Файл: В.А. Полетаев Национальные ресурсы науки и техники (Часть1).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
15
лам обмена технологией ТНК (так передаются до 80% всех нововведений), изучение доступной анализу "извне" части мирового потока коммерчески реализуемых технологических знаний позволяет сделать вывод о том, что позиции США остаются здесь достаточно прочными. Сопоставляя многократный технологический перевес США над их ближайшими конкурентами по мировому рынку, исчисляемый более чем пятикратным превышением поступлений, например из Японии, над выплатами американских фирм за импорт японской технологии [1, 6] со все более удручающе пассивным для американцев балансом в области товарного обмена, авторы "Индикатора науки и технологии - 1987" пытаются объективности ради взвесить самые разные факторы, которые могли бы объяснить такого типа парадоксальный внешнеторговый феномен.
"Возможно, японские производители более успешно справляются с практическим воплощением идей и изобретений, или же американские фирмы успешнее делают изобретения, чем осуществляют нововведения, или же имеются правовые, политические и другие препятствия, не позволяющие американским производителям воплотить свои изобретения на практике и делающие необходимым участие японских лицензиатов" [1].
В целом же, как подчеркивают авторы отчета, "нигде не наблюдается явной потери лидерства США в области технологии, но можно говорить об усилении конкуренции" [1].
Конкуренция эта принимает все более жесткие рыночные формы, однако основная специфика ее нынешнего этапа заключается в том, что наиболее заметным образом проявляется она лишь в секторе материального производства. В секторе промышленной эксплуатации информационных ресурсов исторически сложившиеся ведущие позиции США остаются прочными. Поясним суть некоторых возникающих при этом внешне парадоксальных явлений. За послевоенные десятилетия в США утвердилась коммерчески устойчивая концепция "технологического цикла", в рамках которой почти все нововведения, изначально разработанные в метрополии и доказавшие на внутреннем рынке свою жизнеспособность, передавались затем для производства на дочерние предприятия ТНК. "В среднем за 1945-1975 годы свыше 81 % нововведений, разработанных в материнских компаниях ТНК США, передавались их зарубежным филиалам" [6, с. 110]. К моменту, когда зарубежные конкуренты осваивали соответствующую технологию настолько,
16
чтобы попытаться выйти с аналогичными изделиями на американский рынок, там уже, как правило, оказывались более конкурентоспособные изделия местных фирм (следующего технологического поколения) и т.д. Этот опережающий "технологический цикл" длительное время защищал американский рынок от вторжения заморских конкурентов много надежнее, чем любые протекционистские меры.
Однако такое "динамическое равновесие" могло сохраняться лишь в условиях относительно медленной смены номенклатуры массово выпускаемых товаров, предназначенных для мирового рынка. С началом информационной революции ситуация резко меняется. Видимым проявлением этих изменений становится постоянно растущее богатство разнообразия поступающей на мировой промышленный рынок продукции и, соответственно, используемых для его производства технологических решений.
В той же степени, как первая промышленная революция означала появление технической возможности для организации массового производства стандартизуемых изделий относительно медленно изменяемой номенклатуры, информационная революция впервые создала технические предпосылки для более быстрой реакции производителя на быстро изменяющиеся запросы потребителя. Соответственно, появилась и новая концепция промышленного производства - "индустрия, управляемая рынком" ("market driven industry"), принципиально отличающаяся от ранее существовавшей концепции, согласно которой пути будущего развития индустрии определялись, главным образом, исходя из прогноза ожидаемых возможностей технологии ("technology driven industry").
Иными словами, если ранее вероятность успеха на мировом промышленном рынке предопределял "техноцентрический" подход, то ныне оказывается коммерчески более эффективным "антропоцентрический" подход. Происходит поворот от традиционной, годами выверенной промышленной стратегии, согласно которой наиболее успешно реализуемые направления развития технологии и формируют в конечном счете потенциальные запросы потребителя к стратегии принципиально нового типа, в основе которой лежит все более точное отслеживание промышленностью самых разнообразных, быстро изменяющихся запросов миллионов потребителей на всех континентах, охваченных потоками товарообмена мирового промышленного рынка.
17
Так происходит, в частности, когда потребитель выбирает марку, цвет и конкретную конфигурацию приборов салона, а также иные характеристики автомобиля в конторе "дилера", оснащенной экранным пультом ЭВМ, связанным каналами телеобработки с компьютерной системой управления комплектацией на одной из ниток сборочного конвейера одного из многих десятков разбросанных по всему миру автозаводов.
Такое разнообразие выбора предоставляется потребителю и по многим другим видам массово выпускаемой продукции машиностроения. Например, на заводе компании Dir/Deev в городе Ватерлоо, штат Айова на системах сборки, контролируемых ЭВМ, производятся 20 различных моделей тракторов с тысячами изменяемых по желанию заказчика характеристик [18].
Таким образом, на современном этапе качественной эволюции мирового промышленного рынка основной по значимости продукцией ведущей группы наиболее передовых в научно-техническом отношении предприятий, контролирующих ПОВЕРХНОСТЬ "сферы технологии", оказываются уже не столько выпускаемые ими материальные товары, непосредственно реализуемые на мировом рынке, сколько генерируемые при этом профессиональные знания, многократно используемые затем поэтапно во всех нижележащих слоях "сферы" десятками, сотнями и тысячами различных предприятий для создания постоянно растущего числа новых локальных технологий.
В то же время основной продукцией предприятий, владеющих базовыми технологиями (контролирующих тот или иной участок поверхности "сферы технологии"), оказывается уже не столько непосредственно выпускаемая ими материальная продукция, сколько генерируемые на поверхности этой "сферы" профессиональные знания, требуемые для постоянного обновления принципов создания стремительно растущего числа локальных технологий. Выпускаемая же при этом товарная продукция (ЭВМ, научные приборы, космические аппараты, штаммы микроорганизмов в биотехнических системах и т.д.) независимо от того, выпускается она массово или мелкосерийно, представляет собой, по существу, всего лишь "рыночный сертификат", прилагаемый к основному и наиболее ценному их продукту, базовой технологии, а также тем новым управленческим стратегиям, которые позволяют длительное время сохранять эффективный контроль над мировым инновационным процессом в целом.
18
5. РЫНОК "ДЕЛОВЫХ УСЛУГ"
На рубеже 80-х годов дефицит внешнеторгового баланса США в области изделий традиционных секторов промышленности еще оказывалось возможным компенсировать за счет заметного положительного сальдо в торговле наукоемкими товарами. Однако к середине 80-х возможности товарной стабилизации внешнеторгового баланса США были в значительной степени утрачены. Все более важное в этом отношении значение начинает приобретать торговля "невидимым продуктом"
–насыщенными знаниями услугами.
К этому времени "в хозяйственной структуре США сформировался целый комплекс отраслей специализированных услуг, ориентированных на обслуживание сферы материального производства и поступающих не в конечное, а в промежуточное потребление. Эти отрасли, производящие так называемые "деловые услуги", наряду с наукоемкими отраслями промышленности, считаются некими "островками стабильности и роста", выделяющимися на фоне колеблющейся экономической конъюнктуры..." [6].
Среди деловых услуг резко выделяется класс работ, целью которых является повышение эффективности административноуправленческой деятельности.
6. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ОТРЫВ
Повышение сложности хозяйственного механизма выдвинуло в число важнейших факторов экономического развития уровень организационной культуры и качество управления профессиональной деятельностью людей. "К термину "технологический разрыв" прибавился "управленческий разрыв", возникла проблема сравнительной эффективности управления...", - отмечает Э.В. Кириченко [14, с. 57]. Искусство, методы и технологию практического решения управленческих задач объединяют понятием менеджмент.
Управленческое консультирование как новый тип профессиональной деятельности возникло в начале нашего века. "В США появились тогда первые фирмы, оказывающие платную помощь в рационализации производства и управления. В 1910 г. их насчитывалось всего 15... Например, Artur D.Little, которая была создана в 1886 г. как химическая лаборатория, в 1910 - 1920 гг. стала осваивать проблемы управ-
19
ления и затем перешла к консультированию по этим вопросам. Сегодня она, помимо всего прочего, крупнейшая* консультативная фирма: на управленческое консультирование приходится около трети объема всех
ееуслуг" [15, с. 103].
Всередине 50-х годов в секторе профессионального менеджмента индустрии консультативных услуг начали выполняться первые заказные исследования по внедрению машинных методов управления. Первоначально эти работы выполнялись только лидером сектора - фирмой Arthur D.Uittle, однако уже в конце 60-х годов в США появились сотни организаций, занятых разработкой новой методологии исследования проблем и методов принятия решений. К числу таких "математизированных" исследовательских организаций, или "фабрик мысли", относятся хорошо известные фирмы Rand Corp. и BDM [15, с. 104].
Всего в США функционирует "от 2 до 3 тыс. консультативных фирм**, причем 100 из них - весьма крупные организации широкого профиля, оказывающие разнообразные услуги в решении управленческих проблем, в использовании новейших методов и техники переработки информации. Например, Artur D.Little примерно четверть общего объема работ выполняет по контрактам с зарубежными клиентами (частными компаниями и правительственными организациями). Эта корпорация содействовала Индии в совершенствовании оборонной промышленности, Чили - химической, Греции - пищевой, в Колумбии был разработан долгосрочный план рассредоточения городского населения и промышленности; десяткам стран эта фирма содействовала в организации иностранного туризма и т.д. Например, она регулярно организует у себя стажировку для менеджеров высшего и среднего звена из развитых и развивающихся стран" [15, с. 13].
7.ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ
К"наукоемким" относятся деловые услуги, которые реализуются,
взначительной степени на основе передовой технологии (в частности, "ноу-хау" исследовательского и консультативного характера), а также
* На этой фирме занято свыше 1000 профессиональных консультантов, годовой оборот консультационных услуг превышает 100 млн. дол.
** Общая численность занятых в этой отрасли экономики США, непосредственно связанной с промышленной эксплуатацией национальных ресурсов, превышает полмиллиона человек; объем продаж консультативных услуг измеряется миллиардами долларов и растет с темпом 15 % в год.
20
непосредственно связанные с растущим уровнем компьютеризации всех сфер производства и общественной жизни [6, с. 116].
За последние два десятилетия растущее значение в секторе наукоемких услуг приобретают информационные услуги. Эта быстро развивающаяся подотрасль в секторе наукоемких услуг уходит своими истоками к специализированным консультативно-исследовательским фирмам, изначально ориентированным в основном на юридическое и бухгалтерское обслуживание американских предприятий, устоявших после разрушительного кризиса 1929 г. Цель у большинства предприятийклиентов такого рода консультативных фирм в то время была самая очевидная - минимизация всех производственных издержек, чтобы продержаться, выжить до момента наступления экономического подъема.
Многие предприятия при этом были вынуждены отказываться от услуг своих собственных специалистов и обращаться в наиболее острых ситуациях за деловыми консультациями к компаниям, узкоспециализированным на информационных услугах. Так начала развиваться новая область деловой активности. Информация, различные аспекты которой оказывались необходимы многим организациям, скапливалась в небольшом числе специализированных учреждений. Некоторые из таких учреждений, как например Anderson или Dan & Bradstreеt, в этих условиях начали быстро расти и достигли размеров мирового масштаба. В ходе своего развития они приобрели исторически новый для человечества опыт самой разнообразной работы со знанием как товаром, а также накопили богатейшие хранилища отраслевой документации.
Однако лишь с появлением первых ЭВМ процесс развития информационных услуг получил необходимую технологическую поддержку. В 1947 г. сотрудниками Комиссии по атомной энергии США была создана первая информационная программа. Библиографические описания наносились на IBM-перфокарты, и поисковую работу в некоторых случаях заметно облегчила машина...
В 1960 г. Национальная ассоциация космических исследований США создала экспериментальную систему микрофишей, в которой поиск по ключевым словам вела ЭВМ. Спустя четыре года администрация службы аэрокосмических исследований использует в своей практической деятельности уже свыше трех тысяч "библиографических профилей" и выдает задание фирме Lockheed на исследование и разра-
21
ботку логического устройства Recol, предназначенного для автоматизации процессов сортировки документации.
В этот же период времени аналогичными разработками активно интересуется американская армия. В 1961 г. военными США был составлен специальный прогностический перечень из 89 предметных областей наиболее перспективных, с их точки зрения, объектов для будущих информационных исследований: от электроники до экологии. В 1965 г. в военном ведомстве США практически использовались уже около 80 программ обработки документов.
Вместе с началом широкого использования ЭВМ третьего поколения в конце 60-х годов появляются и первые территориально распределенные системы автоматизированного сбора, хранения и обработки данных. Первоначально они, так же как и более ранние системы централизованного типа, использовались в основном для военных целей. Например, Агентство национальной безопасности США с тех пор ведет таким образом постоянное наблюдение за сообщениями и радарными сигналами со всей Земли.
Как правило, почти все сколько-нибудь крупномасштабные разработки в области создания автоматизированных средств хранения больших объемов данных, их обработки и передачи на большие расстояния вплоть до конца 60-х годов осуществлялись главным образом за счет военного бюджета или иных государственных ассигнований. На рубеже 70-х годов их результаты начинают во все более заметных масштабах проникать в гражданский сектор хозяйственного механизма США и в ряде случаев служат привлекательным объектом для вложения средств частных фирм.
Картотеки, созданные крупными федеральными агентствами, Департаментом по вопросам энергетики, Библиотекой Конгресса и др., начинают широко использоваться частными фирмами в коммерческих целях. Например, Национальная служба технической информации с 1970 г. ведет активную эксплуатацию созданного ею банка научнотехнических данных, в том числе сведений об отчетах по НИР. Аналогичным образом идет процесс структурирования и накопления на машинном носителе электронных данных по основным разделам отраслевых фондов документации и в других правительственных организациях.
При этом всякий раз прослеживается одна и та же, судя по всему, достаточно характерная в США тенденция – начальные производст-