Файл: И.А. Паначев Рабочая программа, контрольные работы и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения (сокращенные сроки обучения на базе среднего спец. образования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.06.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32

9.КРУЧЕНИЕ КРУГЛЫХ СТЕРЖНЕЙ

9.1.Крутящие моменты

Если нагрузка на прямолинейный стержень (вал) состоит только из моментов Мк, плоскости которых перпендикулярны к оси стержня, то

из шести внутренних усилий в любом сечении остаётся только крутящий момент Мкр.

Внутренний момент Мкр выражается через внешние Мк. Крутящий момент Мкр в сечении равен сумме внешних моментов Мк, расположенных по одну сторону от сечения :

Мкр = ∑Мк(лев) = ∑Мк(пр) .

(9.1)

Правило знаков: крутящий момент Мкр считается положительным, когда внешний момент Мк вращает отсечённую часть против часовой стрелки, если смотреть на него со стороны разреза.

9.2. Напряжения и деформации Основные допущения, принятые в теории кручения круглых валов,

выполненных из однородного, идеально упругого материала:

а) гипотеза плоских сечений – сечения плоские до кручения остаются плоскими и при кручении;

б) ось вала при кручении не искривляется; в) удлинение продольных волокон вала отсутствует;

г) радиусы поперечных сечений вала при кручении остаются прямыми, поворачиваясь на определённый угол;

д) в поперечных сечениях вала возникают только касательные напряжения.

Таким образом, кручение можно рассматривать как чистый сдвиг, вызываемый поворотом одного сечения относительно другого. При этом в поперечных сечениях возникают касательные напряжения (см.

рис. 9.1):

τ р =

Мкр ρ

,

(9.2)

Iк

 

 

ρ – рас-

где τ р – касательное напряжение в рассматриваемой точке;

стояние от исследуемой точки до оси стержня; Iк – момент инерции

сечения стержня при кручении.

Для круглого сечения Iк = πd4/32.


33

Для кольца Iк = πd4(1 – α)/32, где α = d/D.

Наибольшие касательные напряжения – у поверхности вала (см.

рис. 9.1, а, б):

τтах =

Мкр

,

(9.3)

W

 

к

 

 

где Wк – момент сопротивления при кручении.

Рис.9.1. Касательные напряжения в поперечном сечении стержня: а) для круглого сечения; б) для кольцевого сечения

Для круглого сечения Wк = πd3/16 , при этом для кольцевого сечения Wк = πD3(1 – α4)/16. Для вычисления Iк и Wк можно пользоваться приближёнными формулами, делающими ошибку в 2%: Iк= 0,1d4;

Wк= 0,2d3 – для сплошного вала, Iк= 0,1D4(1 - α4); Wк=0,2D3(1–α4) – для

полого вала.

Углы закручивания при постоянном крутящем моменте на длине l определяют по формулам:

для сплошного вала

ϕ =

Мкр 1

 

 

 

,

 

(9.4)

 

 

для полого вала

 

GIк

 

 

Мкр 1

 

ϕ =

 

 

.

(9.5)

GIк( 1 α4 )


34

9.3.Пример

Кстальному валу приложены три известных момента: М1, М2, М3 (рис.9.2). Требуется: 1) установить, при каком значении момента Х угол поворота правого концевого сечения вала равен нулю; 2) для найденного значения Х построить эпюру крутящих моментов; 3) при заданном значении [τ] определить диаметр вала из расчёта на прочность и округлить его до ближайшего большего стандартного значения; 4) построить эпюру углов закручивания; 5) найти наибольший относительный угол

закручивания (на 1 м), если дано:

а = 1,3 м,

b = 1,2 м, с = 1,8 м,

М1 = 1300 Н·м, М2 = 1200 Н·м,

М3 = 1800 Н·м,

[ τ ] = 55 МПа.

 

 

 

 

 

Решение

 

 

 

9.3.1. Составляем уравнение деформаций, выражающее мысль, что

угол поворота правого концевого сечения равен нулю.

 

X (2a + b + c)

M3

(a + b + c)

M 2 (a + b)

+

M1 a

= 0.

 

 

 

 

GIk

 

 

GIk

GIk

 

 

 

GIk

Подставив цифровые значения, получим

 

 

 

X (2 1,3 +1,2 +1,8)M3

(1,3 +1,2 +1,8)M 2 (1,3 +1,2)+1,3M1 = 0

5,6X 4,3M3 2,5M 2 +1,3M1 = 0,

отсюда Х = 1616 Н·м.

9.3.2. Для найденного значения Х строим эпюру Мкр. На основа-

нии метода сечений имеем, что крутящий момент в сечении численно равен алгебраической сумме внешних скручивающих моментов, действующих по одну сторону от сечения (формула (9.1)).

Мкр = Мi(пр) = Мi( лев)

Мкр1 = Х= 1616 = 1616 Н·м.

Мкр2 = Х – М3 = 1616 – 1800 = –184 Н·м.

Мкр3 = Х – М3 – М2 = 1616 – 1800 – 1200 = –1384 Н·м.

Мкр4 = Х – М3 – М2 + М1 = 1616 – 1800 – 1200 + 1300 = –84 Н·м.


35

9.3.3. По полученным значениям строим эпюру Мкр (см. рис.9.2). Условие прочности:

 

 

 

 

 

 

 

τтах =

 

Мкр

 

 

>[τ],

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

W

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=πd 3

к

 

где │М

кр

mах = 1616 Нм, W

к

/16,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отсюда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d = 3

16

 

M кp

 

max = 3

16 1616

= 0,0532 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

π [τ]

 

 

 

3,14 55 106

 

Принимаем по ГОСТ 6636-69 d = 56 мм = 0,056 м.

9.3.4. Строим эпюру углов закручивания. Угол закручивания на участке (формула (9.4):

ϕi = M крili ,

GIк


 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

GIk

=

Gπd 4

= 8 104 106 3,14 0,0564 = 0,772 105 Н м2 ,

 

 

32

 

 

32

 

 

 

 

где G = 8 104 МПа – модуль упругости при сдвиге.

 

 

 

ϕ

=

 

1616 1,3

 

= 27,21 103 рад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

0,772 105

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ϕ2

=

184 1,8

 

= −4,29 103 рад.

 

 

 

0,772 105

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ϕ3

= 1384 1,2

= −21,51 103

рад.

 

 

 

 

 

 

 

0,772 105

 

 

 

 

 

ϕ4

 

 

=

84 1,3

= −1,41 103

рад.

 

 

 

 

 

0,772 105

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находим углы закручивания характерных сечений:

αлев = αпр + ϕi ,

αI = 0,

αII =αI +ϕ12 = 27,21 103 рад,

αIII =αII +ϕ23 = 27,21 103 4,29 103 = 22,92 103 рад,

αIV =αIII +ϕ34 = 22,92 103 21,51 103 =1,41 103 рад,

αV =αIV +ϕ45 =1,41 103 1,41 103 =0 .

По данным значениям строим эпюру α (см. рис. 9.2)

9.3.5. Находим наибольший относительный угол закручивания

θ = ϕ = Мкр , l GIк

следовательно, наибольший угол закручивания будет на участке, где момент будет максимальным.

I участок: Мкр = 1616 Н·м,

θmax =θ1 = 0,7721616105 = 20,93 103 м1.