Файл: И.А. Штефан Теория автоматического управления. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности120100.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22

3.4.3.Задача 2.

Решение выполнить в следующем порядке:

- оценить устойчивость САР для нечетных вариантов по критерию Михайлова с использованием характеристического уравнения САР, а для четных вариантов по критерию Найквиста с использованием передаточной функции разомкнутой части САР Wp(p);

построить область устойчивости на основе D-разбиения в плос-

кости параметра Т1 для нечетных вариантов и в плоскости параметра k1 для четных вариантов и определить интервал изменения параметра, в пределах которого САР устойчива;

скорректировать исходное значение параметра (Т1 или k1), если САР неустойчива, и осуществить дополнительную проверку устойчивости по заданному критерию.

3.4.4. Задача 3.

Построить кривую переходного процесса для определения прямых оценок качества регулирования. Для этого необходимо выбрать метод построения кривой переходного процесса: метод трапецеидальных вещественных частотных характеристик (ТВЧХ) или метод разностных уравнений. Метод ТВЧХ целесообразно (но не обязательно) выбирать при ручном построении кривой переходного процесса, а метод разностных уравнений при использовании для расчетов ЭВМ.

При построении кривой переходного процесса на основе ТВЧХ необходимо:

построить вещественную частотную характеристику САР Р(ω);

аппроксимировать Р(ω) трапециями, количество которых должно быть не менее трех;

определить параметры трапеций: высоту трапеций ri и наклон Hi = ωdini; где ωdi – интервал равномерного пропускания частот; ωni – общий интервал пропускания частот. Если трапеция вырождается в

треугольник, то Нi = 0, а если в прямоугольник, то Нi=1;

- определить по таблицам значения единичного переходного процесса для каждой трапеции с последующим их пересчетом в реальные значения переходного процесса и в реальное время по формулам

h

= r

h ( t );

t

pij

=

tтаблij

;

 

ij

i

1ij

 

 

Wni

 

 

 

 

 

 

 

 

- построить переходные процессы для каждой трапеции и графическим суммированием определить кривую переходного процесса.


23

При построении кривой переходного процесса на основе разностных уравнений необходимо:

- получить разностное уравнение САР на основе дифференциального уравнения путем замены дифференциалов левыми разностями, т.е. в виде

а0 y( i ) + a1 y( i 1 ) + + an y( i n ) = b0 y* ( i ) + b1 y* ( i 1 ) + +

+bm y* ( i m )

найти рекуррентную формулу расчета у(i), т.е.

y(i) = α 1 y(i 1) + + α n y(i n) = β 0 y * (i) + β 1 y * (i 1) + +

 

 

 

 

 

+ β m y* ( i

m ),

(3.1)

 

 

ai

 

 

 

β i =

b j

;

j =

 

 

 

α i = −

 

 

 

 

0,m;

где

;

i = 1, n;

 

 

 

a0

 

 

 

 

a0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– выбрать шаг дискретизации

t из условия, что

t ( 0,1 0,5 )Tmin ;

– получить значения кривой переходного процесса по выражению (3.1)с учетом того, что

у * ( i ) = 1( i ) =

 

1, i >

0;

 

0, i

0;

 

 

и построить кривую переходного процесса.

По кривой переходного процесса определить следующие прямые оценки качества регулирования:

статическую ошибку Δст;

время регулирования tр;

перерегулирование σ;

число колебаний N;

частоту колебаний ωк.


24

3.4.5 Задача 4.

Определить дискретную передаточную функцию САР Wс(z) на основе непрерывной передаточной функции Wс(p) с использованием метода подстановки, а именно при

p =

1

z

1

 

 

 

.

 

t

 

 

 

 

 

Получить разностное уравнение на основе Wс(z), используя свойства обратного z-преобразования и алгоритм моделирования вида (3.1).

3.4.6. Задача 5.

При решении необходимо:

-найти разностные уравнения и алгоритмы расчета для всех элементов системы, т.е. по три алгоритма для каждого варианта ;

-определить алгоритмы сумматоров типа

x3( i ) = x1( i ) + x2( i )

и элементов сравнения

ε ( i ) = y* ( i ) y( i 1 ),

число которых должно соответствовать общему числу сумматоров в системе;

- привести алгоритм моделирования в виде последовательности разностных уравнений динамических звеньев и сумматоров, расположенных по порядку преобразования сигналов в САР.

3.4.7. Оформление контрольной работы В пояснительной записке приводят все промежуточные преобра-

зования и результаты расчета по всем пяти задачам, а в графической части должны быть представлены:

структурная схема САР;

годограф Михайлова или Найквиста;

кривая D-разбиения с выделенной областью устойчивости;

кривая переходного процесса с прямыми оценками качества регулирования.

Графическая часть может быть выполнена либо на миллиметровке либо в виде распечаток с ЭВМ.


25

4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

4.1. Основная литература

1. Макаров И.М., Менский Б.М. Линейные автоматические системы (элементы теории, методы расчета и справочный материал). – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1982. - 504 с.

2.Лукас В.А. Теория автоматического управления: Учеб. для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Недра, 1990. - 416 с.

3.Солодовников В.В., Плотников В.Н., Яковлев А.В. Основы теории и элементы систем автоматического регулирования: Учеб. пособие для вузов. – М.: Машиностроение, 1985. – 536 с.

4.Попов Е.П. Теория линейных систем автоматического регулирования и управления: Учеб. пособие для втузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. – 304 с.

5.Изерман Р. Цифровые системы управления: Пер. с англ. – М.:

Мир, 1984.-541 с.

6.Сборник задач по теории автоматического регулирования /

В.А. Бесекерский, А.Н. Герасимов, Л.Ф. Порфирьев и др.; Под ред. В. А. Бесекерского. – 4-е изд. – М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1972.

– 587 с.

4.2.Дополнительная литература

7.Теория автоматического регулирования: В 2 ч. Ч 1. Теория линейных систем автоматического управления / Н.А. Бабаков, А.А. Воронов, А.А. Воронова и др.; Под ред. А.А. Воронова. - 2-е изд., перераб. и

доп. – М.: Высш. шк., 1986. – 367 с.

8.Егоров К.В. Основы теории автоматического регулирования: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергия, 1967.

648 с.

9.Котов К.Н., Шершевер М.А. Автоматическое регулирование и регуляторы: Учеб. для техникумов. – М.: Металлургия, 1987. – 384 с.

10.Фритч В. Применение микропроцессоров в системах управления: Пер. с нем. – М.: Мир, 1984.-464 с.

11.Ерофеев А.А. Теория автоматического управления: Учеб. для вузов. – СПб.: Политехника, 1998.- 295 с.

12.Гурецкий Х. Анализ и синтез систем управления с запаздыванием: Пер. с пол. – М.: Машиностроение, 1974. – 328 с.

26

4.3. Перечень методических указаний по проведению практических занятий

1. Математические модели и структурные схемы систем автоматического управления /Сост.: И.А. Штефан , И.В. Чичерин ; Кузбас. гос. техн. ун-т. – Кемерово, 1998. - 39 с.

2.Расчет и построение частотных характеристик элементов и систем автоматического управления /Сост.: И.А. Штефан ; Кузбас. гос. техн. ун-т. – Кемерово, 1995. – 19 с.

3.Типовые динамические звенья / Сост.: И.А. Штефан; Кузбас. гос. техн. ун-т. – Кемерово, 1995. – 20 с.

4.Анализ устойчивости линейных систем автоматического регулирования / Сост.: И.А. Штефан, И.В. Чичерин; Кузбас. гос. техн. ун-т.

Кемерово, 1999. – 20 с.

5.Расчет оценок качества регулирования / Сост.: И.А. Штефан; Кузбас. гос. техн. ун-т. – Кемерово, 1996. – 29 с.

6.Анализ систем автоматического управления с запаздыванием

/Сост.: И.А. Штефан, И.В. Чичерин; Кузбас. гос. техн. ун-т. – Кемеро-

во, 1999. – 20 с.

7.Математическое описание цифровых систем управления / Сост.: И.А. Штефан; Кузбас. гос. техн. ун-т. – Кемерово, 1996. – 26 с.


27

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.....................................................................................

1

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО .................................

1

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.............................................................................

1

1.1. Цель преподавания дисциплины.........................................................

1

1.2. Задачи изучения дисциплины .............................................................

1

1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо .....................

1

для изучения данного курса.......................................................................

1

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ........................................................

1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ..............................

1

2.1. Введение ................................................................................................

1

2.2. Принципы построения и классификация систем ..............................

2

автоматического управления......................................................................

2

2.3. Математическое описание САУ..........................................................

4

2.4. Устойчивость САР................................................................................

6

2.5. Качество регулирования САР .............................................................

8

2.6. Синтез САР..........................................................................................

10

2.7. Цифровые системы управления........................................................

12

2.8. Практические занятия, их наименование и объем в часах.............

13

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

 

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.........................................................................

14

3.1. Цель работы.........................................................................................

14

3.2. Выбор варианта контрольной работы ..............................................

14

3.3. Методические указания .....................................................................

15

3.4. Порядок выполнения контрольной работы .....................................

15

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….25

4.1. Основная литература..........................................................................

25

4.2. Дополнительная литература..............................................................

25

4.3. Перечень методических указаний.....................................................

26

по проведению практических занятий ....................................................

26