Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, влияние глобализации на внутренние функции государства заключается как в изменении уже существующих, (экономическая функция) так и в появлении новых внутренних функций, в связи с изменением социально-политических условий, (экологическая функция). Изменение внутренних функций государства может нести в себе как положительные, так и отрицательные последствия.

Основная задача государства при осуществлении своей деятельности состоит в максимальном учете положительных последствий глобализации, а также минимизации ее негативных проявлений.

    1. Внешние функции государства

Далее рассмотрим внешние функции Российского государства.

Согласно функции обороны, вооруженные силы России служат для вооруженной защиты целостности государства, отражения агрессии, которая может быть направлена против неё и для сохранения неприкосновенности территории. Реализуется данная функция посредством выполнения ряда мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных), обеспечивающих военную безопасность государства. Она носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, идеологическими, дипломатическими, военными и иными средствами. Несмотря на то что международная обстановка улучшается, у России все ещё существуют внешнеполитические проблемы. Также в связи с возможным расширением НАТО на Восток остаётся возможность неблагоприятных для России геополитических изменений .

Функция интеграции в мировую экономику основывается на том, что в современном мире признается экономическая взаимозависимость. Её осуществление стало возможным в связи с тем, что ослабла напряженность между государствами. Экономическая интеграция предполагает установление стабильных отношений между государствами и сохранение порядка во всем мире. Именно поэтому Россия стремится к интеграции в мировую экономику, что привело к созданию нового механизма внешнеэкономической деятельности. Государство отказалось от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, так как это мешало нормальному развитию экономических и торговых отношений[25].

Функция борьбы с терроризмом очень важна сегодня, так как стремительно развивается международный терроризм, приобретая все более широкие масштабы. Терроризм – один из наиболее опасных видов преступлений на международном уровне. Ни одно из государств не способно самостоятельно справиться с этой проблемой, поэтому государствам необходимо действовать вместе. Одной из мер по борьбе с терроризмом является создание международных организаций по борьбе с ним. Планирование деятельности по предупреждению терроризма и обмен информацией позволяет государству действеннее бороться с этой проблемой.


Наиболее значимая функция взаимодействия с другими государствами в разрешении глобальных проблем возникла в постконфронтационный период отношений между странами всего мира. Точкой опоры этой функции является более выгодный способ решения проблем, которые актуальны для каждой страны и требуют незамедлительного международного отклика. К первоочередным проблемам можно отнести повсеместную заинтересованность мирового сообщества в предотвращении экологических катастроф большого масштаба, например таких, как авария на Чернобыльской АЭС, которая вышла за рамки территориальных пределов одного государства. Все мировые страны заинтересованы в вопросе о всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды. Взаимодействие России с другими государствами на международном уровне определено исключительно взаимозависимостью всех стран мира и признанием общечеловеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении [26].

Функция поддержки мирового порядка влияет и на сферу участия мирового сообщества в регулировании межнациональных распрей. Эти действия обусловлены тем, что характер таких конфликтов сопровождается нарушением прав человека, в особенности отношения к национальным меньшинствам, исходя из этого и требуется международное вмешательство [27].

Таким образом, на разных этапах развития государства на первый план могут выдвигаться разные функции. Сегодня в современном мире совершенствуется функция по защите человека и его прав. Стоит заметить, что содержание функций любого государства может изменяться из-за различных факторов, таких как опасность экологических катастроф, обстановка политической нестабильности, эпидемии и пр.

Таким образом, мы приходим к выводу, что перечисленные нами функции взаимосвязаны друг с другом. Функции как основные направления деятельности государства выражают его суть и предназначение, цели и задачи по управлению обществом. С развитием общественных отношений появляются новые функции, которые регламентируют и упорядочивают их.

Особенности экологической функции государства

В современном мире функции государства видоизменяются, на первый план выходят новые, отвечая на общественные вызовы, разрешая проблемы, встающими не просто перед населением конкретного государства, но и всего мирового сообщества. В условиях трансформации международного правопорядка важнейшее значение приобретает экологическая функция государства. Экологическая функция государства рассматривалась такими учеными, как: Ю.А. Кнац, А.В. Мелиховой, Д.В. Переваловым, и др., но данный вопрос требует дальнейшего изучения.


В юридической литературе как научного, так и учебного уровней доминируют представления о функциях государства как основных направлениях и сторонах деятельности государства, выражающих его сущность и социальное назначение. Например, такой точки зрения придерживается С.В. Бабаев, когда утверждает, что «под функцией государства следует понимать одно из основных направлений деятельности государства, а также цели, методы, формы и средства осуществления этой деятельности. Содержание любой функции государства в этом случае составляют следующие взаимодействующие элементы: предмет функции; цели функции; методы, формы и средства осуществления функции»[28].

Исследователь В. В. Анцупов утверждает, что «при определении понятия «функция государства» следует исходить из следующих позиций: философское понимание категории «функция»; проявление специфических свойств функции; направленное воздействие государства на общественные отношения; раскрытие 218 социального назначения государства в обществе; постоянство – как признак функции характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее действия; соотношение категорий «правовое воздействие» и «правовое регулирование» как целое и часть, где последнее является одной из форм первого»[29].

С более узких позиций подходит к пониманию функций государства А.В. Мелихова. Она утверждает, что на современном этапе развития теории функций государства наибольшее логично выстроено и заслуживает внимания следующее определение: функции государства – это объективно необходимое, целенаправленное основное направление (сторона) деятельности государства, осуществляемое в жизненно важной сфере общественных отношений, выражающее его сущность и социальное назначение в обществе и имеющее законодательную регламентацию[30].

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других – в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление нових – к возникновению других.


К главным направлениям деятельности современного государства добавляются появившиеся или приобретшие важное значение в последние десятилетия. Ведь в условиях научно-технической революции, которая сегодня приобрела глобальные масштабы, значение функций всех современных государств подвергаются существенному влиянию: с одной стороны, появляются новые жизненно важные направления деятельности, с другой – приобретает значение деятельность, направленная на ограничение опасности, связанной с неконтролируемым использованием научно-технических достижений.

К новым факторам, что в последние десятилетия существенно влияют на эволюцию функций государства необходимо отнести экологический фактор. Среди основных причин глобального изменения климата ученые мира отмечают: антропогенный фактор; повышение содержания углекислого газа; радиационный прогрев атмосферы; изменение течений в Северном Ледовитом океане (холодное Лабрадорское течение в районе Гренландии и теплый Гольфстрим), что приводит к периодическим катастрофическим эпохам стабильного снижения и увеличения температурного режима в Северном полушарии[31].

Наибольшее опасение вызывает изменение движения течения Гольфстрим, что действительно наблюдается. Возможные последствия изменения системы течения Гольфстрим показаны в фильме «The day after tomorrow», который имел бюджет 125 млн. дол. и вышел в прокат в 2004 г. О том, что эта система действительно меняется, свидетельствует осуществленный в 2016 г. 32-суточный круиз судна «Crystal serenity», рассчитанный на 1070 пассажиров, с Аляски до Нью-Йорка через в прежнее время ледовитые арктические моря Канады. Норвежский капитан провел это судно морским путем своего соотечественника Роальда Амундсена (1872-1928), а каждый пассажир судна прошел морской путь, который для первопроходца занял годы (цена билета за этот круиз составляла от 22 до 120 тыс. долл.)[32].

Таяние льдов приводит к повышению уровню Мирового океана, в ближайшие 20 лет прогнозируют уход под воду многих островов, в том числе Мальдивских.

Экологическая функция государства проявляется в его деятельности по охране природы и рационального использования природных ресурсов, поддержания экологической безопасности как на государственном, так и на международном уровнях. Человечество – особый биологический вид, который существует, создавая одновременно условия для своего уничтожения, вымирания. Эти условия – отходы жизнедеятельности человека в самом широком смысле. Защита от этой угрозы всегда выступала социальной функцией. Уже в догосударственной организации общества происходили постоянные кочевания кланов, первобытных групп из-за загрязнения среды обитания. И только создание в древности канализационных сооружений, пусть и примитивных, позволило человечеству перейти к оседлости, образовать города, иные постоянные поселения. Но сейчас проблема значительно сложней: безотходные технологии – это одна из целей, достижение которой только и позволит человечеству существовать. Без их создания, всепланетного применения, как полагают многие ученые, человечеству не выжить.


Государственная деятельность в экологическом направлении – безусловное требование современности. Эволюция функций в этой области приобретает иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами. Исследователь Ю.А. Кнац указывает на значение экологической функции государства, которое «выражается в том, чтобы обеспечить научно обоснованное, эффективное и оптимальное соотношение экологических и экономических интересов общества для обеспечения устойчивого развития государства, что предполагает создание необходимых гарантий для реализации и защиты экологических прав граждан и юридических лиц, обеспечение должного уровня охраны окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов и т. д.»[33].

Стоит согласиться с позицией Н. Барбашовой, которая аргументированно доказывает, что в современных условиях реализация экологической функции представляют собой не только конкретные задачи и проблемы в тех или иных регионах государства, которые решаются уполномоченными органами государственной власти, а стратегически значимая природоохранная деятельность государства, которая определяет перспективы его дальнейшего развития, а также его место на международной арене и в системе международно-правовых отношений[34].

В процессе реализации экологической функции государство в современном мире производит следующие меры: совершенствование системы институционального обеспечения государственного управления в сфере гражданской защиты населения, экологической безопасности, использования и воспроизводства природных ресурсов; неукоснительное соблюдение в практической деятельности принципа «загрязнитель платит» с обеспечением прозрачности и высокой эффективности использования средств на природоохранные мероприятия; привлечение общественности к участию в решении глобальных, региональных и местных экологических проблем; повышение роли и ответственности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере экологической безопасности, переход к децентрализации управления в этой сфере; эффективное внедрение механизмов, предусмотренных Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата; стабилизация и улучшение экологического состояния, особенно в крупных городах и промышленных центрах; обеспечение стабильного восстановления лесов, увеличения их площади, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, охрана растительного и животного мира и лесных экосистем; информирование населения об экологической ситуации и мерах, который может предпринять каждый для улучшения экологической обстановки, и т.д.