Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 2
В советской юридической науке возникла также классификация функций государства на основные и неосновные. Она получила широкое распространение, но уже тогда нашлись авторы, которые подвергли ее критике. Среди последних был Л.И. Каск, который полагал, что у этой классификации отсутствует четкий критерий, и связывал ее несостоятельность с тем фактом, что в зависимости от исторического этапа развития государства одна и та же функция может выдвинуться на первый план и стать соответственно «основной», а на других этапах утратить это качество. Что касается сегодняшнего дня, то данная классификация критикуется рядом исследователей. Их критика состоит в том, что относительно неосновных функций в юридической науке имеются лишь отрывочные упоминания (и соответственно задача формулирования их перечня до сих пор не выглядит решенной) [15].
Более того, достаточно странным выглядит в приложении к неосновным функциям государства наиболее распространенное на сегодняшний день определение функций государства именно как основных направлений деятельности (неосновные функции государства — это неосновные основные направления деятельности государства?). Из этого тупика можно выйти, только предложив для обозначения неосновных функций государства какое-то другое понятие, а это уже само по себе показывает, что перед нами нечто, что не может рассматриваться как функция государства. Думается, что наиболее корректный из предложенных в науке выходов состоит в том, чтобы признать за неосновными функциями государства значение субфункций — отдельных направлений деятельности, из которых складывается основное направление в виде функции государства.
В этой части следует согласиться с А.В. Мелиховой, которая полагает, что субфункция — это поднаправление внутри функции государства, которое все же некорректно именовать неосновной функцией [16].
С советского времени существует в отечественном правоведении также классификация функций государства, основанная на продолжительности их действия. С этой точки зрения выделяют постоянные и временные функции государства. Первые присущи государству на всех этапах его существования, вторые — присущи государству на отдельных этапах его существования, связаны с решением каких-то специфических задач.
В советское время в качестве временной называлась функция подавления свергнутых эксплуататорских классов при смене государственного строя в ходе революции. Постсоветская наука в лице большинства ученых как будто стесняется упоминать эту функцию и стремится выделить какие-то иные временные функции. Однако применительно к ним возникают определенные вопросы. В свое время такие вопросы вызывала функция минимизации (ликвидации, преодоления) последствий чернобыльской катастрофы. С одной стороны, она могла быть рассмотрена как временная; с другой стороны, находились авторы, которые усматривали в ней стабильность и постоянство и соответственно писали, что это «рассчитанная на длительный исторический период целенаправленная деятельность государства» [17]. Последнее мнение все же не представляется обоснованным. Налицо еще один познавательный тупик. Выходов из этого тупика просматривается два. Первый состоит в том, чтобы выделить функцию недопущения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий в качестве самостоятельной и соответственно постоянной. Второй путь предполагает, что этой функции в принципе следует отказать в существовании, основываясь на том, что здесь имеется задача ликвидации последствий чрезвычайной катастрофы, которая скажется на содержании экологической, социальной, экономической и других функций государства, актуализировав в них соответствующие субфункции. Но в любом случае, думается, отнесение функции недопущения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций к числу временных ошибочно.
По сфере деятельности функции государства делятся на внутренние и внешние. Первые ориентированы на решение задач внутри страны, вторые — служат решению задач на международной арене. Классификация, которая имела практически незыблемое значение для советского правоведения, в настоящее время утрачивает свои позиции. Глобализация и интеграция, составляя основной вектор развития человечества, не позволяют ставить вопрос о том, что осуществление какого-либо направления деятельности может быть ограничено государственными границами. Неслучайно высказывается мнение о том, что от этой классификации необходимо или отказаться вовсе, или дополнить ее группой «смешанных» функций, или развивать системное видение вопроса о реализации функций государства (как это делает, например, С.Н. Туманов [18]).
Большее признание сейчас имеет классификация функций государства, «привязанная» к относительно обособленным сферам жизнедеятельности социума. С учетом выделения большинством авторов четырех таких сфер обычно упоминаются экономические, политические, социальные и идеологические (культурные, духовные) функции государства. Понятно, что акценты могут расставляться здесь по-разному (например, вместо политических функций выделяться «функции осуществления суверенитета» [19], но сути критерия это не меняет и результат его использования понятен.
Постсоветская юридическая наука в лице ряда ее представителей предпринимала собственные попытки классифицировать функции государства. Некоторые из них нельзя признать удачными. Думается, что не выдерживает критики группировка функций государства, основанная на принципе разделения властей. Данное деление входит в противоречие с ключевым для понимания функций государства обстоятельством — они осуществляются всеми или большинством государственных органов. Чтобы быть реализованной, любая функция государства должна быть обеспечена активностью со стороны правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов. В то же время в современной науке есть примеры классификаций функций государства, заслуживающих внимания.
Одной из таких классификаций (по мнению создателя, типологий) является классификация Д.В. Пожарского, который полагает, что при рассмотрении функций государства следует выделить два их типа — в зависимости от особенностей проявления сущности, ценности, целей и социального назначения государства в его деятельности, а также совокупности однородных качественных признаков содержания функций. Каждый из типов потом должен подвергаться более дробному делению.
На основании выдвинутого Д.В. Пожарским критерия государство на любом историческом этапе развития осуществляет две функции: охранительную и созидательную, образующие диалектическое единство и обоюдно (но в разных формах) обеспечивающие безопасность и поступательное развитие общества [20].
Таким образом, вопрос о классификации функций государства относится к числу достаточно динамично развивающихся в юридической науке. С одной стороны, есть стремление переосмыслить ряд выработанных советским правоведением классификаций (деление функций государства на классовые и общесоциальные, на основные и неосновные).
С другой стороны, есть новые подходы к подразделению функций государства. Не все они являются удачными, но в то же время среди новых подходов есть немало таких, которые значительно обогащают теорию функций государства, и здесь следует отметить наработки Д.В. Пожарского, Н.В. Разуваева, В.Е. Чиркина.
На современном этапе развития государства все больше проявляется необходимость определения основных направлений его активности, как в пределах, так и за пределами границ. Исследователи все чаще основывают свои размышления на многообразии государственной активности и общественных отношений, в которых выражается общечеловеческая сущность и социальное назначение государства.
Определяющей тенденцией современности является сближение различных подходов с сохранением рациональных идей и позиций, выдвинутых на тех или иных этапах теоретического исследования вопроса.
В теории государства и права существуют различные классификации основных функций государства. Одна из наиболее распространенных - деление функций государства на внутренние и внешние.
К внутренним функциям Российского государства относятся следующие: политическая, экономическая, экологическая, налоговая, идеологическая, охранительная и контрольная.
Политическая функция – является одной из важнейших функций государства. Значение ее состоит в следующем: все функции государства политически обусловлены, так как государство – политико-территориальное образование. Политическая функция в большей степени определяющая, ввиду ее воздействия на иные сферы.
Экономическая функция - определяет систему экономических или производственных отношений в обществе, а также существующие в нем формы собственности. На основе материально-экономической базы происходит построение государственного строя, политики. В зависимости от того как реализуется государством экономическая функция во многом зависит степень реализации обеспечение национальной безопасности, социальной политики, поддержание науки и образования, экологии. Развитие экономики страны является стратегической целью обеспечения национальной безопасности [21].
В июне 2017 года в рамках прошедшего в Петербурге экономического форума, прошедшего под девизом «В поисках нового баланса в глобальной экономике», обсуждались вопросы глобального развития. Президент Российской Федерации В.В. Путин говорил о необходимости совместных действий для обеспечения устойчивого роста мировой экономики, выработки справедливых правил торговли и честной конкуренции, снижения уровня бедности, решения острейших социальных проблем, преодоления таких угроз, как: «терроризм, региональные конфликты, распространение идей национализма и ксенофобии» . В качестве одного из направлений развития представлена - цифровая экономика.
Экологическая функция – одна из сфер жизни общества, в которой особенно остро проявляется влияние глобализационных процессов и необходимость разработки новых подходов к функциям государства, а также механизма их реализации. В рамках осуществления данной функции органами исполнительной власти Российской Федерации осуществляется ряд государственных программ. В частности, Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [22].
Особенности состояния окружающей среды, делают невозможным осуществление экологической функции в полной мере без согласованного участия всех государств. Вопросы экологии затрагивались и в ходе работы Петербургского международного экономического форума, проходившего с 1 по 3 июня 2017г. под девизом: «В поисках нового баланса в глобальной экономике». Деятельность человека неизбежно накладывает свой отпечаток, к сожалению негативный на состояние окружающей среды. Так в частности говорилось о том, что Российской Федерацией успешно реализуются «масштабные экологические программы, в том числе в Арктике».
Налоговая функция выступает в качестве самостоятельной функции государства. На нее в значительной мере влияют глобализационные процессы. Так, например, многие транснациональные корпорации занимаются производством продукции в одной стране, а налоги уплачиваются в ином государстве, как правило, в том, где они существенно ниже. Данный факт негативно сказываться на развитии государства, а именно на его 180 финансово-экономической сфере. Согласно Конституции Российской Федерации: «Каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы»[23].
На сегодняшний день в условиях рыночной экономики роль налогов возрастает. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации: «Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[24].
Фискальная функция налогов, заключается в обеспечении органов государства и местного самоуправления финансами, которое, в свою очередь, обеспечивается повышением количества поступлений от налогов. В совокупности с регулятивной функцией налогов она способствует росту экономики государства.
Идеологическая функция в условиях современной российской государственности приобретает особую значимость. Отсутствие идеологии негативно сказывается на всех сферах деятельности государства: государственной, политической, экономической, социальной и духовной. По мнению, А.Н. Харитонова: «В ситуации кризиса ценностных установок российского общества иностранные государства стали активно заниматься деятельностью по внедрению своих идеологических технологий» .
Глобализация – процесс универсализации основных сфер общественной жизни, которая приводит к постепенному устранению границ между государствами и приведению их к единообразию, а также к созданию единой правовой, экономической, политической, культурной и иных сфер жизни общества. Воздействие глобализации на государственность проявляется путем трансформации функций государства. Именно поэтому процессы глобализации оказывают влияние, в том числе и на внутренние функции государства. Данное воздействие выражается в появлении новых функций. Например, экологическая функция призванная обеспечивать право граждан на благоприятную окружающую среду, рациональное использование и сохранение природных ресурсов вследствие их исчерпаемости, устранение современных глобальных экологических вызовов человечеству, угрожающих существованию человечества; демографическая функция, вызванная необходимостью регулирования численности населения на планете; функция социальной защиты населения и другие.