Файл: Yaponia_i_novye_industrialnye_strany.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.08.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За годы развития в новых индустриальных странах коренным образом изменилась структура экспорта. Существенно упала в нем доля сырья и продовольствия, вырос удельный вес машин и оборудования.

По экспорту машин большая часть этих стран вышла на уровень промышленно развитых государств мира.

В 1990-х гг. на группу новых индустриальных стран приходилось почти 70 % промышленного экспорта всех развивающихся стран и более 70 % экспорта машин и оборудования.

Постепенно растет промышленный экспорт и в новых индустриальных странах Латинской Америки – Мексике, Бразилии, Аргентине: на их долю в конце 1990-х гг. приходилось около 20 % промышленного экспорта.

По современному уровню экономического и промышленного развития наиболее развитые из новых индустриальных стран (Корея, Аргентина, Сингапур) приблизились к промышленно развитым странам. В тех странах, где экономические реформы дополняются мерами социальной политики, направленными на рост реальной заработной платы, развитие социальной сферы, удается достичь определенного согласия. Это открывает перспективу вступления данных стран на путь постиндустриального развития.

Сингапур и Гонконг (последний был британской колонией, а к концу века вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) также еще до второй мировой войны были крупнейшими портами, торговыми центрами, находившимися на пересечении международных торговых путей. В этих городах — государствах традиционно существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. В послевоенные годы в дополнение к легкой промышленности с привлечением исключительно дешевой рабочей силы из соседних стран были созданы предприятия, собирающие продукцию из готовых узлов, в том числе высокотехнологичную. При этом навыки традиционных для народов Азии ремесленных промы-слов, с изготовлением миниатюрных украшений, декоративных тканей, с использованием ручного труда, оказались вполне применимы для сборки электронного оборудования.

Южная Корея и Тайвань также находились в особых условиях. Еще до войны, а особенно в военные годы, когда они находились под контролем Японии, Корея создала систему обслуживания своих войск, зачатки промышленности, транспортную сеть. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее 1950—1953 гг. и в Южной Корее, и на Тайване были развернуты крупные контингенты войск США. Не вмешиваясь прямо в политическую жизнь, они объективно играли роль гарантов внутренней стабильности, компенсируя отсутствие социальной базы модернизации. Для Южной Кореи еще в 1960-е гг. была характерна самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 часа), почти полный запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Большие объемы американской помощи, приток капиталов сперва из США, а затем и из Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью, облегчили мо-дернизацию. Ей содействовали также продуманная налоговая политика, скупка лицензий, техно-логий, быстрое развитие системы образования. В результате модернизации усилились позиции национальных корпораций. Они стали поставлять на рынки развитых стран не только продукцию легкой и текстильной промышленности, но и автомобили, компьютеры, бытовую электронику. Большое внимание уделялось повышению квалификации рабочей силы: с 1960 по 1990 г. продолжительность обучения (средний уровень образования) в стране увеличилась с 4,4 до 9,9 лет, правительство создало 27 институтов профессиональной подготовки. Так Южная Корея вошла в группу развитых стран мира по уровню производства, жизни, характеру социальной структуры населения. Появление внутренних факторов стабильности создало предпосылки замены режима военной диктатуры демократией, позволило в 1993 г. провести свободные президентские выборы.


Второй эшелон новых индустриальных стран.

Опыт новых индустриальных стран использовался и в ряде государств Юго-Восточной Азии, в частности Таиланде, Филиппинах и Индонезии.

Таиланд и Филиппины, входившие в американскую систему союзов, в годы войны во Вьетнаме получили значительные средства за использование США военных баз на их территории, обслуживание тылов вооруженных сил американской армии. В 1970-е гг. Таиланд, оставаясь монархией, в 1980-е гг. Филиппины вступили на путь демократизации.

Индонезия, страна с почти 200-миллионным населением, получила полную независимость лишь в 1950 г., после освободительной войны против голландских колонизаторов. Большое влияние в ходе войны приобрела Коммунистическая партия Индонезии. Она поддержала курс президента Сукарно, установившего режим личной власти и провозгласившего курс на строительство социализма. Резкое ухудшение экономического положения, расхищение чиновниками кредитов, представленных СССР и Китаем, вызвали недовольство части армии и в 1965 г. подтолкнули группу офицеров, связанных с Компартией, на попытку переворота. Она, однако, не получила поддержки большинства армии, фактически захватившей власть в стране и разгромившей Компартию и другие левые организации. В 1968 г. командующий армией генерал Сухарто стал президентом страны. Он удерживал этот пост до 1998 г.

Политика Сухарто ориентировалась на проведение модернизации страны с привлечением иностранного капитала, в частности японского. Как Филиппины и Таиланд, Индонезия, богатая природными ресурсами, заимствовала опыт Японии и Южной Кореи.

Модернизационная политика, связанная не только с освоением недр, но и созданием сперва легкой промышленности, а затем и комплексов сборки высокотехнологических отраслей радиоэлектроники, принесли определенные плоды. За 30 лет, с 1960 по 1990-е гг., удельный вес рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, в Индонезии сократился с 75% до 55%, в Таиланде -— с 84% до 64%, на Филиппинах — с 64% до 46%. Доля работников промышленной сферы во всех этих странах составила 14-15% общего числа занятых. Среднегодовые темпы роста экономики достигали 5%, что было ниже показателей Японии и Южной Кореи, но выше большинства стран Азии. ,"

Кризис 1998 г., от которого больше всего пострадали новые индустриальные страны, поставил под вопрос перспективность их модели модернизации. Основа этой модели — создание с участием иностранного капитала массового производства (или сборки по лицензионным соглашениям) дешевой продукции для продажи на зарубежных рынках (преимущественно, развитых стран). Так, у Филиппин стоимость внешнеторгового оборота с 1960 по 1995 г. возросла с 52% до 80% стоимости производимого ВВП, у Таиланда — с 54% до 90%.


Емкость внешних, мировых рынков, однако, не безгранична. К концу 1990-х гг. увеличение числа индустриализирующихся стран, выпускавших однотипную продукцию, привело к кризису ее перепроизводства. Зарубежные банки и корпорации, держатели акций предприятий, созданных с участием их капитала в новых индустриальных странах, стремясь избавиться от них, спровоци-ровали панику на биржах стран Юго-Восточной Азии. В некоторых из них, в частности в Индоне-зии, она вызвала политический кризис.

Одним из последствий кризиса может стать ускорение интеграционных процессов стран Юго-Восточной Азии. Несмотря на существование регионального интеграционного объединения (АСЕАН), в этом районе мира темпы и глубина развития интеграции пока отставали от западноев-ропейской.