Файл: Ответы по макроэкономике для магистров-2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные макроэкономические показатели

2. Совокупный спрос и совокупное предложение

3. Модели макроэкономического равновесия

4. Модели потребления

5. Роль инвестиций в экономике

6. Эффект мультипликатора

7. Безработица и ее формы

8. Сущность и виды инфляции

9. Причины инфляции

10. Социально-экономические последствия инфляции

11. Антиинфляционная политика

12. Понятие и фазы экономического цикла

13. Типы кризисов и современный экономический цикл

14. Виды экономических циклов

15. Антициклическое регулирование и программы борьбы с безработицей

16. Понятие и показатели экономического роста

17. Факторы экономического роста

18. Финансы и финансовая система государства

19. Налоги и их роль в экономике

20. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

21. Бюджетный дефицит и государственный долг

22. Деньги и структура денежной массы

23. Денежно-кредитная политика

24. Формы международных экономических отношений

25. Внешнняя торговля и торговая политика

1. Основные макроэкономические показатели

Д ля описания и анализа макроэкономических процессов используется система взаимосвязанных показателей - система национальных счетов (СНС)

Важнейшим показателем СНС является валовой внутренний продукт(ВВП). Это сумма конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный период (например, за год), независимо от национальной принадлежности предприятий и гражданства работников. Понятие «конечные товары и услуги» означает, что сюда включается только та продукция, которая уже готова для использования. Например, это хлеб, автомобиль, услуги зубного врача и т.д. Стоимость потребленной промежуточной продукции (например, муки) уже включена в стоимость конечной продукции.Не учитывается в составе ВВП самообслуживание населения, спекулятивные финансовые операции, теневая экономика.

Наряду с показателем ВВП применяют показатель ВНП (валовой национальный продукт). Он включает результаты производственной деятельности только национальных предприятий, но в различных странах.

Существуют три способа измерения ВВП.

1.Расчет ВВП по добавленной стоимости. Это суммирование добавленной стоимости всех производителей товаров и услуг данной страны. Добавленная стоимость – это стоимость, созданная в процессе производства, не включающая стоимость потребленного сырья и материалов.

2.Расчёт ВВП по расходам. Согласно этому методу, ВВП определяется как сумма следующих статей: потребительские расходы домашних хозяйств; расходы органов государственного управления; расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства; валовое накопление основного капитала (инвестиции), которое состоит из так называемых чистых капиталовложений и амортизационных отчислений; изменения в запасах материальных оборотных средств, которые, как и валовое накопление основного капитала, являются составной частью всего валового накопления; чистый экспорт товаров и услуг, рассчитываемый во внутренних ценах.

3.Расчёт ВВП по источникам доходов.Расчёт ВВП по источникам доходов отражает первичные, т.е. ещё не перераспределенные, доходы домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений. Согласно этому методу ВВП включает статьи: оплата труда (заработная плата наёмных работников, доходы самостоятельных работников); доходы от индивидуальных и семейных товариществ и кооперативов, валовая прибыль (рента, ссудный и банковский проценты, предпринимательская прибыль, амортизационные отчисления) и различные виды смешанного дохода, чистые налоги (разность между налоговыми доходами правительства и трансфертными платежами).


Национальный и личный доходы

Уменьшив величину ВВП на суммы амортизационных отчислений – т.е. отчислений на возмещение потребленного капитала, начисленных за год, можно получить макроэкономический показатель, который известен как чистый внутренний продукт (ЧВП). Если из ЧВП вычесть косвенные налоги на бизнес, то получим чистый национальный доход (НД), который представляет собой сумму первичных доходов страны – заработной платы, ренты, прибыли предприятий и банковских процентов. В личный доход (ЛД) включаются все доходы домохозяйств, полученные из всех источников, до выплаты ими индивидуальных налогов. Рассчитывается путем вычитания из национального дохода: платежей по социальному страхованию, которые уплачиваются и домохозяйствами, и предприятиями; налогов на прибыль предприятий; нераспределённой прибыли предприятий. После этого, чтобы получить личный доход, к результату нужно прибавить трансфертные платежи, выплаченные государством и предприятиями населению.

Личный доход за вычетом индивидуальных налогов с граждан представляет собой располагаемый доход (РЛД). С помощью этого показателя определяется величина чистых доходов домохозяйств, которые используются для потребления и образования сбережений.


2. Совокупный спрос и совокупное предложение

Совокупный спрос – это общая потребность в продуктах и услугах национальной экономики, представленная в денежной форме со стороны населения, предприятий, государства и заграницы. Модель совокупного спроса показывает реальный объем национального производства, который потребители (частные лица, предприятия и государство) готовы купить при различных уровнях цен.

Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больший объем национального продукта могут купить потребители. Рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, если не меняются другие факторы рыночной ситуации.

Совокупный спрос определяется рядом ценовых и неценовых факторов.

К ценовым факторам относят эффект процентной ставки, эффект богатства (эффект Пигу), эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки состоит в том, что она влияет на потребительские расходы и инвестиции. Дело в том, что повышение уровня цен расширяет спрос на деньги. Домохозяйствам требуется больше денег для осуществления потребительских расходов, предприятиям – для инвестиционных расходов. Если объем денежной массы не увеличивается, то увеличивается цена за пользование деньгами – процентная ставка, что ограничивает потребительские расходы и инвестиции.

Эффект богатства (иногда его называют эффектом реальных кассовых остатков) состоит в том, что с ростом цен происходит обесценивание имеющихся у населения денег и ценных бумаг, снижение их покупательной способности, а значит уменьшение богатства и сокращение расходов. При снижении цен покупательная способность потребителей возрастает, их богатство увеличивается, а значит увеличиваются расходы.

Эффект импортных закупок выражается в том, что при повышении цен на отечественную продукцию растет спрос на импортные товары и сокращается спрос на экспортируемые товары. При неизменных таможенных тарифах произойдет увеличение объемов импорта и снижение объемов экспорта. Это приведет к сокращению совокупного спроса на отечественные товары. И наоборот, снижение цен в стране повысит совокупный спрос и на внутреннем и на внешнем рынках.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся изменения в потребительских расходах, изменения в инвестиционных расходах, изменения в государственных расходах, изменения валютных курсов. Если неценовые факторы способствуют увеличению совокупного спроса, то кривая совокупного спроса смещается из положения АD1 в положение АD2 , если они ограничивают совокупный спрос, то кривая совокупного спроса смещается в положение АD3 .


Рассмотрим более подробно неценовые факторы. Так, потребительские расходы могут измениться в результате изменения потребительских предпочтений, благосостояния и задолженности потребителей, налогообложения потребителей. Инвестиционные расходы могут измениться в результате изменения процентных ставок и ожидаемой прибыли от инвестиций, технологии, налогообложения предприятий. Совокупный спрос связан также с экспортом. Чем больше товаров поступает на внешний рынок, тем больше совокупный спрос.

Совокупное предложение – это количество продуктов и услуг, представленное всеми производителями на рынке. Совокупное предложение представляет собой модель, отражающую зависимость реального объема национального производства от уровня цен. Зависимость выражается в том, что повышение цен стимулирует увеличение производства товаров, а снижение цен приводит к уменьшению производства. Форма кривой совокупного предложения отличается от формы кривой индивидуального предложения. Кривая совокупного предложения включает три отрезка: кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (восходящий) и классический (вертикальный).

На горизонтальном отрезке отражен объем производства значительно меньший, чем при полной занятости. Экономика при этом находится в состоянии кризиса, наблюдается недогрузка производственных мощностей и безработица. Эти неиспользуемые ресурсы можно привести в действие без изменения уровня цен – рабочие не требуют повышения заработной платы, машины, оборудование можно закупить по низким ценам. Следовательно, издержки производства и цены останутся на прежнем уровне, а производство начнет расширяться. Такое состояние экономики было проанализировано Дж. М. Кейнсом.

Классический (вертикальный) отрезок характеризует такое состояние экономики, когда все производственные мощности загружены (достигнут потенциальный объем производства), наблюдается полная занятость населения и достаточно высокий уровень цен. В ответ на увеличение совокупного спроса, объем национального производства не увеличивается, а только поднимается уровень цен.

Промежуточный отрезок отражает состояние, когда национальная экономика подходит к полному использованию ресурсов: рост объемов национального производства невозможен без роста издержек и уровня цен.

К неценовым факторам совокупного предложения относятся изменения в количестве и ценах на ресурсы, изменения в производительности, изменения, изменения в правовых нормах. Действие неценовых факторов приводит к смещению кривой совокупного предложения АS1 . Если совокупное предложение растет, то она сдвигается вправо в положение АS2 , а если сокращается, то смещается влево в положение АS3 .


Рассмотрим более подробно неценовые факторы совокупного предложения. Прежде всего, повышение цен на ресурсы, которое увеличивает издержки.

На совокупное предложение существенное влияние оказывает изменение производительности. Под производительностью понимают отношение реального объема производства к количеству использованных ресурсов. Повышение производительности понижает стоимость единицы продукции. В результате общество может получить больший реальный объем национального производства при имеющихся ресурсах. Таким образом, рост производительности вызывает сдвиг кривой совокупного предложения вправо, а снижение производительности, смещает данную кривую влево.

Изменение совокупного предложения может быть вызвано изменением экономической политики государства. Так, увеличение ставок налогообложения при прочих равных условиях увеличивает издержки производства, и тем самым сокращает совокупное предложение. Государственные субсидии и различные льготы предприятиям, наоборот способствуют снижению издержек и тем самым расширению производства.