Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что анализ конкуренции играет огромное значение для возможности обойти имеющихся конкурентов и улучшить свое финансовое состояние.

Целью работы является сравнительный анализ теорий конкуренции.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

– рассмотреть теоретические аспекты анализа теорий конкуренции;

– рассмотреть методы оценки кокуренции;

– дать экономическую характеристику организации;

– провести оценку конкуренции организации на занимаемом рынке.

Объектом исследования является ООО «САР-МОТОРС».

Предметом исследования в работе являются анализ теорий конкуренции.

Теоретические и методологические вопросы конкуренции были заложены в работах классиков экономической теории: А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла, Д. Риккардо, Дж. Робинсона, Дж. Кейса, Й. Шумпетера, Э.Чемберлена, Ф.А. Хайека.

Методы исследования: теоретические (изучение источников, классификация, обобщение, экспертные заключения, схематизации); практические (опрос, наблюдение, контен-анализ, статистический, системный, логический, сравнительный).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТЕОРИЙ КОНКУРЕНЦИИ

1.1 Понятие и сравнительный анализ теорий конкуренции

О конкуренции и конкурентоспособности товара написано и опубликовано достаточно много научных работ, в каждой из которых даются те или иные определения этих понятий. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при покупке или продаже чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал не только конкретного потребителя, но и любой другой субъект рынка. Именно состязательность, присущая конкурентным рынкам, и является той движущей силой, которая способствует постоянной борьбе за потребителя с помощью всего арсенала экономических и неэкономических методов достижения лучших положений на рынке. В литературе, посвященной конкурентным проблемам, в общем можно выделить три подхода к определению конкуренции. Первый подход определяет конкуренцию только как состязательность на рынке. Такой подход характерен в основном для отечественных экономистов, изучавших конкуренцию только теоретически и только по работам зарубежных экономистов.


Второй подход рассматривает конкуренцию как неотъемлемый элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение на рынке. Этот подход характерен для классической экономической теории.

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому выявляется тип отраслевого рынка. Этот подход основан на современной теории морфологии рынка и носит ярко выраженный практический характер, поскольку позволяет выработать критерии и подходы, обеспечивающие государственное вмешательство в ход конкуренции на рынке.[2,c.371]

Первая формулировка была характерна для начальной стадии сложного экономического явления конкуренции. Именно подобная формулировка выдвинута основоположником экономической науки Адамом Смитом.

Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. С позиции предприятия этой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Несмотря на то, что эта цель ориентирует развитие рынка с момента его проявления, первые наиболее целостные террористические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились только к середине 18 века благодаря классической политической экономии.[8,c.189]

Она рассматривала конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Основное внимание в трудах классической школы уделялось ценовой конкуренции.[9,c.79]

Адам Смит первый доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Он сравнивал конкуренцию с «невидимой рукой» рынка - автоматическим равновесным механизмом, регулирующему частные интересы с общественными. В своей книге «Исследование о природе и причине богатства народов» он:

На основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены при сокращении предложения и уменьшающего их при избытке предложения;

Определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность ресурсов;

Показал, каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями;

Разработал элементы модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей;


Сделала существенный шаг к формированию теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции.

Модель совершенной конкуренции, постулированной Адамом Смитом полностью исключает сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующим элементом теории Смита выступает ценовая система в абсолютно децентрализованной экономике.[6,c.60]

В работах, характерных для этого научного направления, всегда подчеркивается роль конкуренции как соперничества. Вот наиболее типичные:

-состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;

-состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;

-состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении одной цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;

-соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.[10,c.31]

Другой экономист Д. Рикардо построил самую безукоризненную теоретическую модель совершенной конкуренции. Для ее описания автор сконцентрировал внимание на том, как функционирует такая система в долгосрочной перспективе. Такой подход позволил уйти от «деталей», связанных с государственным регулированием, с монопольной властью, географическими особенностями рынка, и т.д., которые в долгосрочной перспективе не имеют значения. Для условий, рассмотренных Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в конкурентной борьбе. После того, как все участники рынка получают сведения о ценах и объемах производства, они отстраняются от активной деятельности. Временной фактор и риск не являются компонентами модели Рикардо (из-за нелимитированности). Фирмы принимают решения на основе качественно-ценовых матриц, минимизирующих издержки производства и реализации продукции. Теоретическое абстрагирование помогло Рикардо обосновать долгосрочные варианты решения проблемы роста в условия совершенной конкуренции, теории ценностей и распределения на основе предельной производительности. Обобщающим в его теории стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости.


Дж. С. Милль объяснил, каким образом естественные цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления и как последние способствуют развитию капиталистической экономии: «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы и ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования». Им был сделан существенный вклад в теорию конкуренции: разработано уравнение международного спроса, выделены конкурирующие группы на рынке, дана тройственная классификация эластичности спроса, разработаны понятия экономии на масштабах, альтернативные издержки.[7]

Карл Маркс подробно описал принципы эксплуатации государственными монополиями экономик развивающихся стран, дополнил теорию совершенной конкуренции с позиции закона стоимости.

Неоклассическая школа, расцвет которой пришелся на 19 век, еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Экономика западного общества становилась более централизованной и свободное ценовое регулирование на этой стадии развития применялось на практике как никогда ранее. Неоклассические концепции А. Маршалла, заключались в более полном исследовании механизма автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Он также впервые подверг критике условность модели чистой конкуренции, его работы в области анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, учет развития технологии и потребительских предпочтений позволили создать основы теории новой модели конкуренции- монополистической.

В целом весь конец 19 и начало 20 веков явились периодом, изменившим многие устоявшиеся взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике. Недовольство существовавшей моделью связывали с чрезмерным вниманием одному виду конкуренции – ценовой и невозможностью раскрыть с ее помощью сущности конкурентных действий. Она пренебрегала динамикой конкурентной деятельности, игнорировала важность временного фактора, обходила поверхностной мотивацией активность конкурентов. Основной сферой противоборства неоклассической школы и нового зарождающегося направления стали дискуссии вокруг вопросов ценообразования, начавшиеся с появления работы П. Сраффы «Законы получения дохода в условиях конкуренции». Автор доказал, что под влиянием расширения масштабов производства крупные предприятия получают дополнительные преимущества, которые они могут реализовать только нарушая действие механизма чистой конкуренции и оказывая непосредственное влияние на ценообразование.[12,c.154]


Теория монополии вообще не входила в экономическую теорию до 1838 года, пока А.О. Курно не установил равенство между маргинальным годовым доходом и равновесной монопольной ценой и предложил на этой основе теорию чистой монополии и дуополии (позднее олигополии).

Значительный вклад в теорию модели олигополии и монополии внесли Ф.И. Эджуор (математическое описание), А.П. Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Викселль (конкуренция и ценовая дискриминация), Й. Шумпетер, Ф.А. Хайек и др.[18,c.248]

Таким образом, к середине ХХ века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции [6].

1.2. Методы оценки конкуренции

Существует огромное многообразие методик определения конкуренции, которые смогут быть сгруппированы по разным аспектам: по содержанию понятия, по подходу к оценке, по характеру, типу показателей, по способам определения значений показателя.

Систематизация методик оценки конкуренции, оказывающих услуги, представлена в таблице 1.[15,c.118]

Таблица 1

Систематизация методик оценки конкуренции

Способ оценки

Автор

Сфера деятельности предприятия

Описание факторов конкурентоспособности

Н. Моисеева, Н. Пискунова, Г. Костина

Учебное заведение

И.М. Лифиц

Предприятия торговли

Комплексный показатель на основе среднего взвешенного арифметического показателя единичных показателей конкурентоспособности

И. Андреев

Банк

С.П. Бурланков, И.Е. Ильина, Д.И. Долгов, А.Е. Скворцов

Автосервис легковых автомобилей

Е.А. Хакимова

Организации сферы жилищно-коммунального хозяйства

С. Мамонтов

Учебное заведение

Н.В. Пеньшин

Автотранспортное предприятие

Комплексный показатель на основе среднего взвешенного геометрического показателя единичных показателей конкурентоспособности

И.У. Зулькарнаев , Л.Р. Ильясова

Финансовые организации

Комплексный показатель на основе анализа факторов конкурентоспособности

С.С. Скобкин , А.С. Скобкин

Гостиницы