ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
-
Назовите две группы стран, получивших название «новые индустриальные страны» (латиноамериканская и азиатская группы НИС «первой волны» Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (их ещё называют «4 азиатских тигра» или «4 азиатских дракона»); из латиноамериканских стран сюда относят Аргентину, Бразилию и Мексику НИС «второй волны»[1][2]: Малайзия, Таиланд, Чили НИС «третьей волны»: Индонезия, также Турция НИС «четвертой волны»: Филиппины, также Иран) В чем суть их модели послевоенной модернизации (построение государства европейского типа, внедрение и развитие в местную промышленность крупнейших европейских и американских производств, Существует две основные модели НИС:Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок.Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.)? Каковы особенности и итоги развития каждой из групп (первая группа смогла развить по макисмому свою промышленность и войти в число развитых стран мира - Япония, Южная Корея , Аргентина; вторая группа не довела реформы до конца или преобладане зарубежных компаний, что привело к революции, или просто военным и политическим переворотам – Северная Корея)? 2. Как вы думаете, какие уроки можно извлечь для других стран мира из опыта истории «новых индустриальных стран» Азии после второй мировой войны (следует доводить все начатые реформы до конца, привлекать зарубежных партнёров, но следить всё же за развитем производства следует государству)?
3. В чем вы видите основные отличия путей послевоенной модернизации наиболее развитых стран Запада и Азии (основным отличием было то что в странах азии модернизация в основном начиналась с нуля, так же у запада уже была развитая инфраструктура и там находились страны победительницы которые имели технику заводы и т. д.) ?
Признаки:
-
демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);
-
ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;
-
экспортоориентированная экономика (Азиатская модель) ;
-
активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);
-
образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;
-
большое внимание уделяется образованию;
-
использование высоких технологий;
-
привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;
-
главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.
Япония и новые индустриальные страны Для многих развивающихся государств большую притягательность имел опыт послевоенного восстановления и модернизации Японии, ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Гонконга — четырех азиатских «тигров», как их называли.
Япония после второй мировой войны.
Япония, первая индустриальная страна Азии, понесла большой урон от бомбардировок в годы войны, от послевоенного развала экономики . Ее территория была оккупирована американскими войсками. Производство национального дохода на душу населения в 1950 г. было ниже уровня середины 1920-х гг. Впервые в XX веке по этому показателю Япония уступала России (СССР). Инфляция достигла 1500%. Тем не менее, Япония располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, опытом индустриального развития. Реформы, проведенные американской администрацией, также в известной мере содействовали будущему экономическому росту страны.
Согласно конституции 1947 г., разработанной с участием оккупационных властей, Япония была монархией, но император был лишен реальной власти, оставшись символом единства нации. Был создан двухпалатный парламент, избиравшийся на основе всеобщего и равного избирательного права. Впервые право голоса получили женщины. Правительство формировалось парламентским большинством. Это подразумевало, что в стране должна была сложиться система европейского типа политических партий, отражающих интересы различных социальных групп и слоев общества.
С проведением земельной реформы, ограничившей предельный размер угодий, была подорвана система помещичьего землевладения. К 1950 г. крестьянство стало собственником 80% арендуемой им земли, в стране сложился слой свободных фермеров. Были отменены привилегии бывших феодалов, ликвидированы дзайбацу — олигархическо-клановые объединения, контролировавшие промышленность. Новые законы о труде сняли ограничения на создание профсоюзов, утвердили их право на заключение коллективных договоров, ввели восьмичасовой рабочий день. Проведенные преобразования ознаменовали собой преодоление наследия феодализма в Японии, переход ее в русло буржуазно-демократического развития.
С подписанием 8 сентября 1951 г. мирного договора полномочия американской администрации прекратились, вся полнота власти перешла к избранному гражданскому правительству. В то же время на территории Японии, согласно «договору безопасности», остались американские войска, базы военно-воздушных и военно-морских сил США.
К 1951 г. Япония по объему промышленного производства достигла довоенного уровня развития, к 1960 г. превзошла его примерно в 5 раз, к 1975 г. — в 20 раз. Среднегодовые темпы прироста производства ВНП в 1950—1970-е гг. составляли 11%, в отдельные годы достигая 20% . К 1988 г. по производству ВНП на душу населения Япония обогнала США. По удельному весу в мировом промышленном производстве она заняла второе место в мире, уступая лишь США. В мировом хозяйстве Япония стала лидером по производству промышленных роботов, бытовой электроники, автомобилей, танкеров.
Истоки японского «экономического чуда». Возможность «экономического чуда» в Японии была обусловлена рядом причин.
Во-первых, благодаря положениям конституции, запрещавшим Японии иметь вооруженные силы, удельный вес расходов на военные цели в ее бюджете оказался самым низким в мире. Потолок военных расходов был установлен в размере 1% ВВП (в США военные расходы составляли в 1980—1990-е гг. от 4% до 6% ВВП, у Германии — от 2% до 3% ВВП). Это, правда, не помешало Японии создать хотя и немногочисленные, но вполне боеспособные «силы самообороны».
Во-вторых, в периоды войны в Корее 1950—1953 гг., во Вьетнаме в 1960—1970-е гг. Япония, крупнейшая индустриальная страна, союзная США, ближе всего расположенная к театру военных действий, играла роль основной тыловой базы снабжения вооруженных сил США. Она получила огромные доходы от выполнения военных заказов Америки.
В-третьих, определяющим и решающим фактором была продуманная экономическая политика, были использованы те преимущества, которыми располагала Япония, уменьшено влияние неблагоприятных для нее факторов.
Так, по основным видам потребляемого сырья и энергоносителей Япония на 98% зависит от их закупок за рубежом. Это определило необходимость очень жесткого контроля государства над внешней торговлей. Лишь в 1971 г., когда Япония прочно утвердилась на мировых рынках, была проведена частичная либерализация внешней торговли, введена полная конвертируемость иены. До этого исключался ввоз любой продукции, которая могла быть произведена на территории Японии. Например, несмотря на то что закупать рис дешевле на внешних рынках (в США, Канаде, странах Юго-Восточной Азии), чем выращивать его в Японии, правительство предпочитало поддерживать своих фермеров, но не прибегать к ввозу продовольствия. В итоге по степени своего участия в международном разделении труда Япония уступает большинству развитых стран. В 1995 г., например, стоимостный оборот ее внешней торговли составил всего 17% по отношению к ВВП (у стран ЕС этот показатель составляет 45%-60%, у США —24%).
Помимо сырья закупались передовые технологии, что длительное время позволяло экономить на дорогостоящих собственных технологических разработках. Новые технологии нередко внедрялись раньше, чем в странах, разработавших их, особенно в тех отраслях, которые считались приоритетными и поддерживались государством. Государственная поддержка этих отраслей заменяла внешние источники финансирования, поскольку государство ограничивало приток иностранных вложений капиталов в национальную экономику.
Приоритетными считались те отрасли, которые производили экспортную продукцию. Ее конкурентоспособность первоначально обеспечивалась за счет дотаций и низкой оплаты высококва-лифицированной рабочей силы. Национальные традиции Японии стали фактором, значительно облегчившим ее превращение в одну из самых развитых стран мира.
Трудовые отношения в японских корпорациях носят такой же характер, как в малых семейных фирмах стран Запада, где работники не разделяют свои личные интересы и интересы корпорации. Наемным работникам гарантируется занятость на весь период трудовой деятельности. Зарплата им выплачивается даже в случае остановки производства, за счет корпорации обеспечивается повы-шение квалификации. Благодаря подобным условиям труда, корпорации добиваются полной лояльности своих работников, максимальной производительности труда, добровольного выполнения сверхурочных работ. Трудовые конфликты в этой системе отношений приходятся на те периоды, когда профсоюзы заключают новые коллективные договора и корпоративная, профсоюзная солидарность побуждает членов профсоюзов к массовым акциям в поддержку требований своих лидеров.
С течением времени уровень жизни и размер средней оплаты японских трудящихся достигли уровня, близкого и даже превосходящего показатели большинства развитых стран. По уровню детской смертности, средней продолжительности жизни Япония вошла в число самых благополучных стран мира. Однако к этому времени японские товары на мировых рынках уже завоевали прочные позиции благодаря высокому качеству и репутации надежности.
Важным источником экономических успехов оказалась политическая стабильность послевоенной Японии. Несмотря на существование оппозиционных партий, на политической арене более сорока лет преобладала одна политическая партия — Либерально-демократическая (ЛДП). Неоднократные разоблачения коррупции, злоупотреблений властью вели к смене ее лидеров, но не потере поддержки избирателей. Лишь в 1993 г. в результате раскола ЛДП к власти пришло правительство, опирающееся на коалицию политических партии, не включающую ЛДП.
Во внешней политике Япония, в основном, исходила из того, что она является союзником США. Общность военно-политических интересов содействовала компромиссному разрешению разногласий, вызываемых успехами экспансии Японии на американских рынках.
Заинтересованность Японии в обеспечении стабильных поставок сырья и энергоносителей, сферах вложения капиталов определяет ее участие в интеграционных процессах в Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Интеграция как для Японии, так и для других стран Азиатско-Тихоокеанского региона активизировалась в результате экономического кризиса, поразившего этот район мира в 1998 г.
Наряду с Японией кризис затронул всю группу новых индустриальных стран.
Новые индустриальные страны
Новые индустриальные страны – это группа развивающихся стран, совершивших за последние десятилетия XX в. резкий скачок в экономическом развитии, приблизившихся по многим показателям к высокоразвитым государствам мира.
В этих странах возросли объем промышленного производства и его доля в национальном доходе, повысился объем ВВП на душу населения (Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань). Несколько позднее появились новые индустриальные страны второго поколения. Хотя большая часть их населения еще занята в сельском хозяйстве, но быстро растут объем промышленного производства и экспорт промышленной продукции, укрепляются позиции представителей национального капитала. В Латинской Америке к ним относятся Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили.
Промышленность новых индустриальных стран использует самую современную технологию и выпускает продукцию высокого качества, конкурентоспособную на мировом рынке. В промышленном развитии новых индустриальных стран активную роль играет иностранный капитал. Так, в Сингапуре в конце 1980-х гг. около 90 % экспорта продукции обрабатывающей промышленности приходилось на долю филиалов иностранных ТНК, в Корее – 27 %.
Американские и японские ТНК в области электронной промышленности создали в Мексике, Сингапуре, на Тайване ряд предприятий по выпуску отдельных полупроводниковых приборов и интегральных схем. Некоторые ТНК разбивают производственный процесс на отдельные части, упрощая сложную технологию, и создают соответствующие предприятия в развивающихся странах.
Несмотря на то что капитал новых индустриальных стран выступает в качестве младшего партнера ТНК промышленно развитых стран, в ряде случаев он уже становится их серьезным конкурентом на мировом рынке. Это относится к такими гигантам южнокорейского бизнеса, как «Самсунг», «Хендэ», «Дэу».