Файл: Г.В. Пинигина Деловое общение. Методические указания в помощь студентам специальностей 060500,060400 заочной формы обучения при выполнении контрольной работы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.06.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
28
Приложение 5
Невербальные средства общения
А. Пиз в своей книге «Язык телодвижений» [6] приводит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации) – на 38 %, а за счет невербальных средств – на 55 %.
Элементы невербального языка:
-средства голоса (тон, тембр, интонации и т.п.);
-мимика (выражение лица);
-контакт глазами и ширина зрачка;
-жесты и телодвижения;
-поза, осанка;
-походка;
-прикосновение (рукопожатие, похлопывание и т.п.);
-частота дыхания;
-пространство, разделяющее говорящих, и способ расположения собеседников относительно друг друга;
-одежда и символы статуса.
Особенности использования невербальных элементов в общении
1.Невербальный язык более правдив, чем словесный, так как его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания.
2.Ошибочно рассматривать любой невербальный элемент изолированно. Необходимо учитывать весь комплекс используемых элементов и ситуацию, в которой они проявляются.
3.Чем выше социально-экономическое положение человека, его образованность, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз и тем менее развита у него жестикуляция и беднее телодвижения.
4.С возрастом жесты людей становятся менее броскими и более завуалированными.
5.Богатство невербальных проявлений может зависеть от индивидуальных особенностей личности (темперамент).
6.У разных народов применение невербального языка имеет свою специфику (частота использования; значение невербальных элементов).
29
7. Даже зная невербальный язык, трудно подделывать его в течение длительного времени, но желательно шире использовать положительные невербальные элементы, привлекающие других и по возможности избавляться от отрицательных.
Основные группы невербальных элементов
Название |
|
Описание элементов |
группы |
|
|
Открытость, |
- |
раскрытые руки, открытые ладони; |
согласие |
- |
расслабленность, наклон к собеседнику; |
|
- |
расстегивание пиджака, снятие его; |
|
- ладони рук приложены к груди; |
|
|
- |
прямой взгляд. |
Защита, за- |
- |
руки, скрещенные на груди; |
крытость, |
- |
опущенная голова, согнутое туловище; |
оборони- |
- |
скрещенные руки и ноги; |
тельность |
- |
отклонение назад, большое межличностное рас- |
|
стояние. |
|
Эмоцио- |
- |
учащенное дыхание; |
нальное на- |
- |
сцепление пальцев рук; |
пряжение |
- |
покашливание; |
|
- хаотичное изменение тона и темпа речи; |
|
|
- |
бессмысленное перебирание предметов, бумаг. |
Оценка и |
- |
рука у щеки, голова наклонена в сторону, почесы- |
принятие |
вание подбородка и верхней губы (сомнение и напря- |
|
решения |
женное размышление); |
|
|
- |
манипуляция с очками и другими предметами |
|
(пауза для размышления, может быть нехватка инфор- |
|
|
мации); |
|
|
- расхаживание по комнате (попытка разрешить со- |
|
|
мнение); |
|
|
- |
пощупывание носа, уха, глаза, бровей (напряжен- |
|
ное обдумывание); |
|
|
взгляд, направленный вдаль (раздумье, сомнение). |
|
|
30 |
|
|
|
Название |
|
Описание элементов |
группы |
|
|
Подозрение, |
- |
рассогласованность жестов; |
скрытность, |
- |
прикрывает рот левой рукой, отводит взгляд |
обман |
(пытается скрыть глаза); |
|
|
- |
рука у рта, носа или уха (может быть жестом |
|
обмана). |
|
Уверенность |
- |
шпилеобразное положение рук (купол) (самодо- |
в себе, чувство |
вольство, высокомерие); |
|
превосходства |
- закладывание рук за голову («всезнайка»); |
|
|
- закладывание рук за спину с захватом запястья, |
|
|
прямой позвоночник, задранный подбородок (поза |
|
|
авторитарного руководителя); |
|
|
- стоя человек держит в карманах руки с высуну- |
|
|
тыми наружу большими пальцами, вперед выдвинута |
|
|
нога (показывает, что он – хозяин положения); |
|
|
- |
при курении выдыхание дыма вверх, взгляд |
|
сверху вниз, взгляд мимо партнера, «сквозь» него |
|
|
(неуважение). |
|
Самоконтроль |
- руки за спиной в замок (человек расстроен и пы- |
|
|
тается взять себя в руки); |
|
|
- сидит скрестив лодыжки, кисти крепко сжимают |
|
|
подлокотник кресла (пытается контролировать себя и |
|
|
не войти в конфликт); |
|
|
кисти скрещенных рук обхватывают плечи, пальцы |
|
|
белеют от усилий или сжаты в кулак, холодный, чуть |
|
|
прищуренный взгляд и искусственная улыбка (сдер- |
|
|
живание негативной реакции, враждебность). |
|
Потеря инте- |
- |
посматривает на часы; |
реса и жела- |
- поворот ног в сторону выхода; |
|
ние закончить |
- глаза начинают блуждать и все более задержи- |
|
беседу |
ваются в направлении выхода; |
|
|
- |
собирает свои бумаги; |
|
- занялся чем-то другим, не слушая вас; |
|
|
- снимает очки, демонстративно откладывает их в |
|
|
сторону. |
31
Приложение 6
Характеристика пассивного и активного видов слушания
Пассивное слушание характеризуется:
-внимательным молчанием (поза внимательного слушателя, словесная поддержка типа «да», «понимаю» в виде эха);
-сведением к минимуму собственных ответов;
-ограничением числа вопросов.
Активное слушание характеризуется использованием ряда прие-
мов:
-уточнение или выяснение (открытые вопросы типа: «Пожалуйста, уточните это…», «Что вы имеете в виду?», «Расскажите подробнее
о…») помогает сделать сообщение более понятным, получить дополнительную информацию;
-перефразирование (говорится то же, но другими словами: «Иными словами...», «По вашему мнению…») используется для проверки точности понимания сообщения собеседника;
-отражение чувств (акцент делается на отражении эмоционального состояния говорящего при помощи фраз: «Вероятно, вы чувствуете…», «Мне кажется, что вы расстроены (озабочены...)») помогает говорящему осознать свое эмоциональное состояние, выявить несоответствие между словами и чувствами, а также проявить участие, внимание к собеседнику;
-резюмирование (подытоживает мысли и чувства говорящего фразами типа: «Итак, вы считаете…», «Если подытожить сказанное вами…») помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство, дает слушающему уверенность в точном восприятии сообщения.
32
Приложение 7
Определение ведущего канала восприятия информации по основным показателям
Показатель |
Визуал |
Аудиал |
Кинестетик |
«Компьютер» |
||||||||
Употреб- |
Видеть, |
Говорить, |
Чувствовать, |
Понимать, |
||||||||
ляемые сло- |
представить, |
звучать, |
тон, |
ощущать, |
знать, |
анали- |
||||||
ва |
ясный, в фо- |
громкий, |
ме- |
приятно, |
тя- |
зировать |
ло- |
|||||
|
кусе |
|
тодично |
|
желый |
|
|
гично |
|
|
||
|
|
|
|
|
||||||||
Темп и тон |
Быстрая, |
Выразитель- |
Медленная, |
Монотонный |
||||||||
речи |
громкая, вы- |
ная, |
мело- |
певучая, |
низ- |
голос |
|
|
||||
|
сокий тон |
дичная речь, |
кий |
грудной |
|
|
|
|||||
|
|
|
размеренный |
голос |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
темп, |
сред- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ний тон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жесты рук |
На |
уровне |
На |
уровне |
На уровне та- |
На |
уровне |
|||||
|
головы, шеи |
пояса, |
локти |
за и бедер |
грудной |
клет- |
||||||
|
|
|
прижаты |
|
|
|
|
|
ки |
|
|
|
|
|
|
к бокам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Направле- |
Вверх прямо, |
Направо, |
на- |
Вниз |
влево, |
В |
сторону, |
|||||
ния движе- |
вверх |
влево, |
лево, |
|
вниз |
вниз |
|
перед |
вправо, голова |
|||
ния глаз |
вверх вправо, |
направо |
|
собой |
|
|
поднята вверх |
|||||
(для наблю- |
прямо |
перед |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дающего) |
собой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правила |
«Видеть, |
«Не |
видеть, |
Приблизить- |
Никакого кон- |
|||||||
слушания |
чтобы |
слы- |
чтобы |
|
слы- |
ся |
поближе, |
такта |
|
|
||
|
шать» |
|
шать» |
|
|
«чувствовать, |
глаз |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
чтобы |
|
слы- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
шать» |
|
|
|
|
|
|
Что важно |
Цвета, |
фор- |
Звуки, |
слова, |
Прикоснове- |
Обозначения, |
||||||
в общении |
мы, |
линии, |
музыка, |
шу- |
ние, |
|
интуи- |
наименования, |
||||
|
гармония, |
мовые |
|
эф- |
ция, догадка |
слова, «ярлы- |
||||||
|
беспорядок |
фекты |
|
|
|
|
|
|
ки» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33
Составители Галина Вениаминовна Пинигина и др.
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Методические указания в помощь студентам специальностей 060500, 060400 заочной формы обучения при выполнении контрольной работы
Редактор А. В. Дюмина
Подписано в печать 07.09.03. Формат 60×84/16.
Тираж 800 экз. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 2,0. Заказ ГУ КузГТУ.
650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28. Типография ГУ КузГТУ.
650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.