Файл: Выбор стиля руководства в организации (Основное понятие «Стиля руководства», виды стилей и их значения, факторы формирования стилей руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такие руководители изначально не доверяют членам команды. Соответственно, все это негативно влияет на моральный дух и производительность членов команды. Теория Y[13]

При таком стиле руководства менеджер считает, что у сотрудников есть амбиции и  внутренние стимулы работать. Руководитель доверяет членам своей команды и полагает, что они получают удовольствие от выполняемых задач.

Согласно этой теории, сотрудникам нужно предоставлять свободу действий и не навязывать большое количество правил. Работая по мере своих возможностей, они знают, как продуктивно работать.[14]

6 эмоциональных стилей руководства.

Данная классификация была предложена американским писателем и психологом Дэниелем Гоулманом, который специализировался на психологии. В свое время его книга «Эмоциональный интеллект» более полутора лет находилась в списке бестселлеров New York Times.

В своей следующей книге «Эмоциональное лидерство» автор описывает 6 различных методов управления. [15]

1. Визионерский стиль руководства

Подходит в ситуациях, когда необходимо обозначить общие цели для группы, а также когда необходимо задать новое направление развития. При этом менеджер очень ярко описывает, какая задача стоит перед всеми, и какая цель преследуется.

Гоулман отмечает, что при таком подходе руководители обозначают направление, но не указывают методы. Поэтому членам команды дается свобода действий для придумывания новых идей и проведения экспериментов. [16]

2. Наставнический стиль руководства

При таком подходе руководитель фокусируется на развитии членов команды, показывает, как можно улучшить их производительность. При этом он старается объединить личные цели каждого сотрудника с целями проекта в частности или организации в целом.

По мнению автора, наставничество дает хорошие результаты с подчиненными, которые проявляют инициативу и желание профессионально развиваться. Однако это может привести и к обратному эффекту: члены команды могут воспринять такой подход как попытку контролировать каждый шаг и проводить контроль исполнения поручений руководителя. Как результат, может пропасть уверенность в своих силах.[17]

3. Аффилиативный стиль руководства

Управление командой проекта и гармония внутри него путем сближения ее членов — вот на чем здесь делается акцент. Автор утверждает, что такой метод обладает достаточной ценностью, когда нужно повысить мораль команды, улучшить коммуникацию и восстановить доверие. Однако стоит быть осторожным, поскольку производительность может отойти на второй план.[18]


4. Демократический стиль руководства

Данный стиль управления основывается на знаниях и навыках членов команды, деятельность которых направлена на достижение общих целей. Наилучшим образом такой метод подходит в ситуациях, когда направление развития еще не ясно, и лидеру необходимо собрать воедино мнения всех сотрудников.[19]

Демократический метод базируется на коллективном принятии решений. Однако он может иметь разрушительные последствия в кризисные времена, когда требуется быстрое принятие решений.

5. Направляющий стиль руководства

Руководитель задает высокие стандарты производительности. У него присутствует навязчивая идея, что все можно делать лучше и быстрее. Этого же он и требует от членов команды.

Гоулман предупреждает, что такой метод управления стоит применять весьма умеренно, поскольку он может подорвать мораль, а сотрудники будут думать, что они неправильно выполняют задачи. Автор также приводит данные, что зачастую такой стиль плохо влияет на коллектив. [20]

6. Командующий стиль руководства

Классический подход военного руководства. Возможно, он используется чаще других, но при этом он наименее эффективен. Руководитель никак не хвалит членов команды, а наоборот, критикует. Поэтому сотрудники не удовлетворены работой.[21]

Автор утверждает, что метод может быть эффективным только в кризисный момент, когда необходимо срочно улучшить ситуацию.

Любопытно, что сегодня даже армии многих стран признали этот стиль управления достаточно неэффективным, в том числе для управления задачами сотрудников.

Как мы можем видеть, существует большое количество подходов к вопросу стилей и поведенческих отношений в команде, но я считаю самым интересным, лаконичным и конструктивным именно классический подход.

1.2 Классификация стилей руководства Курта Левина

Для анализа стилей руководства мы будем использовать классическую классификацию стилей Курта Левина. По словам Ф. Тейлора, «управлять – это значит знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом. [22]

Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение [23]


Выделим основные плюсы и минусы каждого стиля

Директивный стиль управления(авторитарный) –

Плюсы:

1.Быстрота реагирования в критической ситуации.
2. высокая скорость реализации решений

3. стопроцентный контроль исполнения

4.максимальная эксплуатация ресурсов

5.низкии требования к уровню квалификации (дисциплина важнее)

Минусы:

1. Полное подавление инициативы со стороны сотрудников (не подходит для творческих коллективов и квалифицированными специалистами);

2. Требует серьезного подхода к распределению и контролю работы со стороны руководителя, отнимает много сил и ресурсов.

3. высокий риск принятия ошибочных решений (не эффективен при решении сложных и комплексных задач)

4. неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья[24].

Демократический стиль управления(коллегиальный)

Плюсы:

1. повышение работоспособности и раскрытие творческого подхода;

2. мотивация подчиненных к общению и обсуждению всевозможных проблем; стимулирует к диалогу, повышает инициативность;

3. дает возможность строить в коллективе доверительные отношения

Минусы:

1.Ослабленный контроль в связи с доверием может привести к некачественному выполнению своих обязанностей или к браку;

2. потеря времени на общие обсуждения перед принятием решений.

3. высоки требования к управленческим и личностным качествам руководителя.

Либеральный стиль управления (попустительский или анархический)

Плюсы:

1.вся инициатива в руках работников;

2. отсутствие контроля дает большой простор для реализации творческих способностей.

Минусы:

1. отсутствие серьезного контроля;

2. дальнейший возможный итог – анархия.

3. в коллективе возникают неформальные группы и лидеры

4. эффективность работы организации низкая, компания медлительна, неповоротлива.[25]

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что мы не можем быть достаточно эффективными руководителями, применяя тот или иной стиль управления.

Логично было бы взять самое лучше от всех стилей и постараться избегать минусов. Об этом поговорим далее.

Факторы формирования и динамика развития стилей руководства.

В действительности очень сложно понять, какие факторы повлияли на то, что руководитель все время кричит и отчитывает вас.


На это может влиять, как проблемы воспитания в детстве, так и ваш собственный уровень развития и компетенций.

Развитие и формирование стиля руководство- сложнейший и долгий процесс.

Основными факторами влияние на стиль руководства является система ценностей человека, место работы и общие рамки существования. От того, как человек воспринимает информацию- и в какой среде находится зависят его решения.

1.3 Факторы формирования стиля управления

Рассмотрим системный подход к факторам формирования стиля управления.

Различные рассмотренные ситуационные модели позволяют сделать вывод о необходимости гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину, задачи, потребности, полномочия и качество информации. [26]

Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а также оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных [27]

На основе таблицы можем сделать вывод, что конечный стиль управления задействует все основные факторы формирования.

Даже без обширной системы навыков и особенностей нам иногда сложно представить амбициозных, педантичных и современных управленцев в более традиционных странах или племенах.

В данной главе мы рассмотрели определение стиля руководство, виды и факторы формирования стиля.

Глава 2. Исторические примеры стилей руководства

Получил определенные знания в определениях стилей руководства, рассмотрим примеры исторических лидеров и дадим им характеристику.

Отличным пример к понимаю стилей руководства послужат исторические лидеры России и СССР.

1.Сталин Иосиф Виссарионович (настоящая фамилия- Джугашвили)- С 21 января 1924 по 5 марта 1953 — руководитель Советского государства,


маршал Советского Союза (1943), генералиссимус Советского Союза (1945).[28]

Классический представитель авторитарного управления. (Сталинизм).

Первое, что приходит на ум при разговоре о Иосифе Виссарионовиче- это участие СССР в «Великой отечественной войне» и Индустриализация в СССР — процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических государств.

Именно при перечисленных исторических событиях раскрываются основные плюсы авторитарного стиля руководства. Например:

Быстрота реагирования в критической ситуации- Война сама по себе является пиковой и критической ситуацией для любого государства, и быстрая реакция в этой ситуации играет ключевую роль. Власть в один руках позволяет в кратчайшие сроки сфокусировать экономику для решение поставленной задачи и задать определенный курс развития.


Высокая скорость реализации решений- отличным примером быстрой реализации задач послужит «форсированной индустриализации». В результате всего за десять с небольшим лет в промышленном развитии было радикально уменьшено отставание от развитых стран Запада, а по абсолютным показателям СССР стал второй экономикой в мире (после США).

Индустриализация стала одним из ключевых факторов победы СССР в Великой Отечественной войне, а также вывела страну из «мальтузианской ловушки». Созданная в конце 1920-х гг. сталинская модель экономики (её «главным архитектором» был сам Сталин) просуществовала три десятилетия (до конца 50-х гг.) и на всём своём протяжении демонстрировала высокие темпы экономического роста, которые по мнению ряда экономистов (Валентин Катасонов, Григорий Ханин и др.) можно назвать «советским экономическим чудом». При этом в последний период существования сталинской модели (с конца 1940-х до конца 1950-х гг.), вследствие повышения эффективности экономической политики, начался переход от экстенсивного к интенсивному росту экономики.

Стопроцентный контроль исполнения- для примера можем использовать «Народный комиссариат государственного контроля РСФСР». Орган государственной власти в составе Совета народных комиссаров РСФСР, осуществлявший государственный контроль с июля 1918 по февраль 1920 года. До января 1918 года в масштабе страны руководство советами рабочего контроля, действовавших в крупных городах, губерниях и промышленно развитых районах при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, осуществлял Всероссийский совет рабочего контроля, в составе которого были созданы комиссии специалистов-ревизоров по определённым отраслям производства. До образования наркомата государственный контроль в РСФСР осуществляла образованная в январе 1918 года Центральная контрольная коллегия и учётно-контрольные коллегии и контрольные комиссии на местах. В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР.[29]