Файл: Тема 7. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 242
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и содержание системы национальных счетов
Принципы построения счетов Системы национальных счетов
Счет распределения первичных доходов
Счет вторичного распределения доходов
Счет перераспределения доходов в натуральной форме
Счета использования располагаемых доходов
Система макроэкономических уравнений в Системе национальных счетов
Счет распределения первичных доходов
Счет вторичного распределения доходов
Счет перераспределения доходов в натуральной форме
Счета использования располагаемых и скорректированных располагаемых доходов
Методы расчета базовых макроэкономических показателей
Принципы статистического моделирования на основе Системы национальных счетов
Общие принципы международного сравнительного анализа макроэкономических показателей
где - обратная матрица, или матрица полных затрат, являющаяся фундаментальной основой моделирования потоков ресурсов в экономике, элементы которой позволяют оценить комплексные потребности и возможности каждой из ее отраслей, связанные с производством товаров и услуг.
Каждый элемент матрицы характеризует потребность в выпуске продукции отраслью для получения в процессе производства единицы конечного продукта отрасли , что позволяет рассматривать выпуск продукции для отраслей как функцию целевых значений конечной продукции:
В моделировании элементы матрицы представляют коэффициенты полных затрат:
В экономическом аспекте элементы данной матрицы могут интерпретироваться как приращения объемов промежуточного потребления в конкретных отраслях экономики, необходимые для достижения целевых показателей по приросту объемов соответствующих видов конечной продукции.
Общие принципы международного сравнительного анализа макроэкономических показателей
Данные СНС, разрабатываемые в соответствии с международными стандартами, являются важнейшей основой проведения международных сравнительных исследований. Наиболее известными методологическими и практическими разработками в этой области являются сравнительные исследования, проводимые в рамках Программы международных сопоставлений ООН (ПМС).
Используемые принципы ПМС обеспечивают дальнейшее развитие методологии национального счетоводства в части формирования основных макроэкономических показателей международных счетов СНС и их представления в сопоставимом виде.
Общая концепция ПМС была разработана в конце 1960-х гг. и представлена в виде Проекта международных сопоставлений, в котором были сформулированы цели и задачи международного сравнительного анализа, основные принципы оценки и проведения международных сопоставлений уровней экономического развития и благосостояния различных стран мира. К этому периоду относятся и первые экспериментальные разработки и публикации ООН по показателям национального дохода для отдельных стран, приведенным к сопоставимому виду на основе валютных паритетов.
Продолжением работы по ПМС в 1970 г. стали проведенные статистической комиссии ООН парные и многосторонние (в экспериментальном порядке) сопоставления показателей валового национального продукта 10 стран мира. В дальнейшем в 1970-1980 гг. были сформированы основные методологические принципы современных международных макроэкономических сопоставлений, реализованные в 1993 г. при проведении сравнительного анализа ВВП 86 стран мира. В соответствии с основной целью ПМС, в которой впервые приняла участие Россия, для данной группы стран были проведены сравнения объемов ВВП и элементов его конечного использования в целом и в расчете на душу населения.
В международной статистике 1993 г. рассматривается как год начала проведения глобальных макроэкономических сопоставлений, которые охватили страны различных регионов мира. С целью анализа в их совокупности были выделены четыре группы стран: первую группу составили наиболее экономически развитые страны - члены ОЭСР (24 страны), вторую - страны Центральной и Восточной Европы и Средней Азии, в том числе Россия (23 страны), третью - страны Африки (22 страны) и четвертую группу - страны Восточной Азии и Океании (17 стран).
В соответствии с более детальной группировкой при проведении сопоставлений Российская Федерация включалась в подгруппу 2А второй европейской группы, в состав которой были включены такие страны, как Австрия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Хорватия, Болгария, Белоруссия и Украина. В рамках данной подгруппы проводились двусторонние сопоставления с Австрией, представлявшей в расчетах базовую страну и являвшейся также страной, обеспечивающей согласование показателей между первой и второй группами.
Проводимые сравнения основывались на данных СНС, которые использовались при расчетах показателей ВВП отдельных стран, являющегося в международной статистике основным индикатором, характеризующим общий уровень экономического развития и конечные результаты функционирования их экономики за отдельные временные периоды.
В соответствии с методологией международных сопоставлений по ПМС в качестве базового метода, определяющего структуру элементов, учитываемых при приведении ВВП различных стран к сопоставимому виду, используется метод конечного использования. В соответствии с данным методом в его составе на начальном этапе выделяются следующие агрегированные группы элементов используемого ВВП:
конечное потребление сектора домашних хозяйств;
конечное потребление сектора государственных учреждений;
валовое накопление основного капитала;
изменение запасов материальных оборотных активов;
чистый экспорт товаров и услуг.
Последующая детализация эти групп обеспечивается на основе использования аналитических категорий, представленных в ПМС в виде иерархической системы, согласованной с соответствующими классификаторами СНС.
В составе конечного потребления домашних хозяйств в соответствии с классификацией личного потребления по целевому признаку выделяются:
пищевые продукты, напитки и табачные изделия;
одежда и обувь;
жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива;
мебель, бытовая техника и предметы домашнего обихода;
медицинское обслуживание;
услуги транспорта;
услуги в сфере досуга, развлечений и культуры;
образование;
услуги гостиниц, кафе и ресторанов;
прочие товары и услуги.
В составе конечного потребления сектора государственных учреждений в соответствии с классификацией их функций в СНС в виде основных аналитических категорий выделяются:
общее государственное управление;
оборона;
охрана общественного порядка и безопасность.
При этом значительная часть функций сектора государственных учреждений, связанных с предоставления индивидуальных услуг населению (услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и др.), при построении соответствующих аналитических категорий относится к конечному потреблению сектора домашних хозяйств.
В составе валового накопления основного капитала в качестве элементов в ПМС выделяются:
строительство;
машины и оборудование.
Дальнейшая детализация аналитических категорий в ПМС связана с формированием первичных групп, предоставляющих первичный уровень классификации элементов ВВП.
Степень детализации таких элементов на уровне первичных групп определяется особенностями исходной статистической информации, отражающей расходы по выделяемым группам. Например, в ПМС 1993 г. для второй группы стран при сопоставлениях было выделено около 300 первичных групп.
Целью построения такой иерархической системы является унификация экономического содержания отдельных элементов ВВП в виде однородных товарных групп и на этой основе - обеспечение общей сопоставимости макроэкономических показателей.
Последующие процедуры ПМС связаны с расчетом фактических паритетов покупательной способности (ППС) для каждой первичной товарной группы с целью приведения групповых национальных стоимостных показателей к сопоставимому виду.
Показатели паритетов покупательной способности широко используются в современной международной статистике при расчетах соотношений курсов валют и являются более предпочтительными по сравнению с действующими официальными курсами как менее зависящие от конъюнктурных факторов и в большей степени отражающие их реальные соотношения для сравниваемых стран. В настоящее время ППС - это важнейший элемент проводимых международных сопоставлений, обеспечивающий формирование реальных стоимостных оценок основных макроэкономических показателей.
В международной статистике теория паритетов покупательной способности является элементом общей теории формирования валютных курсов. Согласно данной теории курсы двух национальных валют на долгосрочных временных интервалах корректируются относительно ППС. Это означает, что обмен (конвертация) денежных средств из одной валюты в другую теоретически не должен приводить к изменению их покупательной способности. При этом под покупательной способностью национальной валюты понимается способность денежной единицы обмениваться на определенное количество товаров и услуг. Покупательная способность исчисляется в виде индекса покупательной способности, обратного индексу цен, а ее уровень зависит в основном от уровня и структуры цен на товары и услуги, а также структуры товарооборота сравниваемых стран.
В международной статистике оценки соотношений валютных курсов на основе ППС стали актуальными после отмены золотого стандарта как основы расчетов монетарных паритетов, определявших до 1970-х гг. соотношения денежных единиц различных стран в соответствии с их золотым содержанием. В настоящее время установление валютных паритетов распространяется и на формирование специальных международных валютных единиц, наиболее известными из которых являются специальные права заимствования (СДР). СДР - это единица Международного валютного фонда, сформированная на базе корзины из набора валют (доллара США, евро, японской йены и английского фунта стерлингов) с удельными весами, соответствующими доле каждой из учитываемых стран (регионов) в международной торговле.
Для количественного измерения покупательной способности национальной валюты в статистике используется понятие «потребительская корзина», состоящая из стандартного рыночного набора потребительских товаров и услуг, характерных для данной страны. Отношение стоимостей аналогичных потребительских корзин в двух странах определяется как обменный курс валют, соответствующий паритету покупательной способности.
Теоретически курс обмена валют, соответствующий паритету покупательной способности, определяется на основе выражения
где и - стоимости аналогичных рыночных корзин в сравниваемых странах.
Такое соотношение означает, что единиц валюты первой страны или их конвертация в единиц валюты второй страны по указанному курсу будет иметь одинаковую покупательную способность, обеспечивающую приобретение аналогичных потребительских корзин.
Соответственно значение ППС отражает количество денежных единиц страны , необходимых для приобретения определенного (фиксированного) стандартного набора товаров и услуг, который можно приобрести за одну денежную единицу страны (или базисной страны) или за одну единицу условной (общей) валюты группы стран. На практике значения экономических показателей, пересчитанных из национальных валют с помощью ППС в сопоставимую валюту, рассматриваются как их реальные значения. По международной терминологии значения показателей, выраженных в национальных валютах и для целей международных сопоставлений пересчитанных в сопоставимую валюту по действующим валютным курсам, представляют их номинальные значения.