ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
оказывается |
идентификация |
опасности,гд е создается |
концептуальная |
|
||
модель |
(без |
четко сформулированной опасностиил ви е |
е |
отсутствие |
|
|
риска нет). |
|
|
|
|
|
|
Применительнок чрезвычайным ситуациямв качестве идеализированной |
|
|||||
цели управления выступает обеспечение управления развития общества при |
|
|||||
условии его полной безопасности для здоровья и жизни людей. Как и всякий |
|
|||||
идеал, данная цель принципиально недостижима: определенная степень риска |
|
|||||
всегда присутствует, однакое е |
практическая ценность состоитв чттом, он |
а |
||||
(цель) закономерно вытекаети з объективной потребности обществак |
|
|||||
сохранению |
целостностии динамической устойчивостика |
к |
биосоциальной |
|
||
системыВ. т жо |
е время мера продвижения этой системык идеалув реальном |
|
масштабе времени, равно как и средства их достижения, выбираются обществом, исходя з конкретных экологических, культурно-исторических
социально-экономических условийЭт. о определяетти п управления.
В настоящее время России осуществляется переход т регистрации совершившегося факта к осознанию необходимости использования методов анализа опасностидл я предварительного исследования технических системи объектов повышенного риска с целью предотвращения аварий. Однако исследования риска как научное направление находится пока лишь в стадии
становления, существующий стране научный базис анализа рискан е
адекватен потребностям развития общества.
Анализ должен охватывать все этапы - от создания до «захоронения» исчерпавшей себя технологии, вплотьд о устранения вредных последствийе е
использования.
Методология анализа риска нацеленав конечном итоген а лиц, принимающих решения, и служит тем инструментом, который позволяет проводить количественные оценки, обеспечивающие научную поддержкув
процессе принятия решения.
В настоящем учебном пособии систематизированыэт и методы,аи х научное изложение было адаптировано к учебному процессу. Все разделы снабжены контрольными вопросамии в некоторых случаях задачами, самостоятельный контроль позволит студентам более глубоко осмыслить изучаемые проблемыи овладеть дополнительными методами воздействия опасных химических производств. Список литературы, данный к каждому разделу, включает помимо источников, используемыхв процессе подготовки
пособия, также |
рекомендуемыедл |
я более |
глубокогои |
широкого освоения |
|
рассматриваемых в данных пособии проблем. |
|
|
|||
Академик В.А. Легасов был одним из первых в стране, кто еще в 70-е |
|||||
годы поставил |
вопрос |
необходимости |
подходак |
системе знанийо |
|
закономерностяхв |
состоянии |
защищенности человека, населения |
окружающей |
средыо |
т |
опасностей, |
обусловленных |
хозяйственной |
|
деятельностью. Все то, что изложено в данной работе - |
наша попытка |
|||||
осмыслитьег |
о |
пожелания, |
которые н высказывал беседах |
намиЭт. и |
||
обсуждения |
главным |
образоми позволилина |
м собрать отдельные методы, |
подходы, идеив единое целое.
Предлагаемое учебное пособие написано по материалам курса лекций, предлагающемся студентам старших курсов Химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносоваи экологического факультета Международного Независимого Эколого-Политологического Университета.
Учебное пособие рекомендуется студентам, аспирантам химических экологических факультетов университетов и может быть полезно специалистам, занимающимся проблемами экологической безопасности.
Представленный в пособии материал во многом базируется на исследованиях, выполненныхв рамках научных программ,в связис этим авторы выражают благодарность всем коллегам, с которыми они работали по этим программамив первую очередьзарубежным:ЭФ.. Блоккеру (TNO, Голландия),Р . Селингу (COWI, Дания),В П. . Шестакову (ISTC, Казахстан)и
российским ученым: В.А. Акимову, А.А. Быкову, А.Н. Елохину,
Б.Н. Порфирьеву, Г.Е. Одишария, B.C. Сафоновуидр .
Авторы пособия хотелиб ы также выразить свою признательность
профессорам И.И. Кузьмину, А.Н. Проценко, многократные и длительные научные дискуссиис которыми позволили сформировать содержание работ
нашей лабораториив области промышленной безопасности.
Авторы благодарят сотрудников лаборатории безопасности химических производств за плодотворное сотрудничество. Особенно м.н.с. Захарову Т.В. и
м.н.с Малыгина В.В., подготовивших верстку настоящей |
работы, |
также |
руководство кафедры всемерно поддерживающее работыв |
области оценкии |
|
управления риском. |
|
|
Учебное пособие, безусловно, не свободно от недостатков. Авторы будут благодарны всем, кто сочтет необходимым прислать свои отзывы, критические замечания или предложения к сотрудничеству в этом направлении.
В.В. Меньшиков к.х.н., чл.-корр. РАЕН, профессор МНЭПУ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие систем топливной энергетики и объектов химической
технологии |
связано |
увеличением масштабов добычии |
переработки |
нефти, газаи |
конденсата, о значительным возрастанием |
единичных |
|
мощностей |
установоки |
аппаратов, такжес усложнением самих |
технологических процессов и режимов управления производством. Как следствие, наряду с развитием научно-технического прогресса в промышленности имеет место устойчивая тенденция роста числа аварий
совсе более тяжелыми экологическими, экономическими социальными
последствиями. Безопасность, таким образом, выдвигается в число основных характеристик промышленных объектов. Это особо подчеркивается в принятых Правительством Федеральных целевых научно-технических программах "Экологическая безопасность России", "Химическая безопасность России", в которых поставлена задача безотлагательного решения широкого круга вопросов, связанных с технологической экологической безопасностью энергетики химии, предусмотрена разработкаи внедрение "Методических руководствп о оценке экологического рискао т опасных производств", "Методологии минимизации риска" и ряда других нормативов.
Проблема изучения антропогенного воздействиян а окружающую среду является одной из важнейших комплексных задач современности. Она глобальна по своему характеру и требует междисциплинарных исследований. Практическивс е важнейшие решенияв области научнотехнического прогресса связаны с оценкой воздействия новых технологиин а безопасность экосистеми здоровье человека.
Одним з наиболее сложныхи |
запущенных участков работы |
оказалось определение мер по экологической безопасности, особенно с позиций оценки риска высоких уровней загрязнения, аварий, влекущих много миллиардные потери в народном хозяйстве, увеличивающих
заболеваемость и смертность населения. Отсутствие надежного определения критериев экологической безопасности, оценки риска,
прежде всего для здоровья людей, сводит на нет многие достижения научно-технического прогресса. В стране сгущается острая нехватка специалистов, способных оценить уровни безопасности при планировании размещении крупных народнохозяйственных объектов.
Вместес тем, можнос полной уверенностью утверждать,точ оценка антропогенного воздействия нигде в достаточной степени не
интегрирована в систему принятия решений и, таким образом, результаты проведения сложнейших натурныхи лабораторных экологических исследований не достигают конечного результата.
Химические производства являются одними из наиболее опасных техногенных источников воздействия на человека и объекты природной среды. Опасность химических производств усугубляетсяпр и возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных и их функционированием. Несмотрян а некоторый спад производства 90-е годы, аварийность а предприятиях химической, нефтехимической смежных отраслях промышленности остается очень высокой.
К химически опасным объектам относятся е только предприятия химической, нефтехимической, металлургической и других отраслей промышленности,гд е токсические химические вещества содержатсяв сырье, вспомогательных материалах, технологических смесях, продуктах и отходах. Значительные массы сильнодействующих токсических веществ сосредоточены на объектах пищевой, мясомолочной промышленности, в жилищно-коммунальном хозяйстве и т.д. В России и государствах СНГ в настоящее время продолжают эксплуатироваться более 1000 крупных химических объектов с большим количеством ядовитых и взрывоопасных веществ [1].
В 1999 г. предприятия химической промышленности занимали третье местов списке наиболее аварийно опасных производственных объектов. Таким образом, химическая промышленность становится
однойи з наиболее вероятных источников промышленной техногенной
опасности. Поэтому задача предотвращения аварий на опасных химических нефтехимических производствах, анализ оценка риска управление безопасностью химических производств является важнейшей.
Эффективное решение поставленной задачи может быть получено на основе системного подхода к оценке риска и управлению безопасностью химических производств. Базируясь на подходе к решению проблемы обеспечения безопасности человекаи окружающей его среды, разработанном академиком В.А. Легасовым [2,3], авторы настоящего учебного пособия развивают методыи алгоритмы системного анализа химических производствка к опасных техногенных объектов и источников риска для человека и окружающей среды.
В данном методическом пособии были использованывс е ранее известные разработки по данному вопросу, выполненные в России,
международный опыт [5,6], особенно последнее издание 3-х томника F.
Lees[4 с] |
учетомуж |
е созданной |
нормативно-методической базыс |
|
области |
промышленной |
безопасностив |
России,а |
также результаты |
исследовательских работ лаборатории безопасности химических производств Химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [7-9].
Предлагаемое издание представляет собой учебное пособие для
курса лекций «Техногенные системы экологический риск»,
подготовленного авторами для чтения студентам Химического
факультета Московского университетав рамках специальности «011000 - Химия» и студентам Международного Независимого ЭкологоПолитологического Университета в рамках направления «51100 - Экологияи Природопользование».
Основная цель настоящего учебного пособия- |
содействовать |
подготовке специалистов в области оценки и снижения техногенного и экологического рискаП. о мнению авторов, такой специалист должен:
1 владеть методами качественногои количественного оценивания техногенного и экологического риска, приемами анализа всей достоверной информации сопоставления различных точек
зренияв процессе принятия решения;
2 знать закономерности восприятия экологического риска отдельными индивидуумами и социальными группами,
устанавливать причины неадекватного восприятия риска;
3 уметь рекомендовать мерып о |
снижению |
риска, выявлять |
||||
приоритетыв |
реализации |
мероприятий, |
направленных а |
|||
снижение риска; |
|
|
|
|
||
4 знатьо |
мероприятияхи действиях, |
нацеленныхн а |
прогноз |
|||
аварийного риска и действий в условиях чрезвычайных |
||||||
ситуаций. |
|
|
|
|
|
|
Перечисленные задачи определили структуру и содержание |
||||||
настоящего учебного пособия. |
|
|
|
|
||
Авторы |
будут |
благодарнызвса |
е |
замечания |
предложения, |
касающиеся пособия и направленные на совершенствование обучения
основам экологическойи промышленной безопасности.