Файл: Г.В. Пинигина Методические указания. Рабочие программы и вопросы для магистров по самоконтролю усвоения психолого-педагогических дисциплин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.06.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
|
|
|
10 |
|
|
|
|
Продолжение табл. |
|
Наименование |
Кол-во |
Наименование тем |
|
|
разделов |
часов |
|
|
|
|
|
|
Лекция 3. ТСО и их роль в повышении эф- |
|
|
|
|
фективности обучения. Мотивация позна- |
|
|
|
|
вательной деятельности студентов как фак- |
|
|
|
|
тор интенсификации обучения. Общение |
|
|
|
|
участников образовательного процесса как |
|
|
|
|
фактор интенсификации обучения. |
|
Методы |
интен- |
8 |
Лекция 4. Понятие метода обучения. Роль и |
|
сивного |
обуче- |
|
место методов в структуре процесса обуче- |
|
ния. |
|
|
ния. Классификация методов. Традицион- |
|
|
|
|
ные и активные методы. Особенности ме- |
|
|
|
|
тодов интенсивного обучения. Их виды. |
|
|
|
|
Лекция 5. Имитационные и неимитацион- |
|
|
|
|
ные методы. Их признаки, сходство и раз- |
|
|
|
|
личия. Программированное обучение. Про- |
|
|
|
|
блемное обучение. ТРИЗ, метод Шаталова. |
|
|
|
|
Лекция 6. Игра как метод обучения. Дело- |
|
|
|
|
вые игры. Требования, условия, виды ДИ. |
|
|
|
|
Ролевые игры. Ролевое проектирование. |
|
|
|
|
Лекция 7. Методы рассмотрения и решения |
|
|
|
|
задач. Метод мозгового штурма. Метод по- |
|
|
|
|
гружения. Метод инцидента. Метод кон- |
|
|
|
|
кретных ситуаций. Тренировка чувстви- |
|
|
|
|
тельности. |
|
Всего: |
14 |
|
|
|
2.2. Семинарские занятия |
||||
|
|
|
|
|
Наименование |
Кол-во |
Наименование тем |
||
разделов |
часов |
|
|
|
Методы |
интен- |
6 |
Элементы интенсивного обучения в Куз- |
|
сивного |
обуче- |
|
ГТУ. Деловая игра “Бюджет”. Изучение |
|
ния. |
|
|
практики работы вуза. |
|
Всего: |
6 |
|
|
11
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ
В процессе самостоятельной работы магистры прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания, изучая по литературе основные направления интенсификации обучения в вузах России и зарубежных странах.
Раздел 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Основная литература по дисциплине
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / ЛГУ. - Л.,
1998.
2.Мощевитина Л.Я. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 1998.
3.Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д, 1998.
4.Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., 1996.
5.Практическая психология для преподавателей. - М., 1997.
6.Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. - М., 1982.
Дополнительная литература по дисциплине
1. Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. / ЛТА «Л», 1989.
2.Педагогика высшей школы: Метод. указания по подготовке к лекциям и практ. занятиям для слушателей магистратуры направления 550600 - «Горное дело» / Сост.: Л.Я. Мощевитина; Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 1999.
3.Чиркова Е.К. О возможности и целесообразности применения элементов системы В.Ф.Шаталова в вузе: Обзор литературы. - Волгоград, 1984.
4.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979.
12
Вопросы по самоконтролю усвоения дисциплины «Методы интенсификации процесса обучения»
Раздел 1
1. Какова, по вашему мнению, взаимосвязь между процессами обучения и образования? Обучения и воспитания?
2.Как вы понимаете содержание развивающей функции обучения?
3.Надо ли преподавателю высшей школы знать принципы обучения? Поясните свою точку зрения.
Раздел 2
1. В чем различие понятий интенсификации и активизации обучения?
2.Какие формы организации учебного процесса в большей степени открывают возможности для его интенсификации?
3.Как вы считаете, должен ли преподаватель обращать особое внимание на мотивацию познавательной деятельности студентов?
4.Какими возможностями в плане интенсификации обучения обладает общение участников педагогического процесса? Каким ему желательно быть?
Раздел 3
1. Вы готовитесь к лекции, завершающей один из разделов курса. Какой характер она будет носить: информационноиллюстрированный или проблемно-поисковый? Обоснуйте ответы.
2.Для каких форм организации учебного процесса больше всего подходит программированный метод обучения? Почему вы так считаете?
3.Возможно ли применение метода Шаталова в вузе?
4.Вы заменяете заболевшего коллегу. Обычно вы читаете по этой теме проблемную лекцию. Сделаете ли вы то же самое в незнакомом потоке?
13
5.В чем различие деловых и ролевых игр?
6.Каковы педагогические условия проведения деловой игры? Выскажите свое мнение по поводу возможности создания деловой игры по любому предмету и по предмету, который вы собираетесь преподавать.
7.В каких целях преподаватель может применить метод мозгового штурма? От каких факторов зависит возможность его применения?
8.Каковы, на ваш взгляд, особенности вводной и заключительной лекции? Каковы их возможности в плане интенсификации обучения?
9.Как вы понимаете сущность метода конкретных ситуаций. Приведите пример применения этого метода в преподавании кон-
кретного предмета.
10.Какие методы были использованы, по вашему мнению, при обучении вас методам интенсификации обучения?
11.Какие методы интенсификации обучения использовали ваши преподаватели в период вашего обучения?
14
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине “Психодиагностика”
Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. ЦЕЛИ дисциплины:
•формирование социально-психологической компетентности магистров;
•овладение магистрами теоретическими и практическими осно-
вами психологической диагностики. 1.2. ЗАДАЧИ дисциплины:
•приобретение магистрами теоретических знаний и практических умений в сфере психологического диагностирования;
•ознакомление с основными методами и средствами психодиагностики, с профессионально-этическими нормами психодиагностики;
•развитие способностей к эмпатии, рефлексии и анализу соци- ально-психологических особенностей личности и коллектива;
•формирование готовности к психодиагностике в условиях профессиональной деятельности;
•стимулирование к самопознанию, самосовершенствованию и к научно-педагогической деятельности.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Лекционные занятия
Наименование |
Кол-во |
Наименование тем |
разделов |
часов |
|
Введение в пси- |
6 |
Лекция 1. Введение в психодиагностику. |
ходиагностику |
|
Лекция 2. Основные методы психодиаг- |
|
|
ностики и предъявляемые к ним требова- |
|
|
ния. |
|
|
Лекция 3. Профессионально-этические |
|
|
аспекты психодиагностики. |
|
|
15 |
|
|
|
Продолжение табл. |
|
Наименование |
Кол-во |
Наименование тем |
|
разделов |
часов |
Лекция 4. Особенности психодиагности- |
|
Особенности |
14 |
|
|
психодиагности- |
|
ческих методик. Тесты. Классификация |
|
ческих методик. |
|
тестовых методик. |
|
Самопознание и |
|
Лекция 5.Интеллектуальные тесты. |
|
самодиагностика. |
|
Лекция 6. Личностные тесты. |
|
|
|
Лекция 7. Индивидуальные и групповые |
|
|
|
тесты. |
|
|
|
Лекция 8. Правила подготовки и прове- |
|
|
|
дения тестирования. Способы обработки |
|
|
|
и интерпретации результатов. |
|
|
|
Лекция 9. Проективные методики. Виды |
|
|
|
проективных методик и возможности их |
|
|
|
применения. |
|
|
|
Лекция 10. Особенности интерпретации |
|
|
|
полученных данных при использовании |
|
|
|
проективных методик. |
|
Всего: |
20 |
|
|
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ
В процессе самостоятельной работы магистры прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания изучая по литературе основные направления в психодиагностике; знакомясь с особенностями и видами психодиангостических методов, с методами коррекции; осознавая, место и роль психодиагностики в профессиональной деятельности специалиста.
Раздел 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Основная литература по дисциплине
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию – 2-е изд.,-М.: Изд. центр “Академия”, 1996.