Файл: А.Д. Лазарев Политология. Программа, тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения (в том числе сокращенные сроки обучения).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение
Кузбасский государственный технический университет Кафедра социологии политических отношений и права
ПОЛИТОЛОГИЯ
Программа, тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения
(в том числе сокращенные сроки обучения)
Составитель А.Д. Лазарев
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 1 от 05.09.01
Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 170500 Протокол № 1 от 28.09.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2002
1
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОЛИТОЛОГИИ И ЕЁ МЕСТО
ВУЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1.ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОЛИТОЛОГИИ
Политология – одна из гуманитарных дисциплин, областью познания которой является изучение политики, политических отношений, сущности и технологии власти, политической культуры. Политология разъясняет основы и механизмы политического порядка, а также действия правительства и политических партий, общественно-политических организаций, движений, способствует повышению воли к демократии. Знакомство с политическим опытом демократических стран помогает избавиться от штампов в восприятии политических процессов.
Цель преподавания политологии - ознакомление студентов с основными политическими учениями от античности до наших дней, включая зарубежных и отечественных мыслителей: о власти и государстве; о политическом устройстве современного общества; о механизме реализации властных решений, о демократии и других политических режимах; о политической культуре общества и личности.
Студент должен иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; о процессах международной политической жизни, политической обстановке, политическом процессе в России, её месте и статусе в современном политическом мире.
1.2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИИ
Задачи курса политологии: усвоение студентами основных понятий, характеризующих политическую жизнь общества; основных концепций и методологических подходов, лежащих в основе исследования политики; развитие аналитического мышления у студентов при оценке происходящих политических событий; овладение основными методами измерения различных моделей политических систем и режимов; формирование понимания важности общественной роли гражданина в политическом процессе и процессе общественного управления для того, чтобы каждый в большей степени осознал себя гражданином своего государства, активным участником политического процесса.
2
Врезультате изучения настоящего курса студент должен знать:
-особенности функционирования и технологию власти;
-основные типы политических режимов;
-современные разновидности демократии;
-программные цели основных политических партий и общественных движений;
-роль и функции теоретических и прикладных, аксиологических
иинструментальных компонентов политологии в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в об- щественно-политическую жизнь.
Врезультате освоения курса студент должен:
-выделять различные компоненты политологических знаний;
-осознанно принимать участие в политической жизни общества;
-владеть цивилизованными методами и приёмами политической деятельности.
1.3.ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО СТУДЕНТУ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЛИТОЛОГИИ
Для успешного усвоения курса политологии необходимо знание отечественной и мировой истории, некоторых разделов философии, экономической теории, культурологии, социологии, права, конфликтологии, геополитики.
2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.Политология – наука и учебная дисциплина. Политическая сфера жизни общества как объект изучения. Взаимосвязь политической сферы с другими сферами общественной жизни. Методология и методы политологии, её законы и категории.
2.Идейные истоки политологии. Политические учения античности. Учение о государстве Платона и Аристотеля. Теория государства и власти Макиавелли. Либеральное и революционно-демократическое направление в политической мысли (Дж.Локк, Монтескье, Руссо). Теория естественного права и правового государства в политической философии И.Канта. Гражданское общество и государство в философии права Гегеля. Соотношение свобод, равенства и демократии в политической доктрине А.Токвиля.
3
2.1. Западные политические концепции 2-й половины Х1Х века. Плюрализм методологических основ политической теории. Поли-
тические идеи марксизма. В.И.Ленин о революционном насилии и государстве, о механизме осуществления политической власти, о рацио- нально-правовой и харизматической власти, анализ бюрократии. Понятие политической элиты и массы. Учение о политических партиях.
3. Политическая власть в современном обществе.
Понятие политической власти, субъекты и объекты власти. Легитимность власти. Свобода, ответственность и власть. Власть и авторитет. Проблема соотношения государственной и политической власти. Политическая власть, управление и самоуправление. Традиционные и новые ресурсы власти. Система разделения власти.
4. Теория демократии.
Понятие демократии. Исторические формы демократии. Основные теоретические концепции демократии: античная, нового времени, классические, современные представления. Основные демократические принципы и процедуры.
5. Современная политическая система.
5.1.Политическая система общества: общее понятие и сущность. Структура политической системы, функции политической системы. Легитимность политической системы.
5.2.Современное государство и политический режим. Социальная природа государства: исторические корни, суверенность. Функции государства, их развитие и видоизменения. Формы государственного устройства и правления. Политический режим: средства и методы осуществления политики. Характеристика политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.
5.3.Принципы правового государства.
Характеристика, особенности правового государства, его основные принципы организации и функционирования. Гражданское общество и правовое государство. Разделение власти: идея сдержек и противовесов, взаимоуравновешивающий характер самостоятельности и независимости законодательно-контрольной, исполнительно-распоря- дительной и судебной деятельности государства.
6. Политические партии и партийные системы.
Понятие "политическая партия". Критерии типологии политических партий. Основные типы современных партий. Методы влияния политических партий на политическую жизнь. Партийные системы: по-
4
нятие и функции. Классификация партийных систем. Альтернативные и безальтернативные политические системы. Партийное лидерство. Партийная демократия. Партийные системы и государство в современных условиях.
7. Общество, личность, политика.
Социальные основы политики. Социальные общности, группы и политика. Предприниматель и политика. Интеллигенция и политика. Социально-этнические общности как субъекты и объекты политики.
Человек, личность как субъект и объект политики. Свобода человека как критерий политической справедливости. Активная политическая позиция личности как условие реализации конституционных прав, свобод и обязанностей индивида. Гарантии прав и свобод личности. Политическое лидерство. Власть, авторитет, культ личности в политике.
8. Политическая культура.
Взаимодействие политики и духовной культуры. Политическая культура как система. Функции политической культуры. Единство политической и правовой культуры. Политико-правовая культура – фактор расширения и углубления демократии.
3.НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИЙ
1.Предмет политологии.
2.Власть как политическое явление.
3.Политическая система общества.
4.Демократия – направление развития политической системы об-
щества.
5.Государство в политической системе общества.
6.Партии, общественно-политические организации и движения в политической системе общества.
7.Социальное в политике.
8.Личность в системе политических отношений.
9.Современные проблемы геополитики.
5
4. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Государство
План
1. Государство как основной политический институт: генезис государства, его сущность и исторические типы.
2.Формы государства и формы государственного устройства.
3.Современное государство:
а) парламент, сущность, типы и особенности; б) правовое государство: идеал и реальность; в) роль и функции государства; г) бюрократия в государстве.
4.Политический режим, его разновидности.
5.Государство и партии.
5.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ
1.Развитие представлений о политике в истории политической
мысли.
2.Проблема происхождения государства.
3.Договорная теория происхождения государства.
4.Олигархическая и личная власть в современной демократии.
5.Демократия и общественное мнение.
6.Демократия и выборы.
7.Народная инициатива и референдумы.
8.Особенности парламентской республики.
9.Особенности президентской республики.
10.Сущность парламентаризма и проблемы его становления в
России.
11.Многопартийные системы и представительная демократия.
12.Особенности становления политических партий в современной
России.
13.Группы давления, их тактика и каналы воздействия.
14.Политический конфликт.
15.Классическая теория элит.
16.Элита в демократическом и недемократическом обществах.
6
17.Власть в организации: профессиональная, экспертов, бюрократическая.
18.Три типа основания легитимности (по М.Веберу).
19.Основные формы современного авторитаризма.
20.Понятие политического порядка. Функционалистская модель политического порядка.
21.Процесс принятия решений в структуре современной государственной администрации.
22.Страты населения и поведение избирателей. Абсентизм.
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа должна включать в себя наименование темы, план, содержание, соответствующее плану, список использованной литературы и источников. Например, на титульном листе указывают название вуза, кафедры, предмета, темы, фамилию, имя, отчество автора, факультет, курс, группу, адрес студента.
Анализ вопросов темы необходимо начать с введения, в котором обосновывают актуальность темы, её отношение к предмету, теоретическую и практическую значимость. Раскрывая содержание вопросов темы, следует высказать свое отношение, свою точку зрения по существу вопроса, подтверждая достаточно продуманными аргументами из теории и, если это возможно, практики.
Взаключение формулируют общие выводы по теме и, желательно, рекомендации.
Вконце работы должен быть представлен список использованной литературы и источников. Если это монография, то необходимо указать фамилию и инициалы автора (коллективная монография – руководителя коллектива или редактора), название работы, место, год издания, объем. Например, Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. 248 с., Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997. 384 с. Если это статья из научного сборника, то указывать, кто автор, название статьи и сборника, место, год издания. Если это статья из журнала, то соответственно указывать автора, название статьи, журнала, номер и год издания. Например, Степанов Е.И. Отечественная конфликтология:
квопросу о становлении и развитии //Социс. 1998. № 10. Газетная ста-
7
тья автор, название статьи, газеты, её номер, год, число и месяц. Например, Иванов И.И. Политический лидер в регионе // Борьба за уголь.
№35. 1999. 25 дек.
Вработе должны быть сноски на использованную литературу и источники, причем на той странице, где применяются данные исследователей и других авторов. Если в работе без изменения цитируется мнение автора источника, необходимо использовать кавычки и обозначить сноску соответствующим номером. Например, И.И.Иванов утвер-
ждает: "С подобной позицией можно согласиться, лишь исходя из сугубо формальных позиций"1. В конце страницы ставите цифру 1 и указываете источник: Иванов И.И. Политология. М., 1999. С. 18. На каждой странице нумерация начинается заново. Произвольное изложение мнения автора или группы авторов также оформляется сноской. Например, по мнению И.И.Иванова, с подобной позицией можно согласиться, лишь исходя из сугубо формальных позиций. Или, как считают И.И.Иванов, С.С.Сидоров, П.П.Петров и другие исследователи, с подобной позицией можно согласиться лишь исходя из сугубо формальных позиций. Поставив в конце предложения соответствующую цифру,
вконце страницы укажите: 1. См.: Иванов И.И. Политология. М., 1999.
С. 18 – 25.
Тема контрольной работы определяется по предложенной таблице. Номер темы соответствует букве алфавита, с которой начинается фамилия студента.
Таблица выбора темы контрольной работы
Первая буква |
|
Первая буква |
|
фамилии |
Номер темы |
фамилии |
Номер темы |
А |
1 |
Н |
13 |
Б |
2 |
О, Э |
14 |
В |
3 |
П |
15 |
Г, Ш |
4 |
Р |
16 |
Д |
5 |
С, Ю |
17 |
Е |
6 |
Т |
18 |
Ж |
7 |
У |
19 |
З |
8 |
Ф |
20 |
И, Щ |
9 |
Х |
21 |
К |
10 |
Ц |
22 |
Л |
11 |
Ч |
23 |
М |
12 |
Я |
24 |
8
7. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема № 1. Политология - наука
План
1.Предмет политологии.
2.Методология и методы политологии.
3.Законы и категории политологии.
Методические рекомендации
При рассмотрении этой темы следует изложить основные подходы в понимании политологии. Дайте определение политологии как одной из наук, изучающих политическую сферу жизни общества, политику. Исходя из системной целостности общества, покажите взаимосвязь политической, экономической, социальной и духовной сфер общественной жизни. Используя свои знания понятия "объект науки", объясните политику как объект политологии. Раскройте содержание политики и ее соотношение с экономикой, правом, моралью, культурой. Важно уяснить, что политология – наука о сущности и формах политики, политической системы, закономерностях их развития и функционирования, месте и роли в общественной жизни. Политология – наука об отношениях между личностями, нациями и иными социальными общностями и группами по поводу политической власти, ядром которой выступает государственная власть. Таким образом, вы сможете понять предмет политологии – деятельность субъектов политики по поводу политической власти и управления делами общества.
Обратите внимание на место политологии в системе обществознания (политология и философия, политология и история, политология и социология и т.д.).
Невозможно понять политологию как науку, не зная ее методологии и методов. Изучая эту проблему, приведите примеры применения методов в теории и на практике.
Законы и закономерности политологии недостаточно исследованы. Нет однозначной их оценки. Обратите внимание на это и попытайтесь выразить свое отношение к названному вопросу.
Предмет политологии имеет свою структуру, следовательно, важно знать ее составляющие. Это предполагает знание категорий полито-
9
логии. Попытайтесь перечислить категории политологии в соответствии с её структурой.
Тема № 2. Истоки становления политической мысли
План
1.Политические учения Древнего Востока.
2.Этатизм в политической мысли Древней Греции и Рима.
3.Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения.
Методические рекомендации
Политология как учебная дисциплина в нашем отечестве стала изучаться относительно недавно. Вместе с тем она имеет теоретические источники. Необходимо их знать, показать становление политического качества общества и начало его осмысления в общественном сознании Древнего мира: политические учения Древнего Востока, Античной Греции и Древнего Рима, в политических взглядах Платона, Аристотеля, Плибия, Цицерона и др.
Политические учения существовали в эпоху феодализма и буржуазных революций. Изучите проблемы политологиии и теологии в этот период, идеи демократизации и разделения власти в работах Д.Локка, Ш.Монтескье, Ж.Руссо. Развитие представлений о политике во взглядах Н.Макиавелли, трудах немецких философов И.Канта, Г.Гегеля, французских историков, американских мыслителей: Медиссона, Пейно, Джефферсона, в позитивистской политологии И.Конта, Г.Спенсера.
Тема № 3. Политическая мысль России
План
1.Начала политической мысли в России.
2.Российская политическая мысль в ХУ111 – Х1Х вв.
3.Политическая мысль в России в ХХ в.
Методические рекомендации
Значительный интерес в понимании истоков политологии представляет революционно-демократическая традиция русских мыслите-