Файл: Ж.С. Сафронова Психодиагностика. Проективные методики (рисуночные тесты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.06.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10

Дополнения. Деревья и кусты символизируют людей. Если деревья как будто «прячут» дом – сильная потребность зависимости при доминировании родителей. Кусты тесно окружают дом – желание оградить себя защитными барьерами.

Дорожка с хорошими пропорциями, легко нарисованная, – свидетельствует о самоконтроле контактов с другими, может свидетельствовать о тактичности. Дорожка очень длинная – уменьшенная доступность, потребность в значимых других. Дорожка, очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома, – попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающееся с поверхностным дружелюбием.

Солнце. Символ авторитарной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

Контуры. Очень прямые – ригидность. Контур эскизный, применяемый постоянно, может свидетельствовать в лучшем случае о мелочности, стремлении к точности, в худшем – указывает на неспособность к четкой позиции.

Рисунок дерева.

Под покровом ветра дерево склонилось к дому – стремление к безопасности и покою в домашней обстановке (может также означать и замкнутость на прошлом).

Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдерживать агрессивность.

Дерево в центре – желание найти согласие, равновесие с окружающими, свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

Земля приподнимается к правому краю листа – задор, энтузиазм. Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений. Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие искомого порядка. Земля изображена несколькими чертами – потребность в идеале или своенравность.

Корни меньше ствола – желание видеть спрятанное, закрытое. Корни равны стволу – более сильное любопытство, представляющее проблему. Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Форма листвы. Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования. Ветви опущены

– безволие. Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к лидерству.

11

Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему.

Листва – более или менее густая сетка – большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций. Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего. Открытая и закрытая листва на одном рисунке – поиск объективности. Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом. Закрытая густая листва – не проявляющаяся агрессивность.

Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание. Толстые ветви – хорошее различение действительности. Листья-петельки – предпочтение к использованию своего обаяния. Зигзаги в листве – осторожность и скрытость. Листва, похожая на узор, – женственность, приветливость, обаяние.

Пальма – стремление к перемене мест. Плакучая ива – недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; трудности в принятии решений.

Ель – склонность к доминированию, к власти, активность. Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность. Ствол зачер-

нен – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым, скрытая агрессивность.

Ствол. Ствол в форме разломанного купола – острое ощущение внешнего принуждения и невозможность ему противостоять. Разделяющая линия в листве – пассивность, мягкость, податливость. Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи. Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно. Ствол нарисован линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность. Ветви не связаны со стволом – уход от реальности, не соответствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры. Ствол открыт и связан с листвой – хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир.

Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром, жизнь повседневная и духовная мало связаны. Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки. Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу. Ствол сужается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое «я» против беспокойного мира.


12

Общая высота. Нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти. Нижняя половина листа

– менее выраженная зависимость и робость. Три четверти листа – хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Манера изображения. Острая вершина – защита от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад, желание воздействовать на других, трудности в контактах; желание компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти.

Множество деревьев – детскость, желание контролировать. Два дерева – символ двух близких людей.

Тщательная прорисовка корней дерева – любопытство, желание видеть сокрытое.

Если на дереве имеются дупла, сломанные ветви – признак пережитых психотравм, операций, либо физических травм.

Рисунок человека (интерпретацию смотрите по тесту «Авторитет»)

Человек без определенных частей тела – указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных). Человек в плавном легком шаге

– хорошая приспособляемость. Человек – абсолютный профиль – серьезная отрешенность, замкнутость и аппозиционные тенденции. Профиль амбивалентный (двойственный) – определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны – особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации. Неуравновешенная стоячая фигура – напряжение.

Кукла – уступчивость, переживание доминирования окружения. Робот вместо мужской фигуры – деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек может означать увиливание и негативизм. Фигура Бабы-Яги – открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура – свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности, враждебность, самопрезрение.

13

Дополнительная интерпретация по тесту

Если на рисунке есть другие люди (близкие, родные) – значит именно они являются движущей силой в жизни субъекта. Если нарисован только один человек – хороший самоконтроль. Если человек находится внутри дома, то есть потребность в защите. Если на рисунке дом занимает много места, это говорит о стремлении к достижению материальных благ.

Сильно выраженная штриховка рисунка – психологическая напряженность. Игнорирование прорисовки важных (основных) элементов свидетельствует о серьезных проблемах в данной области. Постоянный возврат к каким-либо элементам рисунка – психологическая напряженность в данной сфере.

Фон, окружение. Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли – незащищенность.

Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы – зависимость.

Комбинация твердых, ярких и легких линий, большие пальцы руки, акцентированы глаза, пальцы, волосы, позы с широко расставленными ногами – грубость, черствость.

Стирания – тревожность, опасливость. Частые стирания – нерешительность, недовольство собой. Стирания при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак. Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка – наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта. Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) – внутренний конфликт или конфликт собственно с этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Детали. Здесь важно их значение, способность оперировать ими и приспосабливаться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные: отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, часто по-


14

казывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей: «неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей – субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация – тенденция к замкнутости. Особо щепетильная детализация – скованность, педантичность.

ДДЧ (House – Tree – Person Test, H-T-P) – коллективная методика исследования, предложенная Дж. Буком (1948г.). Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование. По мнению Дж. Бука, каждый рисунок представляет собой своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение.

Важно, чтобы испытуемый мог при любой благоприятной возможности оказать содействие в интерпретации результатов его работы, т.к. универсальное и абсолютное значение тех или иных символов может радикально изменяться при иной интерпретации с точки зрения испытуемого. Тест может быть использован при экспресс-диагностике опытным пользователем.

Для более полной и качественной информации об испытуемом целесообразно применять дополнительные тестовые опросники, исследующие особенности личности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Предлагаем два варианта контрольных заданий на ваш выбор.

Вариант I. Протестируйте при помощи одной из методик (либо «Автопортрет», либо «ДДЧ») двух человек. Обязательно приложите к контрольной работе соответствующие рисунки и проинтерпретируйте их. Приведите необходимые данные об авторах рисунков (пол, возраст, род занятий, дата тестирования). Ваша интерпретация рисунков должна соответствовать психологической интерпретации, приведенной во

15

второй части данных методических указаний. Важно помнить о пра-

вилах проведения тестирования и о требованиях, предъявляемых к личности психодиагноста (пользователя психодиагностических методик).

Вариант П. 1. Как можно более полно проинтерпретируйте любые из двух рисунков, приведенных в приложении, используя значения символов, обозначенных во второй части данных методических указаний. Обязательно укажите номер рисунка.

2. Придумайте ситуации, где бы вы, будучи работником сферы сервиса и туризма (укажите предполагаемую сферу сервиса и туризма и вашу соответствующую должность), могли бы применить эти методики. Обоснуйте цель, задачи, правомочность и адекватность (соответствие), с вашей точки зрения, применения этих методик. Важно при описании ситуаций помнить о правилах проведения тестирования и о требованиях, предъявляемых к личности психодиагноста (пользователя психодиагностических методик).

При написании контрольной работы вы можете использовать соответствующую литературу по психологической диагностике, которую необходимо указать в конце работы.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. – М.:

КСП, 1997.-320с.

2.Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов– СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

3.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. –

С. 286 – 292 («Автопортрет»).

4.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманиарный издат. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – С. 125-144 («ДДЧ»).

5.Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. –

СПб.: Речь, 2001. – 416 с.

6.Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. -

С. 512-518.


16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надеемся, что работа с предлагаемыми нами методиками была для вас полезной и увлекательной, и вы сумели почувствовать и понять огромные возможности познания личности, заложенные в рисуночных проективных методиках. К тому же при интерпретации рисунков вы, наверное, сумели осознать важность развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование; важность внимания и наблюдательности и др., а значит эта работа может стать для вас новым толчком к самосовершенствованию своей личности, своих профессионально важных качеств.

При внимательном подходе к работе с проективными методиками вы получили богатый опыт работы с символами, скрытыми в любом рисунке. Символическое значение тех или иных элементов рисунка может быть применимо при интерпретации «спонтанных» изображений (т.е. рисунков, нарисованных «случайно», «машинально» в процессе общения или раздумий).

Если у вас что-то не получилось, не отчаивайтесь, навыки и легкость работы приходят со временем, главное – желание, упорство и терпение. Первый шаг уже сделан.

17

Составители

Жанна Сергеевна Сафронова и др.

П С И Х О Д И А Г Н О С Т И К А

Проективные методики

(рисуночные тесты)

Методические указания и контрольные задания для студентов специальности 230500 «Социальнокультурный сервис и туризм» всех форм обучения

Редактор Е.Л. Наркевич

ИД №06536 oт l6.01.02

Подписано в печать 19.09.02. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 250 экз. Заказ

ГУ Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя,28.

Типография ГУ Кузбасский государственный технический университет.

650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4А.