Файл: Пеноуз Роджер. Тени разума. В поисках науки о сознании.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 774
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Спасут ли роботы этот безумный мир?
1.3. Вычисление и сознательное мышление
1.5. Вычисление: нисходящие и восходящие процедуры
1.6. Противоречит ли точка зрения в тезису Черча—Тьюринга?
1.9. Невычислительные процессы
1.11. Обладают ли компьютеры правами и несут ли ответственность?
1.12. «Осознание», «понимание», «сознание», «интеллект»
1.13. Доказательство Джона Серла
1.14. Некоторые проблемы вычислительной модели
1.15. Свидетельствуют ли ограниченные возможности сегодняшнего ии в пользу ?
1.16. Доказательство на основании теоремы Гёделя
1.17. Платонизм или мистицизм?
1.18. Почему именно математическое понимание?
1.19. Какое отношение имеет теорема Гёделя к «бытовым» действиям?
1.20. Мысленная визуализация и виртуальная реальность
1.21. Является ли невычислимым математическое воображение?
2.1. Теорема Гёделя и машины Тьюринга
2.3. Незавершающиеся вычисления
2.4. Как убедиться в невозможности завершить вычисление?
2.5. Семейства вычислений; следствие Гёделя — Тьюринга
2.6. Возможные формальные возражения против
2.7. Некоторые более глубокие математические соображения
2.8. Условие -непротиворечивости
2.9. Формальные системы и алгоритмическое доказательство
2.10. Возможные формальные возражения против (продолжение)
Приложение а: геделизирующая машина тьюринга в явном виде
3 О невычислимости в математическом мышлении
В связи с этими соображениями возникает один весьма важный вопрос: чьи же концепции, восприятие, неопровержимые убеждения следует считать значимыми — наши или роботов? Можно ли полагать, что робот действительно обладает убеждениями или способен что-либо осознавать? Если читатель придерживается точки зрения, то он, возможно, сочтет такой вопрос несколько неуместным, поскольку сами понятия «осознания» или «убеждения» относятся к описанию процесса мышления и поэтому никоим образом неприменимы к целиком компьютерному роботу. Однако в рамках настоящего рассуждения нет необходимости в том, чтобы наш гипотетический робот и в самом деле обладал какими-то подлинными ментальными качествами, коль скоро мы допускаем, что он способен внешне вести себя в точности подобно математику-человеку — в полном соответствии с самыми строгими формулировками как, так и. Нам не нужно, чтобы робот действительно понимал, осознавал или верил, достаточно того, что внешне он проявляет себя в точности так, будто он этими ментальными качествами в полной мере обладает. Подробнее об этом мы поговорим в
Точка зренияне отличается принципиально отв том, что касается ограничений, налагаемых на возможную манеру поведения робота, однако сторонники, скорее всего, питают несколько меньшие надежды в отношении тех высот, которых на деле может достичь робот, или вероятности создания вычислительной системы, которую можно было бы полагать способной на эффективное моделирование деятельности мозга человека, оценивающего обоснованность того или иного математического рассуждения. Подобное человеческое восприятие предполагает все же некоторое понимание смысла затронутых математических концепций. Согласно точке зрения, во всем этом нет ничего, выходящего за рамки некоторого свойства вычисления, связанного с понятием «смысла», тогда какрассматривает смысл в качестве семантического аспекта мышления и не допускает возможности его описания в чисто вычислительных терминах. В этом мы согласны с точкой зренияи отнюдь не ожидаем от нашего робота способности действительно ощущать тонкие семантические различия. Таким образом, сторонники, возможно, менее (нежели сторонники) склонны предполагать, что какой бы то ни было робот, сконструированный в соответствии с обсуждаемыми здесь принципами, окажется когда-либо способен на демонстрацию тех внешних проявлений человеческого понимания, какие свойственны математикам-людям. Полагаю, отсюда можно сделать вывод (не такой, собственно, и неожиданный), что сторонниковбудет существенно легче обратить в приверженцев, чем сторонников; впрочем, для нашего дальнейшего
исследования разница между A и B существенного значения не имеет.
В качестве заключения отметим, что, хотя истинность математических утверждений нашего робота, получаемых посредством преимущественно восходящей системы вычислительных процедур, носит заведомо предварительный и предположительный характер, следует допустить, что роботу действительно присущ некоторый достаточно «прочный» уровень неопровержимой математической «убежденности», вследствие чего некоторые из его утверждений (которым он будет присваивать некий особый статус — обозначаемый, скажем, знаком *(звёздочка)) следует считать неопровержимо истинными — согласно собственным критериям робота. О допустимости ошибочного присвоения роботом статуса * — пусть им же и исправимом — мы поговорим в § 3.19. А до той поры будем полагать, что всякое -*-утверждение робота следует рассматривать как безошибочное.
3.13. Механизмы математического поведения робота
Рассмотрим различные механизмы, лежащие в основе процедур, управляющих поведением робота в процессе получения им *-утверждений. Некоторые из этих процедур являются по отношению к роботу внутренними — некоторые нисходящие внутренние ограничители, встроенные в модель функционирования робота, а также те или иные заранее определенные восходящие процедуры, посредством которых робот улучшает качество своей работы (с тем чтобы постепенно достичь *-уровня). Разумеется, мы полагаем, что все эти процедуры, в принципе, познаваемы человеком (хотя окончательный результат совокупного действия всех этих разнообразных факторов вполне может оказаться за пределами вычислительных способностей математика-человека). В самом деле, если мы допускаем, что человеческие существа в один прекрасный день сконструируют робота, наделенного подлинным математическим талантом, то следует непременно допустить и то, что человек способен понять внутренние принципы, в соответствии с которыми будет построен этот робот, иначе любое подобное начинание обречено на провал.
Безусловно, мы отдаем себе отчет в том, что создание такого робота вполне может оказаться многоступенчатым процессом:
иначе говоря, возможно, что наш робот-математик будет целиком и полностью построен какими-либо роботами «низшего порядка» (которые сами не способны на подлинно математическую деятельность), а эти роботы, в свою очередь, построены другими роботами еще более низкого порядка. Однако запущена в производство вся эта иерархическая цепочка будет все равно человеком, и исходные правила ее построения (по всей видимости, некая комбинация нисходящих и восходящих процедур) будут в любом случае доступны человеческому пониманию.
Существенно важными для процесса развития робота являются и всевозможные внешние факторы, привносимые окружением. Внешний мир и в самом деле может обеспечить нашего робота весьма значительным объемом вводимых данных, поступающих как от учителей-людей (или роботов), так и из наблюдений за естественным физическим окружением. Что до естественных внешних факторов, привносимых «безлюдным» окружением, то «непознаваемыми» их, как правило, не считают. Эти факторы могут быть очень сложными, часто они взаимодействуют между собой, и все же эффективное «виртуально-реальное» моделирование существенных аспектов нашего окружения уже вполне осуществимо (см. § 1.20). По-видимому, ничто не мешает модифицировать эти модели таким образом, чтобы робот с их помощью получал все, что ему нужно для развития в смысле внешних естественных факторов, — не забывая при этом о том, что вполне достаточно смоделировать типичное окружение, воспроизводить какое-то реально существующее необходимости нет (см.).
Вмешательство в процесс людей (или роботов) — т. е. внешних, «искусственных» факторов — может происходить на различных его этапах, однако это никоим образом не влияет на существенную познаваемость механизмов этого вмешательства, при условии, разумеется, что мы допускаем возможность каким-то познаваемым образом «механизировать» вмешательство человека. Справедливо ли такое допущение? Думаю, вполне естественно (по крайней мере, для сторонника точки зрения) предположить, что любое человеческое вмешательство в процесс развития робота и в самом деле можно заменить какими-либо целиком и полностью вычислительными процедурами. Мы же не требуем, чтобы в этом вмешательстве непременно присутствовало что-либо непостижимо мистическое — скажем, некая неопределимая «сущность», какую учитель-человек должен был бы передавать своему ученику-роботу в процессе обучения. Мы полагаем, что при обучении роботу необходимо получать всего лишь те или иные фундаментальные сведения, а передачу ему этих сведений проще всего поручить именно человеку. Весьма вероятно, что, как и в случае с учениками-людьми, наиболее эффективной будет передача информации в интерактивной форме, когда поведение учителя зависит от реакции ученика. Однако и это обстоятельство, само по себе, отнюдь не исключает возможности эффективно вычислительного поведения учителя. В конце концов, все наши рассуждения в настоящей главе представляют собой одно сплошное reductio ad absurdum, в рамках которого мы допускаем, что в поведении человеческих существ вообще нет ничего существенно невычислимого. А тем, кто уже и так придерживается точек зрения(эти последние, несомненно, склонны, скорее, поверить в возможность существования упомянутой выше невычислимой «сущности», передаваемой роботу в силу одного лишь человеческого происхождения учителя), все эти доказательства в любом случае совершенно не нужны.
Если рассматривать все эти механизмы (т. е. внутренние вычислительные процедуры и данные, поступающие от интерактивного внешнего окружения) в совокупности, то создается впечатление, что нет каких-либо разумных причин полагать их принципиально непознаваемыми, — даже если кто-то и настаивает на том, что, на практике, в точности просчитать результирующие проявления внешних из упомянутых механизмов не в силах человеческих (и даже не в силах любого из существующих или предвидимых в обозримом будущем компьютеров). К вопросу о познаваемости вычислительных механизмов мы еще вернемся, причем довольно скоро (в конце). А пока допустим, что
все эти механизмы действительно познаваемы, и обозначим набор таких механизмов буквойВозможно ли, что некоторые из полученных с помощью этих механизмов утверждений-уровня окажутся, тем не менее, непознаваемыми для человека? Обоснованно ли такое предположение? Вообще говоря, нет — при условии, что в данном контексте мы продолжаем интерпретировать понятие «познаваемости» в том же принципиальном смысле, который мы применяли в отношении случаеви который был исчерпывающе определен в началеТот факт, что нечто (например, формулировка некоего-утверждения) может оказаться за пределами невооруженных вычислительных способностей человеческого существа, к данному случаю отношения не имеет. Ничуть не возбраняется и «вооружить» человека теми или иными средствами содействия мыслительным процессам — например, карандашом и бумагой, карманным калькулятором либо универсальным компьютером в комплекте с программным обеспечением нисходящего типа. Даже если добавить к уже имеющимся вычислительным процедурам какие-либо восходящие компоненты, то мы не получим ничего такого, чего не могли бы в принципе получить раньше — при условии, разумеется, что лежащие в основе этих восходящих процедур фундаментальные механизмы доступны человеческому пониманию. С другой стороны, вопрос о «познаваемости» самих механизмовследует рассматривать уже в «практическом» смысле — в полном соответствии с принятой втерминологией. Таким образом, на данный момент мы полагаем, что механизмыявляются действительно познаваемыми практически.
Обладая знанием механизмовмы можем использовать их при создании фундамента для построения формальной системы, при этом теоремами такой системы станут следующие положения: -утверждения, непосредственно следующие из применения упомянутых механизмов, илюбые положения, выводимые из этих-утверждений с применением правил элементарной логики. Под «элементарной логикой» здесь могут пониматься, скажем, правила исчисления предикатов (описанные в) или какая-либо иная столь же прямая и четко определенная неопровержимая система аналогичных логических правил (вычислительных). Мы вполне способны построить формальную системув силу того простого факта, что процедура, посредством которой из набора механизмовполучаются, одно за другим, необходимые-утверждения, является процедурой вычислительной (пусть на практике и весьма громоздкой). Отметим, что определяемая таким образом процедурабудет генерировать утверждения группы однако вовсе не обязательно все положения группы(поскольку можно допустить, что нашему роботу, по всей вероятности, попросту надоест тупо выводить все логические следствия из вырабатываемых им теорем). Таким образом, процедуране эквивалентна в точности формальной системеоднако различие между ними не существенно. К тому же ничто не мешает нам при желании
получить из процедурыдругую процедуру — такую, например, которая будет эквивалентна
Далее, для интерпретации формальной системынеобходимо каким-то образом устроить так, чтобы на всем протяжении развития робота статусвсегда и непременно означал, что удостоенное его утверждение действительно следует полагать неопровержимо доказанным. В отсутствие поступающих от учителя-человека (неважно, в какой форме) внешних данных мы не можем быть уверенными в том, что робот не выработает самостоятельно некий отличный от нашего язык, в котором символ будет иметь совершенно иное значение (либо вовсе окажется бессмысленным). Для того чтобы определение формальной системына языке робота согласовывалось с нашим ее определением,необходимо в процессе обучения робота (например, учителем-человеком) проследить за тем, чтобы присваиваемое символу значение в точности соответствовало тому значению, какое внего вкладываем мы. Необходимо также проследить и за тем, чтобы система обозначений, которой робот фактически пользуется при формулировке своих, скажем,-высказываний, в точности совпадала с аналогичной системой, имеющей хождение у нас (или допускала какое-либо явное преобразование в нашу систему). Если допустить, что механизмыпознаваемы человеком, то из вышесказанного следует, что аксиомы и правила действия формальной системытакже должны быть познаваемыми. Более того, и всякую теорему, выводимую в рамках системы, следует, в принципе, полагать познаваемой человеком (втом смысле, что мы в состоянии понять ее описание, а не определить в обязательном порядке ее неопровержимую истинность), даже если вычислительные процедуры, необходимые для получения большей части таких теорем, окажутся далеко за пределами невооруженных вычислительных способностей человека.
3.14. Фундаментальное противоречие Предшествующая дискуссия, в сущности, показывает, что «непознаваемый и неосознаваемый алгоритм F», который, согласно допущению, лежит в основе восприятия математической истины, вполне возможно свести к алгоритму осознанно познаваемому — при условии, что нам, следуя заветам адептов ИИ,
удастся запустить некую систему процедур, которые в конечном счете приведут к созданию робота, способного на математические рассуждения на человеческом (а то и выше) уровне. Непознаваемый алгоритмзаменяется при этом вполне познаваемой