Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Ассорти ЛТД»).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления коммерческой деятельностью в торговли
1.1. Сущность и компоненты коммерческой деятельности
1.2 Содержание коммерческой деятельности торговых предприятий
2 Анализ коммерческой деятельности ООО «Ассорти ЛТД»
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Ассорти ЛТД»
2.2 Анализ торговой деятельности ООО «Ассорти ЛТД»
3. Мероприятия повышение эффективности коммерческой деятельности за счет увеличения товарооборота
Источник: Составлена автором
В 2019 году наибольший удельный вес в товарообороте занимали:
- вкусовые товары (чай, кофе, пряности) 21,2%;
- оборот по реализации муки, круп и макаронных изделий 20,1%;
- плодоовощные товары 12,4%.
В 2019 году по сравнению с 2018 годом повысился удельный вес реализации:
- плодоовощные товары 2,3%;
- мука, крупы и макаронные изделия 1,8%;
- прочих продовольственных товаров 4,2%.
Снизился удельный вес оборота:
В целом в ООО «Ассорти ЛТД» существенных изменений в структуре товарооборота не произошло, о чем свидетельствует коэффициент абсолютных структурных сдвигов, равный 1,9% (Кс.с.= 43,06/12 = √3,59 = 1,9%).
Для анализа сезонных колебаний рассчитывают индекс сезонности, который равен отношению оборота за месяц к среднемесячному обороту. Проведем анализ сезонных колебаний по показателям за 2018-2019 год ООО «Ассорти ЛТД» в таблице 4.
Расчет сезонных колебаний показал, что в первом квартале товарооборот ниже среднего, с мая он постепенно начинает подниматься и в декабре достигает самого высокого уровня. Основным фактором, влияющим на показатели товарооборота ООО «Ассорти ЛТД» является участие предприятия в государственных закупках. Основная доля по заключаемым контрактам приходится на период с июня по декабрь месяц.
Таблица 4
Анализ сезонных колебаний товарооборота ООО «Ассорти ЛТД» за 2018-2019 гг.
Месяц |
Оборот |
Среднегодовой уровень, тыс. руб. |
Сезонная волна, % |
|
2018 г. тыс. руб. |
2019 г. тыс. руб. |
|||
Январь |
56480 |
41230 |
48855 |
54,4 |
Февраль |
69150 |
52346 |
60748 |
67,7 |
Март |
71785 |
68759 |
70272 |
78,3 |
Апрель |
81457 |
77850 |
79653,5 |
88,8 |
Май |
93500 |
81235 |
87367,5 |
97,4 |
Июнь |
105670 |
102456 |
104063 |
116,0 |
Июль |
98490 |
88234 |
93362 |
104,1 |
Август |
96758 |
97765 |
97261,5 |
108,4 |
Сентябрь |
103567 |
96578 |
100072,5 |
111,5 |
Октябрь |
111980 |
98345 |
105162,5 |
117,2 |
Ноябрь |
110760 |
109876 |
110318 |
123,0 |
Декабрь |
122281 |
116869 |
119575 |
133,3 |
Итого: |
1121878 |
1031543 |
1076711 |
100 |
1076711/12 =89725,9 |
Источник: Составлена автором
При анализе ритмичности продаж определяют коэффициент ритмичности товарооборота по формуле:
Критм. = Квартальный план продаж / Годовой план продаж (1)
Равномерными продажи считаются в том случае, если коэффициент равен единице. Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворения стабильного денежного обращения, обеспечения развития товарооборота и связанных с ним других показателей торговой деятельности предприятия. После определения годового товарооборота с разбивкой по кварталам приступают к прогнозированию его по отдельным товарным группам и товарам с учетом сложившегося уровня продажи товаров. При анализе ритмичности товарооборота определялся коэффициент ритмичности продаж, исходные данные для расчета в таблице 5.
Таблица 5
Анализа ритмичности продаж за 2019 г.
Периоды |
Товарооборот, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Зачтенный в выполнение плана по ритмичности |
||
план |
факт |
план |
факт |
||
I кв. |
195000 |
162335 |
17,33 |
15,74 |
15,74 |
II кв. |
280000 |
261541 |
24,89 |
25,35 |
24,89 |
III кв. |
300000 |
282577 |
26,67 |
27,39 |
26,67 |
IV кв. |
350000 |
325090 |
31,11 |
31,52 |
31,11 |
Итого за год |
1125000 |
1031543 |
100,00 |
100,00 |
98,0 |
Коэффициент ритмичности |
(162335+2611541+282577+325090)=(1031543) / 1125000 = 0,92. (15,74 + 24,89+ 26,67 + 31,11) / 100 = 0,98. |
Источник: Составлена автором
Объем фактического товарооборота сложился ниже прогнозного значения на 8,3% ((1031543/1125000) *100 -100). Однако продажи во втором, третьем и четвертом квартале осуществлялись достаточно ритмично по сравнению с прогнозом, так как изменились объемы и доли продаж в отдельные периоды. Первый квартал по объему продаж оказался ниже прогнозного показателя, его доля изменилась больше других периодов.
Коэффициент ритмичности продаж:
Критм = (162335+2611541+282577+325090)=(1031543) / 1125000 = 0,92.
Критм = (15,74 + 24,89+ 26,67 + 31,11) / 100 = 0,98.
Объем фактического товарооборота сложился ниже прогнозного значения на 8,3% ((1031543/1125000) *100 -100). Однако продажи во втором, третьем и четвертом квартале осуществлялись достаточно ритмично по сравнению с прогнозом, так как изменились объемы и доли продаж в отдельные периоды. Первый квартал по объему продаж оказался ниже прогнозного показателя, его доля изменилась больше других периодов.
Оптовый товарооборот предприятия ООО «Ассорти ЛТД» изменился под действием следующих факторов:
В таблице 6 приведен расчет влияния цен на объем товарооборота и влияния среднесписочной численности работников.
Таблица 6
Расчет влияния отдельных факторов на объем товарооборота
Источник: Составлена автором
Для расчета влияния цен на объем товарооборота рассчитывается сопоставимый товарооборот в ценах прошлого года:
где Тс – товарооборот в сопоставимых ценах;
Тф – товарооборот в фактических ценах;
Jцен на продовольственные товары в 2019 г. по данным ЕМИСС Росстата= 1,7%. (Источник Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики за 2019 г, январь 2020 г, стр.5)
Товарооборот в сопоставимых ценахТс = 1031543/1,7 = 606790 тыс. руб.
Влияние изменения цен = 1031543- 606790 = 424753 тыс.руб.
В 2019 году по сравнению с 2018 годом среднесписочная численность работников не изменилась.
Товарооборот на одного работника в фактических ценах снизилась на 554,2 тыс. руб., или на 8%.В сопоставимых ценах 2018 года соответственно уменьшилась на 3160,1 тыс. руб., или на 46%.
Используя способ разниц, определим влияние на объем товарооборота трудовых факторов и индекса цен.
Таблица 7
Результаты факторного анализа
Наименование показателя фактора |
Расчет влияния, тыс. руб. |
-за счет изменения производительности труда |
(3722,6 –6882,7) * 163 = -515096,3 тыс. руб. |
-за счет изменения (роста) цен товарооборот |
(6328,5 – 3722,6)* 163 = 424761,7 тыс. руб. |
Источник: Составлена автором
Численность работников за анализируемый период не изменилась, влияния этого фактора не наблюдается. Изменение объема товарооборота за счет изменения товарооборота на одного работника:
(3722,6 –6882,7) * 163 = -515096,3 тыс. руб.
(6328,5 – 3722,6)* 163 = 424761,7 тыс. руб.
Таким образом, на объем товарооборота ООО «Ассорти ЛТД» в 2019 году повлияло два фактора:
- за счет изменения товарооборота на одного работника снижение товарооборота составило 515096,3 тыс. руб.;
- за счет изменения (роста) цен товарооборот увеличился на 424761,7 тыс. руб.
Общее снижение товарооборота за счет двух факторов = 424761,7 + (-515096,3) = - 90334,6 тыс. руб.
Организационная структура управления коммерческой деятельностью предприятия определяется той целью и задачами, которые она призвана решать. Ее цель максимизация прибыли на длительный период за счет эффективного участия в осуществлении логистических функций. Коммерческая деятельность предприятий розничной торговли осуществляется несколько этапов:
1 этап - информационное обеспечение коммерческой деятельности ООО «Ассорти ЛТД» представляет собой основу успешной коммерческой деятельности. Сюда входит информация о спросе и конъюнктуре рынка, сведения о самом товаре, о численности и составе обслуживаемого населения, его покупательной способности, о потенциальных возможностях конкурентов. Вся эта информация собирается в процессе маркетинговых исследований, анализируется и служит основой для следующего этапа. Главной задачей ООО «Ассорти ЛТД» является принятие различных решений и контроль их исполнения, что необходимо для реализации общих целей: успешного функционирования, получение экономической прибыли, постоянное усовершенствование сервиса. В ООО «Ассорти ЛТД» происходит своевременное получение полного объёма информации, её передачи, обработки и анализа, использования и хранения, имеется информационная поддержка.
На этом этапе коммерческой деятельности проводят сбор и анализ информации о спросе и конъюнктуре рынка, об объеме и структуре производства товаров, информацию о товаре (его потребительских свойствах, качестве). В ресторане наблюдаются значительные колебания объема реализации продукции, поэтому необходимо выявить максимальное число факторов, влияющих на этот процесс.
Сложность этой работы заключается в том, что эти многочисленные факторы постоянно изменяются и развиваются, поэтому в основу коммерческой деятельности следует закладывать их прогнозируемое значение.
2 этап – коммерческая деятельность по оптовым закупкам товаров. На этом этапе определяется потребность в товарах путем определения емкости рынка и его сегментов, обосновывается ассортимент необходимых товаров, осуществляется выбор наиболее предпочтительных поставщиков; устанавливаются хозяйственные связи с поставщиками.
Важным этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных партнеров, с которыми должны быть установлены хозяйственные связи. Этому предшествует кропотливая работа по изучению возможных поставщиков товаров (их размещение, ассортимент и объем предлагаемых товаров, условия поставок, цена).