ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

последствиями (достаточно вспомнить катастрофу на железнодорожной ветке между Уфой и Челябинском). Однако вероятность катастроф мала,

и очень трудно дать достоверную оценкука

 

к

вероятности события,та ки

экономических потерьпр

еги о

осуществлении.

 

 

 

 

 

 

 

При фиксированном значении х ущерб r\

= h(x)

является, как уже

говорилось, случайной величиной. Обозначим Y-p(x)

 

квантиль этой

величины, отвечающей вероятности р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможный вид кривых

Yp(x)

для р

= 0,7 и р

- 0,99

 

показан на

рис. 3.4.1. Рисунок отражает

реальную ситуацию. Высока вероятность

событий,

состоящих

в том,

что

за

весь

срок

существования объекта

ущербы будут относительно небольшими. В условиях финансового

дефицита возникает желание уклониться т

затрат,

которые

могут

оказаться

невостребованными. Если ориентироваться н е

а

средние

значения ущерба,н теа

, которые отвечают вероятностир -

 

0,7,

можно

снизитька

к значения показателях

 

о

уровнях

- jc0таj*),

ки

 

затраты S(x)

на обеспечение этого показателяК.

 

томуж

е

можно утверждать,чт

ос

вероятностью 0,7 значение х - XQJ

окажется достаточным. Если же

стремитьсяк более высокому уровню гарантии (например,=р

0,99),тои

 

затраты должны быть увеличены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование критерия (А) с ожидаемым ущербом Y(x)

не всегда

является естественным. Представим себе,тчсв о е угрозы безопасности

 

делятсяндва

е категорииТе.

,

которые

относятсяк

первой

категории,

имеют

вероятность

ри 1

могут

быть

 

предупреждены

некоторым

комплексом мероприятий. А остальные угрозы, вероятность проявления которых равна 1-р'н е могут быть устраненыв принципе (например,эт о стихийные катаклизмы). Ясно,чтпр о и решении вопроса финансировании мероприятий по повьппению безопасности необходимо принимать во внимание только угрозы первой категории и соразмерять

затраты на техническое и технологическое совершенствование объектов и ущербыо т реализации событий первой категорииВ. этом случае ожидаемый ущерб в формуле (А) целесообразно заменить условным ожидаемым ущербомпр и условии,чт о имеют место события первой

категории. Можно также функцию Y(x) заменить на Yp(x), то есть от

задачи А) перейти к задаче

S(x)+ Yp(x) -+mm )

104


причем величину р следует определить экспертно, заботясь о

соблюдении неравенства/? <р'.

Затратын а обеспечение безопасностин е дают непосредственного эффектав виде прибыли,а лишь уменьшают возможные ущербыДл. я

того, чтобы предприятие было заинтересовано реализации

мероприятий, способствующих повышению безопасности, необходимо разработать меры государственного регулирования.

Кроме того, можно ожидать,чт о дальнейшее развитие социального и экологического страхования позволит найти и нормативно закрепить более обоснованные значения денежных эквивалентов ущербов с учетом экологической и социальной составляющих.

3.4.4. РИСКА К

ПОКАЗАТЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ

Уровень, количественную меру безопасности часто характеризуют

показателями, которые называют рисками.

 

Переходя т

категории «ущерб»к

категории «риск», отметим,чт о

определение его количественных показателей представляет собой

процесс

оценки цифровых значений

вероятностии

последствий

возможных нежелательных

событийПр.

и этом,ка ужк

е излагалось

выше,

недостоверности

получаемых

оценок

следует

подходить

осторожно, принимаяв о внимание,ка к обязательное условие, оценку Неопределенностей при определении вероятности и ущерба. Исходя из этих соображений, неопределенность следует рассматриватька к однуи з компонент "вектора", используемого для количественного измерения

риска.

Использование количественных оценок риска в практической деятельности (например, в законодательной деятельности [И] или при принятиитеилх и иных решенийс учетом факторов риска[И ] показало необходимость применения классификации рискап о степениег о значимости для человека и окружающей среды. Трудность состоит в том, что невозможно выразить риск через один обобщенный показатель, учитывающий различные стороны его значимости. Ожидаемое число жертв за год, вероятность для индивидуума стать жертвой той или иной технологии в течение какого-то промежутка времени, вероятность опасных последствий для определенных групп людей (например, для обслуживающего персоналаил дли тея илх и иных групп населения), вероятность аварий с одновременным большим числом жертв и другие показатели характеризуют по разному ситуацию и по-разному должны

105


приниматься во внимание при принятии решений с учетом факторов риска. В силу этого общепринятой классификацией по степени

значимости риска для человека является деление его на

индивидуальныйи социальный риски.

В качестве количественной меры индивидуального риска

выбирают отношение количества пострадавших к количеству

подвергшихся потенциальной опасности. Индивидуальный риск от

автокатастроф оценивается

по

формуле

n/N,

где

п -

число людей,

погибшихв

автокатастрофахз а

год,N-

число

жителей

страны

(считается,чт

всо

е жители пользуются автомобильным транспортом)В .

США

в 70-е годы риск

смертельного

исхода

при

пользовании

автомобилембы

л

равен 2,5х10~4

смертей/чел.хгодИ. з

опросов населения

установлено, что психология современного человека не позволяет ему

мириться с уровнем риска

10°. При уровне 10"4 люди

готовы тратить

деньги на уменьшение риска. Риск 10° признается приемлемым, а

случаями с вероятностью 10"6 обычный человек пренебрегает [8,1 1].

В

качестве

примера

использования

понятия

рискав

значении

ущерб в натуральном измерении обратимся еще раз к характеристике

безопасности трубопроводного объекта, состоящегои з нескольких секций, как к совокупной мере ущерба R = РкМ [8] Величина Р характеризует вероятность утечек (т.е. техническое состояние системы), а М - последствия отказа. Вероятность Р; для i-й секции определяется как взвешенная сумма по факторам

Рассмотрим (по G. Мауег) [13]следующий типовой перечень факторов (и их весов), определяющих возможные отказы секции: 1 -

возраст,

щ

= 15%;2 -

 

рабочее

давление,

2=

3;

- диаметр, толщина

3=

4; -

материал,

5%w

стенки,5%w

 

спецификация, w4= 10%; 5 -типсварки, w 5= 10%; 6 -положение секции

в системе, w6= 10%;7 -ти п продольного шва, WT= 10%;8 - катодная зашита, характеристика грунта, w8=5% ;9- гидравлические испытания

на прочность, >v 9= 5%; 10 - изоляционное покрытие, ww - 10%; 11 - наличие и интенсивность утечек, WH= 15%. Величины Р& находятся с помощью специальных процедур.

Расчет вероятных последствий производится аналогично

106


Предлагается следующий типовой перечень факторов (и их весов), определяющих тяжесть последствий от аварий: 1 -плотность населения, wi40%; 2 - тип строений и расстояние до них, w2 - 30%; 3 - вид

транспортируемого продукта, W3= 30%.Таким образом, процесс вычислений нормирован, определение некоторых компонент должно опираться на статистическую и экспертную информацию.

107


ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 3

1.Рагозин А.Л. Общие закономерности формирования количественная оценка природных рисков на территории России. //

Вопросы анализа риска. 1999, №2-4

2.Азиев Р.Г., Кузьмин И.И., Меньшиков В.В. Количественный подход к оценке безопасности. / Научное издание под ред. В.Е. Соколова, B.C.Петросяна. М.: изд-во МГУ, 1989.

3.Меньшиков В.В. Концептуальные основы оценки экологического

риска. Учеб. пособие.- М.:. изд-во МНЭПУ, 2001, 44с.

4.Сафонов B.C., Одишария Г.Э, Швыряев А.А. Теория и практика анализа риска в газовой промышленности. М.: Изд-во НУМЦ Минприроды России, 1996, 208с.

5. РеннОТр. и десятилетия исследования риска: достиженияи новые горизонты. Вопросы анализа риска, 1999,т.1, с.80-99

6.Акимов В.А. Надежность технических системи техногенный риск.

М.: ЗАОФИД «Деловой экспресс», 2002, 368с.

7.Порфирьев Б.Н. Экологическая экспертиза и риск технологий. // Итоги науки и техники. М.: ВИНИТИ, 1990,том 27, 204с.

8.Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность трубопроводного транспорта. М.: МГФ «Знание», 2002, 752с.

9.Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений.

Изд. 2-е. доп.МГ.: Ф «Знание», 1999, 361с.

10.Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные

документы. Ч. 1-2. Изд. 2-е. доп. М.: МГФ «Знание», 1998, чЛ

512с., ч.2350с.

П.Кузьмин И.И., Махутов Н.А., Хетагуров С.В. Безопасность и риск:

эколого-экономические

аспекты. Спб.:

Изд-во

Санкт-

Петербургского ун-та экономикии финансов. 1997, 164с.

 

12.Бондарь В.А., Попов Ю.П. Риск, надежность и безопасность. Система понятий и обозначений. // Безопасность труда в

промышленности, 1997, №10, с.39-42.

108