Файл: Тема 7. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и содержание системы национальных счетов
Принципы построения счетов Системы национальных счетов
Счет распределения первичных доходов
Счет вторичного распределения доходов
Счет перераспределения доходов в натуральной форме
Счета использования располагаемых доходов
Система макроэкономических уравнений в Системе национальных счетов
Счет распределения первичных доходов
Счет вторичного распределения доходов
Счет перераспределения доходов в натуральной форме
Счета использования располагаемых и скорректированных располагаемых доходов
Методы расчета базовых макроэкономических показателей
Принципы статистического моделирования на основе Системы национальных счетов
Общие принципы международного сравнительного анализа макроэкономических показателей
В международной статистике ППС является пространственным дефлятором, который в отличие от близких по расчетным принципам динамических индексов цен, характеризующих изменение покупательной способности валют отдельных стран во времени, позволяет выявить такие различия и в разрезе отдельных территориальных единиц. Поэтому использование данного подхода на практике позволяет существенно расширить аналитические возможности проводимых исследований и на этой основе обеспечить проведение соответствующих сопоставлений для стран с различными масштабами национальной экономики для конкретных временных периодов.
Основными показателями, рассчитываемыми в рамках международных сопоставлений с помощью ППС, являются:
индексы физического объема ВВП и первичных групп или основных компонентов - отношение ВВП (или группы) сопоставляемой страны к ВВП (или группе) базовой страны (группы стран). На уровне ВВП они используются для сопоставления масштаба национальных экономик стран;
индексы физического объема на душу населения - отношение ВВП на душу населения сопоставляемой страны к показателям базовой страны. На уровне ВВП эти важнейшие показатели часто используются для сопоставления экономического благосостояния населения. Также могут рассчитываться как на уровне ВВП в целом, так и на уровне первичных групп;
сопоставимый уровень цен - отношение ППС к валютному курсу. Различие между ППС и валютным курсом используется в качестве критерия выявления «более дешевых» или «более дорогих» стран по сравнению с другой страной. На уровне ВВП они также описывают степень, в которой валютный курс национальной валюты отражает ее общий уровень цен по сравнению с общим уровнем цен базовой страны. Сравнение данных о ППС и валютных курсах показывает, что официальные валютные курсы заметно отличаются от реальных соотношений цен. Таким образом, применение валютного курса заметно исказило бы результаты сопоставлений экономического потенциала стран.
Порядок стран, полученный на основе результатов сопоставлений, не зависит от выбора ни счетной денежной единицы, ни базовой страны вследствие применения специального метода расчета результатов сопоставлений - ЭКШ1, обеспечивающего транзитивность ППС. Можно принять в качестве базовой любую страну, индексы могут быть пересчитаны в любую валюту.
Расчет достоверных ППС на уровне первичных групп по данным о ценах от стран-участниц является важным условием для обеспечения качества сопоставлений ВВП в целом, поэтому после первичного расчета групповых ППС на базе индивидуальных цен стран необходимо было провести верификацию цен.
ППС и индексы физического объема для каждого уровня агрегирования, вплоть до уровня ВВП, были рассчитаны на основе ППС первичных групп и подробных национальных данных о расходах.
Результаты сопоставлений (в том числе и ППС), получаемые в индексной форме, должны отвечать ряду требований аналитического характера:
характерность - применяемые для расчета ППС системы весов должны в достаточной степени отражать особенности структур показателей и структур цен всех участвующих стран; часто под характерностью понимают независимость результатов сопоставлений показателей двух стран от данных третьих стран;
инвариантность - результаты расчетов ППС не должны зависеть от выбранной базы сравнения (базовой страны, базовых весов и т.д.). В международных сопоставлениях это имеет большее значение по сравнению с межвременными сравнениями. Ни одна страна в группе стран не имеет такого естественного статуса, как первый или базовый период во временном ряду. Обычно нет экономически обоснованных причин для выделения конкретной страны на роль базовой. Кроме того, в международном контексте выбор базы играет большее влияние на конечные результаты, так как структуры относительных цен и количеств по странам могут различаться гораздо сильнее, чем между последовательными периодами времени в одной и той же стране;
транзитивность - прямые парные сравнения ППС должны давать те же результаты, что и косвенные сопоставления через третьи страны;
аддитивность - ППС для показателя в целом и для его составных элементов должны быть рассчитаны таким образом, чтобы результаты пересчета для показателя в целом складывались из результатов пересчета его компонентов. Если требование аддитивности не выполняется, то это может приводить к внутренней логической несогласованности. Например, в сопоставимой валюте все компоненты показателя страны больше компонентов показателя страны , но в целом показатель страны больше показателя страны .
Некоторые из вышеуказанных требований находятся между собой в определенном логическом противоречии. Например, транзитивность и характерность: для обеспечения первого требования необходимо применять единые веса, для обеспечения второго требования в идеальном случае для каждой пары стран предполагается применение собственных весов. Поэтому при любом многостороннем сопоставлении можно добиться лишь некоторого компромисса между выполнением этих требований.
Выбор метода ЭКШ обусловлен тем, что он гарантирует характерность результатов для всех стран. Данный метод не учитывает различий в размерах сопоставляемых стран и позволяет избежать искажений. Результаты между странами подвержены лишь незначительному воздействию состава группы сравниваемых стран (включение одних или исключение других мало изменяет полученные ранее результаты).
Главным недостатком метода ЭКШ является его неаддитивность, т.е. сумма физических объемов, полученных с помощью ЭКШ-ППС на каком-то заданном уровне агрегирования, не позволяет получить соответствующую сумму физических объемов на более высоком уровне агрегирования и показатели их структуры не дают в итоге 100%. Это ограничивает возможности структурного анализа.
Матрица цен создается для каждой первичной группы. Помимо цен учитывается типичность товаров-представителей (так называемые астериски, обозначаемые знаком «*»).
Процедура расчета ЭКШ-ППС для первичной группы включает три основных этапа:
1) расчет первоначальных двусторонних паритетов (типа Фишера) для каждой пары стран, т.е. матрицы ППС типа Фишера;
2) заполнение пробелов (если они есть) в первоначальной матрице ФПС типа Фишера как среднегеометрические величины из совокупности косвенных ППС (через третьи страны);
3) расчет ЭКШ-ППС на основе полной матрицы ППС типа Фишера.
1. Расчет первоначальных двусторонних ППС типа Фишера. Цены на товары-представители для каждой пары стран могут быть разделены на следующие субнаборы для каждой первичной группы:
оцененные товары с «*» в обеих странах (**; - число таких товаров);
оцененные товары с «*» в первой стране и без «*» во второй стране (* -; - число таких товаров);
оцененные товары без «*» в первой стране и с «*» во второй стране (- *; - число таких товаров).
В соответствии с общим правилом товары, нехарактерные для обеих стран (без *), вообще не включаются в расчет для этой пары стран.
Чтобы достичь эквирепрезентативности общего списка товаров-представителей, в каждой первичной группе применяется специальная двухшаговая процедура. Эквирепрезентативность или равнорепрезентативпость означает, что список товаров-представителей является типичным для всех участвующих в сопоставлении стран.
На первом шаге рассчитываются два паритета для каждой пары стран (называются страна-нумератор и страна-деноминатор).
Первый паритет получается как среднегеометрическая из соотношений цен по товарам, характерным для страны-деноминатора (типа Ласпейреса):
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
Второй паритет получается как среднегеометрическая из соотношений цен но товарам, характерным для страны-нумератора (типа Пааше):
где |
|
|
|
и |
|
|
|
Простая среднегеометрическая (паритет типа Фишера) этих двух паритетов (Ласпейреса и Пааше) рассчитывается на втором шаге расчета. Этот показатель может считаться как ППС общего списка товаров-представителей, равнорепрезентативного для двух стран, так как, даже если одна страна подобрала больше репрезентативных товаров, чем вторая, двухшаговая процедура помогает ликвидировать влияние этих различий на результат.
2. Заполнение пробелов в матрице ППС типа Фишера. Если отсутствует наличие цен для данной пары стран в первичной группе, то не могут быть рассчитаны ни ППС Пааше или ППС Ласпейреса (или оба), ни соответственно ППС Фишера. В этом случае отсутствующие ППС Фишера оцениваются как простые среднегеометрические из совокупных косвенных Ф-ППС через третьи страны. Этот процесс является итерационной процедурой. Если число участвующих , то возможно произвести итераций.