Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТЕОРИЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие и сравнительный анализ теорий конкуренции
1.2. Методы оценки конкуренции
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА КОНКУРЕНЦИИ ООО «САР-МОТОРС»
2.1. Организационно-правовая характеристика организации
2.2. Оценка конкуренции организации
ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ООО «САР-МОТОРС»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что анализ конкуренции играет огромное значение для возможности обойти имеющихся конкурентов и улучшить свое финансовое состояние.
Целью работы является сравнительный анализ теорий конкуренции.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты анализа теорий конкуренции;
– рассмотреть методы оценки кокуренции;
– дать экономическую характеристику организации;
– провести оценку конкуренции организации на занимаемом рынке.
Объектом исследования является ООО «САР-МОТОРС».
Предметом исследования в работе являются анализ теорий конкуренции.
Теоретические и методологические вопросы конкуренции были заложены в работах классиков экономической теории: А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла, Д. Риккардо, Дж. Робинсона, Дж. Кейса, Й. Шумпетера, Э.Чемберлена, Ф.А. Хайека.
Методы исследования: теоретические (изучение источников, классификация, обобщение, экспертные заключения, схематизации); практические (опрос, наблюдение, контен-анализ, статистический, системный, логический, сравнительный).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТЕОРИЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие и сравнительный анализ теорий конкуренции
О конкуренции и конкурентоспособности товара написано и опубликовано достаточно много научных работ, в каждой из которых даются те или иные определения этих понятий. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при покупке или продаже чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал не только конкретного потребителя, но и любой другой субъект рынка. Именно состязательность, присущая конкурентным рынкам, и является той движущей силой, которая способствует постоянной борьбе за потребителя с помощью всего арсенала экономических и неэкономических методов достижения лучших положений на рынке. В литературе, посвященной конкурентным проблемам, в общем можно выделить три подхода к определению конкуренции. Первый подход определяет конкуренцию только как состязательность на рынке. Такой подход характерен в основном для отечественных экономистов, изучавших конкуренцию только теоретически и только по работам зарубежных экономистов.
Второй подход рассматривает конкуренцию как неотъемлемый элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение на рынке. Этот подход характерен для классической экономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому выявляется тип отраслевого рынка. Этот подход основан на современной теории морфологии рынка и носит ярко выраженный практический характер, поскольку позволяет выработать критерии и подходы, обеспечивающие государственное вмешательство в ход конкуренции на рынке.[2,c.371]
Первая формулировка была характерна для начальной стадии сложного экономического явления конкуренции. Именно подобная формулировка выдвинута основоположником экономической науки Адамом Смитом.
Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. С позиции предприятия этой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Несмотря на то, что эта цель ориентирует развитие рынка с момента его проявления, первые наиболее целостные террористические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились только к середине 18 века благодаря классической политической экономии.[8,c.189]
Она рассматривала конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Основное внимание в трудах классической школы уделялось ценовой конкуренции.[9,c.79]
Адам Смит первый доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Он сравнивал конкуренцию с «невидимой рукой» рынка - автоматическим равновесным механизмом, регулирующему частные интересы с общественными. В своей книге «Исследование о природе и причине богатства народов» он:
На основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены при сокращении предложения и уменьшающего их при избытке предложения;
Определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность ресурсов;
Показал, каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями;
Разработал элементы модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей;
Сделала существенный шаг к формированию теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции.
Модель совершенной конкуренции, постулированной Адамом Смитом полностью исключает сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующим элементом теории Смита выступает ценовая система в абсолютно децентрализованной экономике.[6,c.60]
В работах, характерных для этого научного направления, всегда подчеркивается роль конкуренции как соперничества. Вот наиболее типичные:
-состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
-состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
-состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении одной цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
-соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.[10,c.31]
Другой экономист Д. Рикардо построил самую безукоризненную теоретическую модель совершенной конкуренции. Для ее описания автор сконцентрировал внимание на том, как функционирует такая система в долгосрочной перспективе. Такой подход позволил уйти от «деталей», связанных с государственным регулированием, с монопольной властью, географическими особенностями рынка, и т.д., которые в долгосрочной перспективе не имеют значения. Для условий, рассмотренных Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в конкурентной борьбе. После того, как все участники рынка получают сведения о ценах и объемах производства, они отстраняются от активной деятельности. Временной фактор и риск не являются компонентами модели Рикардо (из-за нелимитированности). Фирмы принимают решения на основе качественно-ценовых матриц, минимизирующих издержки производства и реализации продукции. Теоретическое абстрагирование помогло Рикардо обосновать долгосрочные варианты решения проблемы роста в условия совершенной конкуренции, теории ценностей и распределения на основе предельной производительности. Обобщающим в его теории стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости.
Дж. С. Милль объяснил, каким образом естественные цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления и как последние способствуют развитию капиталистической экономии: «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы и ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования». Им был сделан существенный вклад в теорию конкуренции: разработано уравнение международного спроса, выделены конкурирующие группы на рынке, дана тройственная классификация эластичности спроса, разработаны понятия экономии на масштабах, альтернативные издержки.[7]
Карл Маркс подробно описал принципы эксплуатации государственными монополиями экономик развивающихся стран, дополнил теорию совершенной конкуренции с позиции закона стоимости.
Неоклассическая школа, расцвет которой пришелся на 19 век, еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Экономика западного общества становилась более централизованной и свободное ценовое регулирование на этой стадии развития применялось на практике как никогда ранее. Неоклассические концепции А. Маршалла, заключались в более полном исследовании механизма автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Он также впервые подверг критике условность модели чистой конкуренции, его работы в области анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, учет развития технологии и потребительских предпочтений позволили создать основы теории новой модели конкуренции- монополистической.
В целом весь конец 19 и начало 20 веков явились периодом, изменившим многие устоявшиеся взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике. Недовольство существовавшей моделью связывали с чрезмерным вниманием одному виду конкуренции – ценовой и невозможностью раскрыть с ее помощью сущности конкурентных действий. Она пренебрегала динамикой конкурентной деятельности, игнорировала важность временного фактора, обходила поверхностной мотивацией активность конкурентов. Основной сферой противоборства неоклассической школы и нового зарождающегося направления стали дискуссии вокруг вопросов ценообразования, начавшиеся с появления работы П. Сраффы «Законы получения дохода в условиях конкуренции». Автор доказал, что под влиянием расширения масштабов производства крупные предприятия получают дополнительные преимущества, которые они могут реализовать только нарушая действие механизма чистой конкуренции и оказывая непосредственное влияние на ценообразование.[12,c.154]
Теория монополии вообще не входила в экономическую теорию до 1838 года, пока А.О. Курно не установил равенство между маргинальным годовым доходом и равновесной монопольной ценой и предложил на этой основе теорию чистой монополии и дуополии (позднее олигополии).
Значительный вклад в теорию модели олигополии и монополии внесли Ф.И. Эджуор (математическое описание), А.П. Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Викселль (конкуренция и ценовая дискриминация), Й. Шумпетер, Ф.А. Хайек и др.[18,c.248]
Таким образом, к середине ХХ века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции [6].
1.2. Методы оценки конкуренции
Существует огромное многообразие методик определения конкуренции, которые смогут быть сгруппированы по разным аспектам: по содержанию понятия, по подходу к оценке, по характеру, типу показателей, по способам определения значений показателя.
Систематизация методик оценки конкуренции, оказывающих услуги, представлена в таблице 1.[15,c.118]
Таблица 1
Систематизация методик оценки конкуренции
Способ оценки |
Автор |
Сфера деятельности предприятия |
Описание факторов конкурентоспособности |
Н. Моисеева, Н. Пискунова, Г. Костина |
Учебное заведение |
И.М. Лифиц |
Предприятия торговли |
|
Комплексный показатель на основе среднего взвешенного арифметического показателя единичных показателей конкурентоспособности |
И. Андреев |
Банк |
С.П. Бурланков, И.Е. Ильина, Д.И. Долгов, А.Е. Скворцов |
Автосервис легковых автомобилей |
|
Е.А. Хакимова |
Организации сферы жилищно-коммунального хозяйства |
|
С. Мамонтов |
Учебное заведение |
|
Н.В. Пеньшин |
Автотранспортное предприятие |
|
Комплексный показатель на основе среднего взвешенного геометрического показателя единичных показателей конкурентоспособности |
И.У. Зулькарнаев , Л.Р. Ильясова |
Финансовые организации |
Комплексный показатель на основе анализа факторов конкурентоспособности |
С.С. Скобкин , А.С. Скобкин |
Гостиницы |