ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 0
последствиями (достаточно вспомнить катастрофу на железнодорожной ветке между Уфой и Челябинском). Однако вероятность катастроф мала,
и очень трудно дать достоверную оценкука |
|
к |
вероятности события,та ки |
|||||||||||||
экономических потерьпр |
еги о |
осуществлении. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
При фиксированном значении х ущерб r\ |
= h(x) |
является, как уже |
||||||||||||||
говорилось, случайной величиной. Обозначим Y-p(x) |
|
квантиль этой |
||||||||||||||
величины, отвечающей вероятности р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Возможный вид кривых |
Yp(x) |
для р |
= 0,7 и р |
- 0,99 |
|
показан на |
||||||||||
рис. 3.4.1. Рисунок отражает |
реальную ситуацию. Высока вероятность |
|||||||||||||||
событий, |
состоящих |
в том, |
что |
за |
весь |
срок |
существования объекта |
|||||||||
ущербы будут относительно небольшими. В условиях финансового |
||||||||||||||||
дефицита возникает желание уклониться т |
затрат, |
которые |
могут |
|||||||||||||
оказаться |
невостребованными. Если ориентироваться н е |
а |
средние |
|||||||||||||
значения ущерба,н теа |
, которые отвечают вероятностир - |
|
0,7, |
можно |
||||||||||||
снизитька |
к значения показателях(д |
|
о |
уровнях |
- jc0таj*), |
ки |
|
затраты S(x) |
||||||||
на обеспечение этого показателяК. |
|
томуж |
е |
можно утверждать,чт |
ос |
|||||||||||
вероятностью 0,7 значение х - XQJ |
окажется достаточным. Если же |
|||||||||||||||
стремитьсяк более высокому уровню гарантии (например,=р |
0,99),тои |
|
||||||||||||||
затраты должны быть увеличены. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Использование критерия (А) с ожидаемым ущербом Y(x) |
не всегда |
|||||||||||||||
является естественным. Представим себе,тчсв о е угрозы безопасности |
|
|||||||||||||||
делятсяндва |
е категорииТе. |
, |
которые |
относятсяк |
первой |
категории, |
||||||||||
имеют |
вероятность |
ри 1 |
могут |
быть |
|
предупреждены |
некоторым |
комплексом мероприятий. А остальные угрозы, вероятность проявления которых равна 1-р'н е могут быть устраненыв принципе (например,эт о стихийные катаклизмы). Ясно,чтпр о и решении вопроса финансировании мероприятий по повьппению безопасности необходимо принимать во внимание только угрозы первой категории и соразмерять
затраты на техническое и технологическое совершенствование объектов и ущербыо т реализации событий первой категорииВ. этом случае ожидаемый ущерб в формуле (А) целесообразно заменить условным ожидаемым ущербомпр и условии,чт о имеют место события первой
категории. Можно также функцию Y(x) заменить на Yp(x), то есть от
задачи А) перейти к задаче
S(x)+ (Б Yp(x) -+mm )
104
причем величину р следует определить экспертно, заботясь о
соблюдении неравенства/? <р'.
Затратын а обеспечение безопасностин е дают непосредственного эффектав виде прибыли,а лишь уменьшают возможные ущербыДл. я
того, чтобы предприятие было заинтересовано реализации
мероприятий, способствующих повышению безопасности, необходимо разработать меры государственного регулирования.
Кроме того, можно ожидать,чт о дальнейшее развитие социального и экологического страхования позволит найти и нормативно закрепить более обоснованные значения денежных эквивалентов ущербов с учетом экологической и социальной составляющих.
3.4.4. РИСКА К |
ПОКАЗАТЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ |
|
Уровень, количественную меру безопасности часто характеризуют |
||
показателями, которые называют рисками. |
|
|
Переходя т |
категории «ущерб»к |
категории «риск», отметим,чт о |
определение его количественных показателей представляет собой
процесс |
оценки цифровых значений |
вероятностии |
последствий |
||
возможных нежелательных |
событийПр. |
и этом,ка ужк |
е излагалось |
||
выше, |
недостоверности |
получаемых |
оценок |
следует |
подходить |
осторожно, принимаяв о внимание,ка к обязательное условие, оценку Неопределенностей при определении вероятности и ущерба. Исходя из этих соображений, неопределенность следует рассматриватька к однуи з компонент "вектора", используемого для количественного измерения
риска.
Использование количественных оценок риска в практической деятельности (например, в законодательной деятельности [И] или при принятиитеилх и иных решенийс учетом факторов риска[И ] показало необходимость применения классификации рискап о степениег о значимости для человека и окружающей среды. Трудность состоит в том, что невозможно выразить риск через один обобщенный показатель, учитывающий различные стороны его значимости. Ожидаемое число жертв за год, вероятность для индивидуума стать жертвой той или иной технологии в течение какого-то промежутка времени, вероятность опасных последствий для определенных групп людей (например, для обслуживающего персоналаил дли тея илх и иных групп населения), вероятность аварий с одновременным большим числом жертв и другие показатели характеризуют по разному ситуацию и по-разному должны
105
приниматься во внимание при принятии решений с учетом факторов риска. В силу этого общепринятой классификацией по степени
значимости риска для человека является деление его на
индивидуальныйи социальный риски.
В качестве количественной меры индивидуального риска
выбирают отношение количества пострадавших к количеству
подвергшихся потенциальной опасности. Индивидуальный риск от
автокатастроф оценивается |
по |
формуле |
n/N, |
где |
п - |
число людей, |
|||||
погибшихв |
автокатастрофахз а |
год,N- |
число |
жителей |
страны |
||||||
(считается,чт |
всо |
е жители пользуются автомобильным транспортом)В . |
|||||||||
США |
в 70-е годы риск |
смертельного |
исхода |
при |
пользовании |
||||||
автомобилембы |
л |
равен 2,5х10~4 |
смертей/чел.хгодИ. з |
опросов населения |
|||||||
установлено, что психология современного человека не позволяет ему |
|||||||||||
мириться с уровнем риска |
10°. При уровне 10"4 люди |
готовы тратить |
|||||||||
деньги на уменьшение риска. Риск 10° признается приемлемым, а |
|||||||||||
случаями с вероятностью 10"6 обычный человек пренебрегает [8,1 1]. |
|||||||||||
В |
качестве |
примера |
использования |
понятия |
рискав |
значении |
ущерб в натуральном измерении обратимся еще раз к характеристике
безопасности трубопроводного объекта, состоящегои з нескольких секций, как к совокупной мере ущерба R = РкМ [8] Величина Р характеризует вероятность утечек (т.е. техническое состояние системы), а М - последствия отказа. Вероятность Р; для i-й секции определяется как взвешенная сумма по факторам
Рассмотрим (по G. Мауег) [13]следующий типовой перечень факторов (и их весов), определяющих возможные отказы секции: 1 -
возраст, |
щ |
= 15%;2 - |
|
рабочее |
давление, |
|
2= |
3; |
- диаметр, толщина |
3= |
4; - |
материал, |
|
5%w |
стенки,5%w |
|
спецификация, w4= 10%; 5 -типсварки, w 5= 10%; 6 -положение секции
в системе, w6= 10%;7 -ти п продольного шва, WT= 10%;8 - катодная зашита, характеристика грунта, w8=5% ;9- гидравлические испытания
на прочность, >v 9= 5%; 10 - изоляционное покрытие, ww - 10%; 11 - наличие и интенсивность утечек, WH= 15%. Величины Р& находятся с помощью специальных процедур.
Расчет вероятных последствий производится аналогично
106
Предлагается следующий типовой перечень факторов (и их весов), определяющих тяжесть последствий от аварий: 1 -плотность населения, wi40%; 2 - тип строений и расстояние до них, w2 - 30%; 3 - вид
транспортируемого продукта, W3= 30%.Таким образом, процесс вычислений нормирован, определение некоторых компонент должно опираться на статистическую и экспертную информацию.
107
ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 3
1.Рагозин А.Л. Общие закономерности формирования количественная оценка природных рисков на территории России. //
Вопросы анализа риска. 1999, №2-4
2.Азиев Р.Г., Кузьмин И.И., Меньшиков В.В. Количественный подход к оценке безопасности. / Научное издание под ред. В.Е. Соколова, B.C.Петросяна. М.: изд-во МГУ, 1989.
3.Меньшиков В.В. Концептуальные основы оценки экологического
риска. Учеб. пособие.- М.:. изд-во МНЭПУ, 2001, 44с.
4.Сафонов B.C., Одишария Г.Э, Швыряев А.А. Теория и практика анализа риска в газовой промышленности. М.: Изд-во НУМЦ Минприроды России, 1996, 208с.
5. РеннОТр. и десятилетия исследования риска: достиженияи новые горизонты. Вопросы анализа риска, 1999,т.1, с.80-99
6.Акимов В.А. Надежность технических системи техногенный риск.
М.: ЗАОФИД «Деловой экспресс», 2002, 368с.
7.Порфирьев Б.Н. Экологическая экспертиза и риск технологий. // Итоги науки и техники. М.: ВИНИТИ, 1990,том 27, 204с.
8.Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность трубопроводного транспорта. М.: МГФ «Знание», 2002, 752с.
9.Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений.
Изд. 2-е. доп.МГ.: Ф «Знание», 1999, 361с.
10.Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные
документы. Ч. 1-2. Изд. 2-е. доп. М.: МГФ «Знание», 1998, чЛ
512с., ч.2350с.
П.Кузьмин И.И., Махутов Н.А., Хетагуров С.В. Безопасность и риск:
эколого-экономические |
аспекты. Спб.: |
Изд-во |
Санкт- |
Петербургского ун-та экономикии финансов. 1997, 164с. |
|
12.Бондарь В.А., Попов Ю.П. Риск, надежность и безопасность. Система понятий и обозначений. // Безопасность труда в
промышленности, 1997, №10, с.39-42.
108