Файл: А.Д. Лазарев Конфликтология. Рабочая программа, контрольные задания и методические указания к ним для студентов заочной формы обучения всех специальностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение

Кузбасский государственный технический университет Кафедра социологии политических отношений и права

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Рабочая программа, контрольные задания и методические указания к ним для студентов заочной формы обучения всех специальностей

(в том числе сокращенные сроки обучения)

Составитель А.Д. Лазарев

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 1 от 05.09.01

Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 170500 Протокол № 1 от 28.09.01

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2002

1

1. КОНФЛИКТОЛОГИЯ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цель преподавания дисциплины

Изучение "Конфликтологии" имеет большое значение для специалиста. Знания о механизмах возникновения и развития конфликтов помогают определить наиболее целесообразные формы поведения в конфликтных ситуациях, формируют рациональное отношение к конфликтам и предупреждают психологические стрессы. Конфликтология помогает отделить конструктивные конфликты от деструктивных, в соответствии с этим относиться к конфликтующим сторонам, а также предвидеть возможные последствия конфликтов для личности, экономических, социальных, политических и иных институтов, социальной общности, группы, общества в целом.

1.2. Задачи усвоения дисциплины

Дать знания и сформировать у будущих специалистов понимание конфликтных ситуаций, путей и способов предупреждения, регулирования, разрешения конфликтов, предвидения их возможных последствий.

В результате изучения настоящего курса студент должен знать:

-основные понятия конфликтологии;

-методологию, методы прогноза, диагностики и изучения конфликтных ситуаций;

-причины возникновения, сущность, структуру и стадии конфликта, форму его проявления и особенности;

-динамику развития и механизмы регулирования конфликтных ситуаций;

-технологию и роль разнообразных субъектов в предупреждении, регулировании, разрешении конфликтов.

2.СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

1. Конфликтология - наука и учебная дисциплина. Теоретические источники возникновения конфликтологии. Предмет конфликтологии.

Методология и методы конфликтологии. Категории конфликтологии. Конфликтология в системе гуманитарных наук. Теоретическая и практическая значимость конфликтологии.


2

2.Понятие "конфликт ". Сущность, структура и стадии конфликта. Г.Спенсер, М. Вебер, Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф о конфликте. Понятие "конфликтная ситуация ". Признаки конфликтной ситуации и ее диагностика. Прогнозирование конфликта. Его причины и повод.

3.Конфликт как социальное явление. Виды конфликта. Социальная напряженность: понятие и ее диагностика. Формы проявления социальной напряженности. Социальный конфликт как социальное взаимодействие. Социальные субъекты конфликта. Социальные функции конфликта.

4.Социальная технология регулирования и разрешения конфликта. Определение стратегии и тактики. Основные правила регулирования

иразрешения конфликта. Формы, способы, модели регулирования и разрешения конфликта.

5.Типология конфликта. Причины и основания технологии конфликта: по сферам общественной жизни, по субъектам, по организации

иформе проявления.

6.Конфликт в экономической сфере общества. Его истоки и особенности. Виды экономических конфликтов. Трудовой конфликт. Формы его проявления и регулирования. Производственный конфликт. Роль государственных и общественно - политических институтов в предотвращении, регулировании, разрешении трудовых, производственных конфликтов.

7.Организационный конфликт. Конфликт как форма взаимодействия между членами организации. Классификация межличностных конфликтов. Конфликт между руководителем и подчиненным. Межгрупповой конфликт: причины, особенности, виды. Тактика регулирования межгрупповых конфликтов.

8.Политический конфликт. Истоки и причины возникновения политического конфликта. Характер политического конфликта. Его классификация по содержанию и субъектам. Борьба за власть как источник конфликта. Внутренний политический конфликт. Способы его предупреждения. Международный конфликт. Стратегия, тактика, способы регулирования и разрешения.

9.Межнациональный конфликт: понятие и сущность. Причины межнациональных конфликтов и формы их проявления. Основной закон в развитии наций, межнациональных отношений и конфликт. Классификация межнациональных конфликтов и особенности их проявле-


3

ния в различных странах, регионах. Субъекты, способы регулирования и разрешения межнационального конфликта. Последствия межнационального конфликта. Мировой и отечественный опыт регулирования и разрешения межнационального конфликта.

3.СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.Конфликты в современном обществе.

2.Конфликт и стабильность - противоположные характеристики состояния социальной системы.

3.Конфликтная ситуация как динамичный социальнопсихологический процесс.

4.Психологическая совместимость и несовместимость в конфлик-

те.

5.Виды конфликта: глобальные, региональные, локальные.

6.Конфликт в социальной организации.

7.Забастовка как форма конфликта в трудовом коллективе.

8.Роль стабильности в предупреждении конфликта в экономической сфере.

9.Политический конфликт как форма развития общества.

10.Роль лидера в политической борьбе в демократическом обще-

стве.

11.Структура международного конфликта.

12.Интегративная модель в разрешении конфликтной ситуации. При самостоятельном изучении предложенных вопросов необхо-

димо продумать их структуру. Любой вопрос необходимо начать с определения понятий. Используя знания методологии и методов анализа конфликта, важно показать его с позиций прогноза, предупреждения, регулирования и разрешения. Попытайтесь раскрывать вопрос на примерах, по возможности в разных масштабах: мир, регион, страна, город, район, коллектив, семья и так далее.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Выполнение контрольной работы с ее последующей защитой на зачете - один из основных видов учебной деятельности студента заочной формы обучения.

4

Контрольная работа должна включать в себя название темы, план, содержание, соответствующее плану, список использованной литературы и источников. На титульном листе указывают название вуза, филиала, кафедры, предметы, темы, фамилию, имя, отчество автора, факультет, курс, группу.

Выбрав задание, используйте разнообразную литературу: справочную, учебную, научную, научно-популярную, публицистическую, художественную.

Анализ вопросов темы необходимо начать с введения, в котором обосновываются актуальность темы, ее отношение к предмету, теоретическая и практическая значимость. Раскрывая содержание вопросов темы, следует высказать свое отношение, свою точку зрения по существу вопроса, подтверждая достаточно продуманными аргументами из теории и, если это возможно, практики.

Взаключении формируются общие выводы по теме и, желательно, рекомендации.

Вконце работы должен быть представлен список использованной литературы и источников. Если это монография, то необходимо указать фамилию и инициалы автора (коллективная монография руководителя коллектива или редактора), название работы, место и год издания, общий объем работы. Например: Анцупов А.Я. Конфликтология: Учеб. / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. - М.: Издательское объединение "ЮНИТИ", 1999. – 551 с. Если это статья из научного сборника, то указывают, кто автор, название статьи и сборника, место и год издания, общий объем работы. Газетная статья – автор, название статьи, газеты,

ееномер, год, число, месяц, издания.

Вработе должны быть сноски на использованную литературу и источники, причем на той странице, где применяются данные исследователей и других авторов. Например, в работе без изменения цитируется мнение автора источника. Необходимо использовать кавычки и обозначить сноску соответствующим номером. На каждой странице нумерация начинается заново. Произвольное изложение мнения автора или группы авторов также оформляется сноской на источник.

Вработе должно быть приложение: словарь понятий, категорий конфликтологии; использованных при анализе темы. Например: "Интропсихические конфликты - это столкновение в психике животного тенденций к одновременному выполнению двух несовместимых типов поведения " см., Анцупов А.Я. Конфликтология: Учеб. / А.Я.Анцупов,


5

А.И.Шипилов. - М: Издательское объединение "ЮНИТИ", 1999. - 113 с.

Тема контрольной работы определяется по предложенной таблице. Номер темы соответствует букве алфавита, с которой начинается фамилия студента.

Таблица выбора темы контрольной работы

Первая буква

Номер темы

Первая буква

Номер темы

фамилии

 

фамилии

 

 

 

 

 

А

1

Л

11

Б, Х

2

М, Э

12

В

3

Н

13

Г, Ц

4

О, Ю

14

Д

5

П

15

Е, Ч

6

Р, Я

16

Ж

7

С

17

3, Ш

8

Т

18

И

9

У

19

К, Щ

10

Ф

20

Тематика контрольных работ

Объем работы – не менее двенадцатилистовой ученической тетради, или десять страниц компьютерного текста листа формата А4. Все разделы работы должны быть выделены, а страницы текста пронумерованы.

Тема № 1. Конфликтология

ПЛАН

1.Предмет конфликтологии.

2.Методология и методы конфликтологии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Объект и предмет конфликтологии. Общее в определении кон-

фликтологии.

Междисциплинарный подход к изучению конфликтов. Исходя из предмета конфликтологии покажите, что она является методологической основой анализа и урегулирования конфликта. Рассмотрите место конфликтологии в системе гуманитарных наук.


6

Конфликтология и наука о политике (политология, геополитика, философия политики и т.д.). Конфликтология и право.

Конфликтология и социальная психология. Раскройте структуру конфликтологии: общая теория конфликтов, социология конфликтов, отраслевая конфликтология (инноватика и др.). Ответ на второй вопрос возможен на основе предыдущего анализа.

Понимая методологию как систему методов исследования, покажите, что методологической основой конфликтологии являются социология и социальная психология, изложите методы конфликтологии.

Общенаучные методы конфликтологии. Есть ли другие методы или нет? Если да, то какие?

ЛИТЕРАТУРА

1.Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М.Бородкин, Н.М.Коряк. Новосибирск, 1989.

2.Варенко И.С. Конфликтология. М., 1990.

3.Вольфсон Э.Н. Конфликтология: Учеб. пособие. Кемерово,

1997.

4.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1994.

5.Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социс. 1993. № 8.

6.Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. М., 1998.

7.Конфликтология: Учеб. / Под ред. А.С.Кармина. СПб., 1999.

8.Степанов Е.И. Отечественная Конфликтология: к вопросу о становлении и развитии // Социс. 1998. № 10.

Тема № 2. Теоретические предпосылки возникновения конфликтологии

ПЛАН

1.Древние мыслители о природе конфликта.

2.Европейские мыслители о проблемах конфликта.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Конфликтология как наука возникла не на пустом месте. Станов-

лению конфликтологии предшествовали разнообразные теории, которые рассматривали отдельные аспекты будущей конфликтологии. Причины, роль конфликтов в жизни общества и отдельного человека, воз-

7

можности регулирования конфликтов, как предмет исследования мыслителей начиная с эпохи древности. Природа человека и социальный конфликт: две концепции - Аристотель и Гоббс. Три основные причины конфликта по Гоббсу. Марксистская интерпретация исторического процесса.

Классовая борьба - доминирующая форма конфликта, пронизывающая всю историю человечества. Специальная социологическая теория конфликта. Проблематика конфликта в социологии М. Вебера.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М.Бородкин, Н.М.Коряк. Новосибирск, 1989.

2.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1994.

3.Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. М., 1998.

4.Конфликтология: Учеб. / Под ред. А.С.Кармина. СПб., 1999.

5.Панарин А.С. Философия политики. М., 1994.

6.Семелен Ж. Выход из насилия. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Тема № 3. Конфликт

ПЛАН

1.Понятие "конфликта", его сущность.

2.Предмет "конфликта", его источники.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Основы социологии конфликта. Дарендорф и Л. Козер о конфлик-

те как о фундаментальном компоненте социального и политического порядка. Раскрывая понятие "конфликт", необходимо показать многообразие его значений. На основе анализа важно определиться, какое из них является рабочим. При этом исходите из общего в понимании конфликта. Следует изложить ваше представление предмета конфликта. Отсюда дайте анализ его сущности и что является источником. Подробно изложите то, что противоречия и столкновения интересов - источник конфликта.

Конфликтная ситуация - основа конфликта. Ее основные элемен-

ты.