Файл: Г.В. Пинигина Деловое общение. Методические указания в помощь студентам специальностей 060500,060400 заочной формы обучения при выполнении контрольной работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.06.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28

Приложение 5

Невербальные средства общения

А. Пиз в своей книге «Язык телодвижений» [6] приводит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации) – на 38 %, а за счет невербальных средств – на 55 %.

Элементы невербального языка:

-средства голоса (тон, тембр, интонации и т.п.);

-мимика (выражение лица);

-контакт глазами и ширина зрачка;

-жесты и телодвижения;

-поза, осанка;

-походка;

-прикосновение (рукопожатие, похлопывание и т.п.);

-частота дыхания;

-пространство, разделяющее говорящих, и способ расположения собеседников относительно друг друга;

-одежда и символы статуса.

Особенности использования невербальных элементов в общении

1.Невербальный язык более правдив, чем словесный, так как его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания.

2.Ошибочно рассматривать любой невербальный элемент изолированно. Необходимо учитывать весь комплекс используемых элементов и ситуацию, в которой они проявляются.

3.Чем выше социально-экономическое положение человека, его образованность, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз и тем менее развита у него жестикуляция и беднее телодвижения.

4.С возрастом жесты людей становятся менее броскими и более завуалированными.

5.Богатство невербальных проявлений может зависеть от индивидуальных особенностей личности (темперамент).

6.У разных народов применение невербального языка имеет свою специфику (частота использования; значение невербальных элементов).

29

7. Даже зная невербальный язык, трудно подделывать его в течение длительного времени, но желательно шире использовать положительные невербальные элементы, привлекающие других и по возможности избавляться от отрицательных.

Основные группы невербальных элементов

Название

 

Описание элементов

группы

 

 

Открытость,

-

раскрытые руки, открытые ладони;

согласие

-

расслабленность, наклон к собеседнику;

 

-

расстегивание пиджака, снятие его;

 

- ладони рук приложены к груди;

 

-

прямой взгляд.

Защита, за-

-

руки, скрещенные на груди;

крытость,

-

опущенная голова, согнутое туловище;

оборони-

-

скрещенные руки и ноги;

тельность

-

отклонение назад, большое межличностное рас-

 

стояние.

Эмоцио-

-

учащенное дыхание;

нальное на-

-

сцепление пальцев рук;

пряжение

-

покашливание;

 

- хаотичное изменение тона и темпа речи;

 

-

бессмысленное перебирание предметов, бумаг.

Оценка и

-

рука у щеки, голова наклонена в сторону, почесы-

принятие

вание подбородка и верхней губы (сомнение и напря-

решения

женное размышление);

 

-

манипуляция с очками и другими предметами

 

(пауза для размышления, может быть нехватка инфор-

 

мации);

 

- расхаживание по комнате (попытка разрешить со-

 

мнение);

 

-

пощупывание носа, уха, глаза, бровей (напряжен-

 

ное обдумывание);

 

взгляд, направленный вдаль (раздумье, сомнение).



 

 

30

 

 

 

Название

 

Описание элементов

группы

 

 

Подозрение,

-

рассогласованность жестов;

скрытность,

-

прикрывает рот левой рукой, отводит взгляд

обман

(пытается скрыть глаза);

 

-

рука у рта, носа или уха (может быть жестом

 

обмана).

Уверенность

-

шпилеобразное положение рук (купол) (самодо-

в себе, чувство

вольство, высокомерие);

превосходства

- закладывание рук за голову («всезнайка»);

 

- закладывание рук за спину с захватом запястья,

 

прямой позвоночник, задранный подбородок (поза

 

авторитарного руководителя);

 

- стоя человек держит в карманах руки с высуну-

 

тыми наружу большими пальцами, вперед выдвинута

 

нога (показывает, что он – хозяин положения);

 

-

при курении выдыхание дыма вверх, взгляд

 

сверху вниз, взгляд мимо партнера, «сквозь» него

 

(неуважение).

Самоконтроль

- руки за спиной в замок (человек расстроен и пы-

 

тается взять себя в руки);

 

- сидит скрестив лодыжки, кисти крепко сжимают

 

подлокотник кресла (пытается контролировать себя и

 

не войти в конфликт);

 

кисти скрещенных рук обхватывают плечи, пальцы

 

белеют от усилий или сжаты в кулак, холодный, чуть

 

прищуренный взгляд и искусственная улыбка (сдер-

 

живание негативной реакции, враждебность).

Потеря инте-

-

посматривает на часы;

реса и жела-

- поворот ног в сторону выхода;

ние закончить

- глаза начинают блуждать и все более задержи-

беседу

ваются в направлении выхода;

 

-

собирает свои бумаги;

 

- занялся чем-то другим, не слушая вас;

 

- снимает очки, демонстративно откладывает их в

 

сторону.


31

Приложение 6

Характеристика пассивного и активного видов слушания

Пассивное слушание характеризуется:

-внимательным молчанием (поза внимательного слушателя, словесная поддержка типа «да», «понимаю» в виде эха);

-сведением к минимуму собственных ответов;

-ограничением числа вопросов.

Активное слушание характеризуется использованием ряда прие-

мов:

-уточнение или выяснение (открытые вопросы типа: «Пожалуйста, уточните это…», «Что вы имеете в виду?», «Расскажите подробнее

о…») помогает сделать сообщение более понятным, получить дополнительную информацию;

-перефразирование (говорится то же, но другими словами: «Иными словами...», «По вашему мнению…») используется для проверки точности понимания сообщения собеседника;

-отражение чувств (акцент делается на отражении эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, вы чувствуете…», «Мне кажется, что вы расстроены (озабочены...)») помогает говорящему осознать свое эмоциональное состояние, выявить несоответствие между словами и чувствами, а также проявить участие, внимание к собеседнику;

-резюмирование (подытоживает мысли и чувства говорящего фразами типа: «Итак, вы считаете…», «Если подытожить сказанное вами…») помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство, дает слушающему уверенность в точном восприятии сообщения.

32

Приложение 7

Определение ведущего канала восприятия информации по основным показателям

Показатель

Визуал

Аудиал

Кинестетик

«Компьютер»

Употреб-

Видеть,

Говорить,

Чувствовать,

Понимать,

ляемые сло-

представить,

звучать,

тон,

ощущать,

знать,

анали-

ва

ясный, в фо-

громкий,

ме-

приятно,

тя-

зировать

ло-

 

кусе

 

тодично

 

желый

 

 

гично

 

 

 

 

 

 

 

Темп и тон

Быстрая,

Выразитель-

Медленная,

Монотонный

речи

громкая, вы-

ная,

мело-

певучая,

низ-

голос

 

 

 

сокий тон

дичная речь,

кий

грудной

 

 

 

 

 

 

размеренный

голос

 

 

 

 

 

 

 

 

темп,

сред-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ний тон

 

 

 

 

 

 

 

 

Жесты рук

На

уровне

На

уровне

На уровне та-

На

уровне

 

головы, шеи

пояса,

локти

за и бедер

грудной

клет-

 

 

 

прижаты

 

 

 

 

 

ки

 

 

 

 

 

к бокам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направле-

Вверх прямо,

Направо,

на-

Вниз

влево,

В

сторону,

ния движе-

вверх

влево,

лево,

 

вниз

вниз

 

перед

вправо, голова

ния глаз

вверх вправо,

направо

 

собой

 

 

поднята вверх

(для наблю-

прямо

перед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дающего)

собой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила

«Видеть,

«Не

видеть,

Приблизить-

Никакого кон-

слушания

чтобы

слы-

чтобы

 

слы-

ся

поближе,

такта

 

 

 

шать»

 

шать»

 

 

«чувствовать,

глаз

 

 

 

 

 

 

 

 

чтобы

 

слы-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шать»

 

 

 

 

 

Что важно

Цвета,

фор-

Звуки,

слова,

Прикоснове-

Обозначения,

в общении

мы,

линии,

музыка,

шу-

ние,

 

интуи-

наименования,

 

гармония,

мовые

 

эф-

ция, догадка

слова, «ярлы-

 

беспорядок

фекты

 

 

 

 

 

 

ки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


33

Составители Галина Вениаминовна Пинигина и др.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Методические указания в помощь студентам специальностей 060500, 060400 заочной формы обучения при выполнении контрольной работы

Редактор А. В. Дюмина

Подписано в печать 07.09.03. Формат 60×84/16.

Тираж 800 экз. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 2,0. Заказ ГУ КузГТУ.

650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28. Типография ГУ КузГТУ.

650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.