Файл: С.Б. Максюкова Человек и его потребности. Рабочая программа и тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения по специальности 230500.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ
Рабочая программа и тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения по специальности 230500 “Социально-культурный сервис и туризм”
(в том числе сокращенные сроки обучения)
Составители С.Б. Максюкова С.П. Мякинников А.Д. Спирин
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Протокол № 8 от 26.06.01
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 230500 Протокол № 1 от 26.06.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
1
Учебный предмет “Человек и его потребности” входит в состав общепрофессиональных дисциплин федерального компонента основной образовательной программы подготовки высококвалифицированного специалиста по сервису и туризму. Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности “Социально-культурный сервис и туризм”.
Целью профессиональной деятельности данной специальности является удовлетворение потребностей человека в социальнокультурных и туристских услугах. Учебная дисциплина “Человек и его потребности” призвана способствовать вышеобозначенной цели посредством выполнения следующих задач:
−получения знаний о человеке как специфическом феномене реальности;
−изучения природы и сущности потребностей человека, их многообразия, способов формирования и проявления;
−исследования роли человеческой деятельности в процессах реализации потребностей человека;
−формирования представлений о сфере услуг, социальнокультурном сервисе, туристическом сервисе;
−познания особенностей развития, удовлетворения потребностей человека современной сервисной деятельностью.
Методическое пособие включает методические указания и рекомендации по написанию контрольных работ, рабочую программу курса лекций и семинаров, темы контрольных работ, список основной литературы для всех тем и списки дополнительной литературы для каждой темы.
Основная литература
1.Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
2.Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека. М., 1977.
3.Антропология. Хрестоматия. М.-Воронеж, 1998.
4.Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
5.Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи / И.Т. Балабанов, А.Ф. Балабанов. М., 1998.
6.Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.
2
7.Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976.
8.Белик А.А. Антропологические теории культур. М., 1998.
9.Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
10.Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С. Соловьева // Вопросы философии. 1994. № 6.
11.Гуревич П. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. 1995. № 8.
12.Гуревич П. Философское постижение человека / П. Гуревич, И. Фролов // Человек. М., 1991.
13.Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. М., 1989.
14.Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Собр. соч. Т. 5. М.-Л., 1953.
15.Дубинин Н.П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека // Вопросы философии. 1977. № 10. 16.Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. 17.Зорин И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов.
М., 2000.
18.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
19.История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
20.Квартальнов В.А. Туризм. М., 2000.
21.Козлова Н. Введение в социальную антропологию. Феномен человека. Антропология. М., 1993.
22.Козлова Н. Социально-историческая антропология. М., 1999. 23.Котлер Ф. Маркетинг: гостеприимство, туризм / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. М., 2000.
24.Культурная антропология. СПб., 1996.
25.Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
26.Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. 27.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 28.Линдблад Я. Человек - ты, я и первозданный. М., 1991. 29.Маркетинг услуг // Основы маркетинга / Ф. Котлер; Пер. с англ.
М.-СПб., 1998. С. 715-741.
30.Матюшин Г.Н. У истоков человечества. М., 1982. 31.Мизун Ю. Космос и здоровье человека. М., 1997. 32.Мир философии. М., 1991. Ч. II.
33.Михеева Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере / Н.А.
3
Михеева, Л.Н. Галенская. СПб., 2000. С. 15-18. 34.Мосалев Б.Г. Досуг. М., 1995. 35.Освобождение духа. М., 1991.
36.Победа Н.А. Духовные потребности и реальное поведение. М., 1990.
37.Подорга В. Феноменология тела. М., 1995. 38.Проблема человека в западной философии. М, 1980. 39.Пути за пределы “эго” / Пер. с англ. М., 1996.
40.Сержантов В.Р. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990. 41.Сумерки богов. М., 1989.
42.Сфера услуг. Новая концепция развития. М., 1990. 43.Типология потребления. М., 1978.
44.Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1985. 45.Уокер Дж. Введение в гостеприимство. М., 1999. 46.Федцов В.Г. Культура сервиса. М., 2000. 47.Феномен человека. Антология. М., 1993.
48.Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998. Раздел 5. Философская антропология.
49.Философия как учение о человеке / Под ред. Ю.А. Петрова. Томск, 1994.
50.Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
51.Харрисон Дж. Биология человека / Пер. с англ. М., 1979. 52.Человек в меняющемся мире. М., 1994.
53.Человек в системе наук. М., 1993.
54.Человек как философская проблема. Восток - Запад. М., 1991. 55.Человек. М., 1991.
56.Человек. Мыслители прошлого о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. М., 1995.
57.Энджел Д.Ф. Поведение потребителей / Д.Ф. Энджел, Ф. Блэмузер, П.У. Миниард. СПб., 1999.
58.Этнология народа России. История и современное положение. М., 1997.
59.Это - человек. Антология. М., 1995.
60.Яблоков А.В. Эволюционное учение / А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов.
М., 1989.
Многообразие литературных источников дает студенту большую возможность поиска и выбора 3-5 книг из указанного списка. По некоторым темам рекомендуется делать акцент на список дополни-
4
тельной литературы (помещенный после наименования каждой темы контрольной работы), т.к. в литературе основного списка по этим темам может содержаться недостаточно данных.
Содержание и оформление контрольной работы
Одной из важнейших форм самостоятельного изучения курса “Человек и его потребности” является подготовка к написанию контрольной работы. Она помогает приобрести навыки конспектирования первоисточников, подбора дополнительной литературы (работа в библиотеке), письменного изложения прочитанного и законспектированного материала, исходя из логики задания.
В содержании контрольной работы выделяются следующие части: план, введение, основная часть, которая подразделяется на главы (при необходимости можно выделить параграфы), заключение, список литературы.
План работы показывает её содержание в кратком виде. В нём содержатся все части контрольной работы - от введения до списка литературы. Название глав (и параграфов) под номерами является обязательным условием, так же как и указание страниц частей работы в плане и в тексте. Введение должно демонстрировать актуальность, важность данной проблемы, включать её постановку и задачи исследования, возможные ожидаемые результаты. В основной части работы раскрывается содержание 3-6 вопросов, выделенных в рамках данной проблемы. Описываются решение соответствующих научных задач, их проверка - соотношение с фактами и теорией, выдвижение новых проблем, ещё не решенных в науке. В заключении даются обобщающие положения - резюме, подводятся итоги сказанному, констатируются выводы. Высказывается мнение студента по данной проблеме, о её значении для развития науки, общества, а также собственное мнение и предложения по решению рассматриваемой проблемы. В списке литературы источники перечисляются в алфавитном порядке. Указываются ФИО авторов, название литературного источника, место и год его издания.
Ссылки на цитируемую литературу оформляются либо постранично, либо в конце текста дается список литературы в алфавитном порядке, а в тексте в квадратных скобках указываются цифры: первая соответствует номеру литературного источника в списке литературы, а вторая - номеру страницы в нем.
5
Контрольная работа оформляется по единым требованиям. Она представляется в единственном экземпляре в рукописном или машинописном варианте. По внешнему оформлению контрольная работа включает титульный лист, оглавление (план), текст введения, заключения и основной части с (под)заголовками глав и параграфов, список использованной литературы. На титульном листе указываются: название министерства, университета, кафедры, название темы работы, ФИО студента, его группа, курс, город и год написания. Объем работы должен составлять 12-18 тетрадных страниц (рукописный вариант) или 10-12 страниц с полуторным интервалом (машинописный вариант).
Выбор темы контрольной работы
Тема контрольной работы выбирается самим студентом, исходя из следующей схемы:
№ 1,2 – А |
№ 13 – И |
№ 24 – С |
№ 32 |
– Щ |
|
№ 3,4 – Б |
№ 14,15 |
– К |
№ 25 – Т |
№ 33 |
– Э |
№ 5,6 – В |
№ 16,17 |
– Л |
№ 26 – У |
№ 34 |
– Ю |
№ 7,8 – Г |
№ 18,19 |
– М |
№ 27 – Ф |
№ 35 |
– Я |
№ 9 – Д |
№ 20 – Н |
№ 28 – Х |
|
|
|
№ 10 – Е |
№ 21 – О |
№ 29 – Ц |
|
|
|
№ 11 – Ж |
№ 22 – П |
№ 30 – Ч |
|
|
|
№ 12 – З |
№ 23 – Р |
№ 31 – Ш |
|
|
Вариант с двойным номером темы дает студенту право по желанию выбрать одну из них.
6
Рабочая программа по курсу “Человек и его потребности”
Раздел1. Человеквсветегуманитарногоиестественнонаучногознания
Предмет, содержание и цель курса “Человек и его потребности”.
Предмет и основные проблемы курса. Структура курса. Общие
иотличительные черты курса “Человек и его потребности” от философской антропологии, социологических, исторических, религиозных
ифизико-биологических знаний о человеке. Комплексный подход к исследованию человека как целостности. Способ объяснения человека и метод его изучения. Источники антропологического знания: миф, религия, философия, наука.
Проблема человека в истории философской мысли: от древневосточных учений до эпохи Возрождения.
Философско-религиозные учения Древнего Востока о человеке. Проблема человека в античной философии. Средневековая христианская концепция человека. Универсальный человек - идеал и герой эпохи Возрождения. Феномен рыцарства и крестьянства. Что объединяет крестьянина и дворянина в одно общество? Новые стили жизни.
Человек Нового времени.
Развитие буржуазных отношений в Европе и появление новых антропологических качеств. Происхождение нового экономического человека. Практические абстракции буржуа. Немецкая классическая философия о человеке.
Антропологическая проблема в русской философии.
Характер русского народа (например, по Н. Лосскому). Русские философы о понимании человека и взаимоотношений личности и общества (В. Соловьев, Л. Карсавин, Н. Бердяев). Судьбы русской интеллигенции. Советский человек.
Концепция человека в современной философской мысли.
Новое социальное пространство. Философская антропология (Шелер, Плеснер). Экзистенциализм, психоаналитическая философия о человеке. Теоретики постмодерна (А. Тоффлер, Д. Белл, Р. Барт, Э. Гиденс, Ю. Хабермас) о превращении человека “экономического” в человека “потребляющего”.
7
Проблема антропогенеза.
Место человека в системе животного мира. Основные гипотезы эволюции человека: причины, факторы и критерии гоминизации. Социализация как закономерность и движущая сила антропогенеза. Биологические предпосылки социализации. Трудовая теория антропосоциогенеза.
Человек как биосоциодуховное существо.
Необходимость системного подхода к проблеме человека с позиций современной науки и философии. Общность и различие социального и биологического в человеке. Бессознательное и сознательное в человеке. Духовность как человеческая сущность. Продолжается ли биологическая эволюция Homo sapiens? Научные дискуссии о соотношении социальных и природно-биологических факторов развития человека.
Космический феномен человека.
Научные концепции отечественного антропокосмизма (К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский, В. Казначеев). Западноевропейский антропокосмизм (Тейяр де Шарден). Ритмы космоса и человека.
Раздел 2. Потребности человека
Индивидуальные особенности человека как предпосылки его потребностей.
Морфофизиологические и психические детерминанты человеческих потребностей (обмен веществ, конституция, рефлекс, инстинкт, темперамент, эмоции, характер, воля, способности). Психофизиологические возможности человека и пределы развития его способностей (дарования, талант, гений, паранормальные возможности и состояние психики), их социальная значимость.
Общее представление об индивидуальных потребностях человека.
Понятие “потребность”. Филогенетическая предыстория потребностей человека. Классификация потребностей. Специфика реализации, проявления индивидуальных потребностей человека (мотивы, мотивация, интересы, желания, влечения и т.п.). Состояния и процессы удовлетворенности и неудовлетворенности индивидуальных потребностей (горе, радость, счастье, беда, фрустрация, (гипер)сублимация).
8
Биологические факторы потребностей, поведения и деятельности человека.
Биологическая детерминация жизнедеятельности человека (возрастная, половая, агрессивность и др.). Социобиологические особенности общей деятельности человека. Концепция генно-культурной коэволюции. Психофизиология работоспособности. Потребность и природа творческой деятельности. Взаимосвязь витальных потребностей и деятельности.
Человек и его деятельность.
Понятие деятельности и предметной деятельности. Деятельность как основание личности, её потребностей. Потребности как побудительная сила к деятельности. Многомерность человеческой деятельности: религиозное, философское, научное, техническое и культурное творчество. Досуговая деятельность как форма удовлетворения потребностей человека.
Социоприродные изменения человека и его потребностей.
Внешняя социальная и природная предопределенность физиологических, психических особенностей, возможностей и потребностей человека. Влияние экологических, природно-климатических, экономических факторов, этнокультурных, социальных и личных ценностей на изменение потребностей и поведение потребителей. Оценка социальной значимости человеческих потребностей. Закон возвышения потребностей и его роль в обществе.
Раздел 3. Сфера сервиса
Общее представление о сфере услуг.
Понятие услуги. Многообразие форм современного сервиса. Специфика индустрии услуг. Социально-экономические и природногеографические факторы, влияющие на особенности сервиса (в том числе на гостинично-ресторанное дело, туристский бизнес, индустрию развлечений). Социальная значимость сферы услуг. Инфраструктура и методы обслуживания населения, удовлетворения потребностей людей. Взаимозависимость видов бытового обслуживания. Новые виды услуг.
Современный туристический сервис: общее представление.
Структура и многообразие видов туристического обслуживания. Туризм как активный, познавательный вид досуга. Туризм - путеше-
9
ствия, отдых и здоровье. Туристические услуги как форма удовлетворения человеческих потребностей. Оптимизация структуры обслуживания в туристическом бизнесе с учетом природных и социальных факторов. Подходы к исследованию современного туризма.
Контрольная работа, экзамен.