4.07 |
7.22 |
22 |
|
|
|
|
|
|
0.54 |
1.44 |
4.44 |
4.36 |
16 |
|
|
|
|
|
0.83 |
1.7 |
4.27 |
5.55 |
2.80 |
10 |
|
|
|
|
0.51 |
0.8 |
3.10 |
3.99 |
1.69 |
1.48 |
13 |
|
|
|
0.23 |
0.95 |
4.00 |
3.81 |
1.75 |
1.76 |
0.51 |
5 |
|
|
0.51 |
0.77 |
3.15 |
3.50 |
0.98 |
2.14 |
0.00 |
0.94 |
11 |
|
0.41 |
3.8 |
6.43 |
7.10 |
4.14 |
4.25 |
2.56 |
3.52 |
3.23 |
28 |
Начинают объединение маятниковых маршрутов в развозочные. Объединение производят по максимальному выигрышу. В нашем примере максимальный выигрыш (7,27) получают при объединении маятниковых маршрутов 96 - 20 - 96 и 96 - 22 - 96 в развозочный 96 - 20 - 22 - 96. На этом маршруте развозят 0,51+ 0,38 = 0,89 т. Для этого выбирают автомобиль грузоподъемностью 0,89 т и выше. Такой автомобиль есть, поэтому объединение возможно.
После объединения в соответствующих строках меняют элементы первого и второго столбцов. В первых клетках обеих строк записывают число 0,89. Индикаторы этих строк примут значение 1 (вместо 2).
6
Отражают эти изменения в табл. 4.3.
На следующем этапе объединяют в маршрут 96 - 20 - 22 – 28 - 96 маршруты 96 - 20 - 22 - 96 и 96 - 28 - 96. Выигрыш при объединении составит 7,10. На этом маршруте развозят 0,89 + 0,41 = 1,30 т. Для этого выбирают автомобиль грузоподъемностью 1,30 т и выше. Такой автомобиль есть, поэтому объединение возможно.
Пункт 22 является внутренним на маршруте, индикатор его равен 0, и его исключают из дальнейшего рассмотрения вариантов. Изменения заносят в матрицу (табл. 4.4).
Таблица 4.3
Потреб- |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
ность, т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0.89 |
1 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
0.89 |
1 |
7.27 |
22 |
|
|
|
|
|
|
0.54 |
2 |
4.44 |
4.36 |
16 |
|
|
|
|
|
0.83 |
2 |
4.27 |
5.55 |
2.80 |
10 |
|
|
|
|
0.51 |
2 |
3.10 |
3.99 |
1.69 |
1.48 |
13 |
|
|
|
0.23 |
2 |
4.00 |
3.81 |
1.75 |
1.76 |
0.51 |
5 |
|
|
0.51 |
2 |
3.15 |
3.50 |
0.98 |
2.14 |
0.00 |
0.94 |
11 |
|
0.41 |
2 |
6.43 |
7.10 |
4.14 |
4.25 |
2.56 |
3.52 |
3.23 |
28 |
Объединения производят до тех пор, пока объем перевозок превысит грузоподъемность автомобиля. Составляют первый развозочный маршрут. Если еще остались необъединенные пункты, то их объединяют в следующий развозочный маршрут.
Если остался только один пункт, то вместо развозочного оставляют маятниковый маршрут.
По данному грузу записывают маршруты, объемы перевозок и автомобиль, перевозящий груз:
1 маршрут 96 – 20 – 22 – 28 – 10 – 96 Р = 2.13 т автомобиль ГЗСА3721.
2 маршрут 96 – 5 – 11 – 16 – 13 – 96 Р = 2.11 т автомобиль ГЗСА-3721.
Аналогичным образом определяют маршруты для других грузов для будничного и выходного дня.
Маршруты корректируют методом суммирования по столбцам [4,
с.106].