Файл: Н.Г. Розенко Взаимозаменяемость, стандартизация и технические изменения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16

Mкр = 4,2 105 кгс мм; d =140мм;

материал деталей - сталь 40; d 2 = 230мм;

σТ = 34 кгс мм2 ; l = 0,8d .

Наименьший расчетный натяг определяем по формуле (18). Принимаем: для сборки под прессом f 2 = 0 ,08 ; для стали:

E1 = E2 = 2,1 104 кгс

 

2 ;

µ = 0,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

140

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

230

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C1 =

 

 

 

 

+0,3

= 2,48,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

140

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

230

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

140

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C2 =

 

 

 

 

0,3

= 0,7,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

140

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N min расч =

 

 

2,42

105

 

 

 

2,48

 

0,7

 

=0,032мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

3,14 140 0,8 140 0,08

2,1 105

2,1 104

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так как величина наименьшего расчетного натяга имеет небольшую величину, то предварительно принимаем, что отверстие будет изготавливаться по 7 квалитету, а вал - по 6 квалитету. В этом случае Rz1 = 12,5 мкм; Rz 2 = 6,3 мкм (табл. 2 приложения). Принимаем величину коэффициента k=0,4.

U = 2 0,4 (12,5 +6,3)=15 мкм.

Наименьший функциональный натяг определяем по формуле (21)

N min F = 0,032 +0,015 = 0,047мм.

По этому натягу подбираем по ГОСТ 25347-82 (СТ СЭВ 144-75)

ближайшую посадку. Такой посадкой будет 140

H 7

, для

которой

s6

N min F = 52мкм,N max F = 117 мкм.Схема расположения полей

допусков

этой посадки приведена на рис. 11.

 


17

Проверяем прочность соединяемых деталей при наибольшем табличном натяге N max T . Для этого по формуле (23) находим давление при указанном натяге:

P =

 

0,117

 

 

= 5,52кг

мм2

.

 

2,48

 

0,7

 

 

140

 

+

 

 

 

 

 

 

2,1 104

2,1 104

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По уравнению (24) находим допустимое давление на контактирующей поверхности втулки

Pдоп = 0,58σT

 

d1

2

 

 

140

 

2

=12,41

кг

 

 

1

 

 

 

 

= 0,58 34 1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

d

 

 

130

 

 

мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По уравнению (25) находим допустимое давление на поверхности вала

Pдоп = 0,58σT

 

d1

2

 

 

0

 

2

=19,72

кг

 

 

1

 

 

 

 

= 0,58 34 1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

d

 

 

140

 

 

мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условие прочности деталей, которое заключается в отсутствии пластической деформации, выполняется, так какP < Pдоп.

Сравнивая допустимое давление с давлением, возникающим при наибольшем табличном натяге, определяем запас прочности втулки и вала:

k1 =12,41

5,52

= 2,25;

k2 =19,72

5,52

= 3,57

 

 

 

 


18

Контрольная работа №2 Задача № 4

1.Изобразить графически сопряжение радиального подшипника качения с валом и корпусом. Построить поля допусков этих сопряжений. На полях допусков указать обозначения и отклонения.

2.Для нормальных диаметров и посадок, принятых в сопряжениях подшипника качения, графически изобразить поля допусков для сопряжения вала и отверстия, выполненных с допусками для обычных гладких цилиндрических сопряжений.

3.На всех графических изображениях сопряжений указать наибольшие и наименьшие натяги (зазоры) и дать объяснение: чем отличаются сопряжения подшипника качения с валом и корпусом от обычных гладких цилиндрических сопряжений, как это влияет на характер сопряжения.

Методические указания к задаче № 4

Для сокращения номенклатуры подшипников посадки наружного кольца с корпусом осуществляются по системе вала, а посадки внутреннего кольца с валом - по системе отверстия. Однако поле допуска на диаметр отверстия внутреннего кольца подшипника расположено в “минус” от нормального размера, а не в “плюс”, как у обычного основного отверстия. Для соединения колец подшипников с валами и корпусами применяются подшипниковые посадки. Отличие этих посадок от посадок по ГОСТ 25347-82 (СТ СЭВ 144-75) состоит в том, что зазоры и натяги в них имеют другие величины. Это вызвано тем, что предельные отклонения размеров колец по ГОСТ 520-89 (СТ СЭВ 774-85) отличны от отклонений, установленных ГОСТ 25347-82 (СТ СЭВ 144-75). Соединение колец подшипников с валами и отверстиями в корпусах, по сравнению с обычными гладкими цилиндрическими соединениями, может давать другой характер посадок.

Номер квалитета сопрягаемых с подшипником качения деталей определяется в зависимости от класса точности подшипника по табл. 3 приложения. Подшипниковые посадки обозначаются одним полем допуска - полем допуска сопрягаемой с подшипниковым кольцом детали.

Пример Выполнить действия, предусмотренные в задаче № 4, для следую-

щих исходных данных:

19

наружный диаметр подшипника - 110 мм; внутренний диаметр подшипника - 50 мм; основное отклонение отверстия корпуса - по G; основное отклонение вала - по k;

класс точности подшипника - 5.

1. Для подшипника 5-го класса точности согласно табл.1 и 3 приложения присоединительный размер вала выполняется по 5 квалитету, а отверстия - по 6 квалитету. Графическое изображение сопряжения подшипника качения с валом и корпусом приведено на рис. 12. Схемы расположения полей допусков подшипниковых соединений приведены на рис. 13а и 14а. Предельные отклонения колец подшипников взяты по ГОСТ 520-89 (СТ СЭВ 774-85); обычных гладких цилиндрических деталей - по ГОСТ 25347-82 (СТ СЭВ 144-75). Заданные подшипниковые соединения имеют следующие обозначения:

50k 5 - сопряжение внутреннего кольца с валом;110G6 - сопряжение корпуса с наружным кольцом.

2. Посадки для обычных гладких цилиндрических деталей образуются следующим образом:

внутреннее кольцо подшипника (основное отверстие) заменяется основным отверстием по ГОСТ 25347-82 (СТ СЭВ 144-75);

наружное кольцо подшипника (основной вал) заменяется основным валом по ГОСТ 25347-82 (СТ СЭВ 144-75).

Тогда соответствующие посадки для обычных гладких соединений

будут следующие: 50 Hk 55

и 110 Gh66 .



20

Схемы расположения полей допусков для обычных гладких цилиндрических сопряжений приведены на рис. 13б и 14б.

а - для сопряжения вала с внутренним кольцом подшипника; б - для сопряжения вала с обычным основным отверстием

а - для сопряжения отверстия с наружным кольцом подшипника; б - для сопряжения отверстия с обычным основным валом

Подшипниковые посадки и соответствующие им посадки обычных гладких цилиндрических деталей различаются получающимися в сопряжении зазорами и натягами (табл. 2).

Анализ табл. 2 показывает, что замена поля допуска внутреннего кольца подшипника на поле допуска основного отверстия для обычных гладких цилиндрических сопряжений приводит к изменению характера

посадки: подшипниковая посадка k5 - с натягом, а посадка Hk 55 - пере-

ходная. Замена поля допуска наружного кольца подшипника на поле допуска обычного основного вала приводит к изменению характеристик посадки ( в данном случае - величины зазоров).

21

Таблица 2 Зазоры и натяги в сопряжениях с подшипниками качения и для обыч-

ных гладких цилиндрических деталей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До-

Обозначение по-

Характер

Зазоры, мкм

 

Натяги, мкм

 

пус-

садки

посадки

 

 

 

 

 

 

ки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сад-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

TS

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(TN),

 

 

 

 

 

Smax

Smin

Sm

Nmax

Nmin

Nm

мкм

 

 

 

к5

с натягом

---

---

---

21

2

11,5

19

(подшипниковая)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

H 5

переход-

9

---

---

13

---

2

22

 

 

 

(обычная)

ная

 

 

 

 

 

 

 

 

k 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G6

с зазором

44

12

28

---

---

---

32

(подшипниковая)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G6

с зазором

56

12

34

---

---

---

44

 

 

(обычная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h6

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 5

1.Изобразить графически поля допусков болта и гайки для метрической резьбы.

2.Найти по стандарту номинальные размеры трех диаметров резьбы, предельные отклонения и указать их на графическом изображении. Подсчитать предельные размеры диаметров, допуски диаметров.

3.Построить схему проверки резьбы болта и гайки предельными рабочими резьбовыми и гладкими калибрами. На схеме указать:

а) профиль болта и отдельно профиль гайки с полями допусков по трем диаметрам;

б) контуры профиля рабочих калибров с расположением их на границе контролируемого элемента резьбы;

в) предельные размеры диаметров заданной резьбы, контролируемые каждым калибром.

Методические указания к задаче № 5 1. Предельные контуры резьбового соединения с полями допусков

H

его элементов для скользящей посадки h показаны на рис. 15.