ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.08.2024
Просмотров: 390
Скачиваний: 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Рекомендовано
УМО вузов России по образованию в области социальной работы в качестве базового учебника для студентов высших учебных заведений
Издательство
Российского государственного социального университета Издательство «Омега-Л» Москва 2011
ББК 60.95я7 УДК 364-7(07) Т38
Учебник
по курсу «Технологии социальной работы» разработан и издан в рамках научной школы академика Российской академии наук, ректора-основателя Российского государственного социального университета В.И. Жукова «РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА»
Редакционный совет:
Т.А. Голикова, Ю.В. Герций, О.Ю. Голодец, В.Я. Дорошенко, СВ. Иванец, А.К. Исаев, И.И. Калина, М.А. Камболов, В.И. Лагункина, А.А. Левицкая, С.Ю. Орлова, В.А. Петросян, О.В. Самарина
Авторский коллектив:
академик РАН В.И. Жуков (руководитель); д-р ист. н., проф. Т.А. Дубровская; канд. воен. н., профессор В.Е. Макаров; канд. ист. н., доц. М.В. Брянцева; д-р ист. н., профессор Ю.С. Ерохин; д-р пед. н., профессор Ю.С. Моздокова; канд. пед. н., доц. В.В. Сизикова; канд. соц. н. А.В. Кузьмина; канд. соц. н. В.И. Лагункина; канд. соц. н., доц. Я.В. Лопатина; д-р ист. н., профессор Л.И. Старовойтова; д-р филос. н., профессор П.Д. Павленок; д-р пед. н., профессор В.А. Фокин; преп. И.А. Фокин; канд. пед. н., доц. М.В. Воронцова; д-р соц. н., проф. Л.И. Савинов; канд. соц. н., доц. З.Н. Лазарева; канд. соц. н., доц. Е.Н. Коломасова; преп. Т.В. Соловьёва; канд. соц. н., доц. Е.В. Камышова; канд. соц. н., доц. Е.Н. Новикова; преп. Т.М. Мозговая; канд. ист. н., проф. О.А. Аникеева; преп. Л.А. Митюрникова; канд. соц. н., доц. Е.Н. Рябова; преп. Е.В. Осипова; канд. псих, н., доц. Н.А. Тюрина; д-р пед. н., проф. Л.В. Федякина
Рецензенты: А.В. Дмитриев - член-корреспондент РАН Ю.А. Блинков - доктор медицинских наук, профессор Л.Г. Лаптев - доктор психологических наук, профессор
Т 38 Технологии социальной работы: учебник / под. ред. В.И. Жукова. - М.: Издательство РГСУ: Издательство «Омега-Л», 2011. -388 с.
13ВМ 978-5-7139-0870-6 (Издательство РГСУ) 15ВМ 978-5-370-02376-7 (Издательство «Омега-Л»)
В учебнике рассмотрены основные вопросы теории и практики технологий социальной работы. Дана развернутая характеристика социально-инженерной деятельности, связанной с проектированием и конструированием технологий социальной работы с различными группами и категориями граждан, в различных сферах жизнедеятельности современного общества. Кроме того, учебник раскрывает основные понятия, вопросы и темы учебного курса, которые помогают понять задачи курса: ввести в профессиональный тезаурус студентов и закрепить представления о социальных технологиях, их системности, процессуальности и структуре в сфере социальной работы, заложить основы профессионально-технологической компетентности будущих специалистов, подготовить их к осознанному решению профессиональных задач.
Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки «Социальная работа».
Предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей.
ББК 60.95Я7 УДК 364-7(07)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 6
МОДУЛЬ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 12
Тема 1.1. Сущность социальной работы
в современной России 12
ТЕМА 1.2. Технологии социальной работы в общей структуре социальных технологий 30
ТЕМА 1.3. Генезис социально-технологической деятельности 54
ТЕМА 1.4. Специфика технологий в социальной работе ... 68 ТЕМА 1.5. Эффективность технологий
социальной работы 79
МОДУЛЬ II. СИСТЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 90
ТЕМА 2.6. Технология социальной диагностики 90
ТЕМА 2.7. Экспертиза как технология
социальной работы 108
ТЕМА 2.8. Технология социальной реабилитации
как компонент социальной работы в обществе 117
ТЕМА 2.9. Технология социальной адаптации 134
13ВЫ 978-5-7139-0870-6 (Издательство РГСУ) 13ВЫ 978-5-370-02376-7 (Издательство «Омега-Л»)
© Коллектив авторов, 2011 © Издательство РГСУ, 2011
ТЕМА 2.10. Технология социальной коммуникации как инструмент профессиональной
деятельности социального работника 146
МОДУЛЬ III. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 163
ТЕМА 3.11. Особенности технологий социальной работы
в сфере образования 163
ТЕМА 3.12. Технологии социальной работы
в сфере здравоохранения 179
ТЕМА 3.13. Специфика технологий социальной работы в сфере трудовой занятости
населения и с безработными 197
ТЕМА 3.14. Технологические основы организации
культурно-досуговой деятельности в системе
учреждений социальной защиты 207
ТЕМА 3.15. Технология профилактики наркомании 224
ТЕМА 3.16. Технология социальной работы
по профилактике пьянства и алкоголизма 234
ТЕМА 3.17. Технологии социальной работы
по профилактике суицида 245
МОДУЛЬ IV. ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 258
ТЕМА 4.18. Технология социальной работы в практике формирования здорового образа жизни 260
ТЕМА 4.19. Маркетинговые технологии
в социальной работе 272
ТЕМА 4.20. Антикризисные и миротворческие
технологии в социальной работе 282
ТЕМА 4.21. Методология цикла и ритма
в технологии социальной работы 299
ТЕМА 4.22. Технологии социальной работы как инструмент обеспечения безопасности в социальной сфере ^-\7
ТЕМА 4.23. Технология предупреждения
и преодоления профессиональной деформации 330
Заключение ^47
Список основной и дополнительной
литературы ко всему учебнику 351
Глоссарий
ПРЕДИСЛОВИЕ
Профессия «социальная работа» появилась в мире около 100 лет назад. В России разнообразные государственные и негосударственные формы социальной помощи и поддержки развивались не одно столетие, но только 23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: социальный педагог, социальный работник и специалист по социальной работе. С самого начала потребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работник в России накануне нового тысячелетия? Что имеет отношение к сфере его профессиональной компетенции? Каковы особенности отечественной модели профессиональной социальной работы на современном этапе? При этом за всеми этими вопросами, целями и задачами нужно было не потерять опыт улучшения социального самочувствия человека, во имя и для которого велась и ведется эта многотрудная деятельность по созданию/возрождению системы социальной работы/педагогики в России.
Проблемы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, невозможно решить без участия социальных работников и специалистов социальной работы, т. е. профессиональных служащих социального профиля, имеющих степень бакалавра, магистра или диплом специалиста и выполняющих обязанности специалиста социальной работы.
Специалисты социальной работы выступают посредниками между конкретным человеком, нуждающимся в каком-либо виде помощи, его семьей, другими специалистами, учреждениями и обществом в целом. Они соединяют в своей работе координатора всех услуг, необходимых ребенку, взрослому или всей семье.
Ориентация общества на повышение качества жизни выводит на первый план вопросы профессиональной компетентности. Исследования, проводимые и социологами, и психологами, показывают, что профессионализм, ранее трактуемый только как владение конкретной профессией и достаточно полно интерпретируемый в рамках функционалистского подхода, ныне часто не ограничивается знанием тонкостей профессии, а предполагает системное к ней отношение и наличие ряда качеств (компетенций), обеспечивающих это отношение на уровне практики. Комплексное видение профессии предполагает системное мышление, открывающее возможности развития профессиональных знаний и в целом ресурса профессии. Именно так реализуются социальная креативность профессионала и его профессиональная толерантность.
Предлагаемый учебник в концентрированном виде отражает развивающуюся и крепнущую тенденцию к технологиза-ции современного общества и превращению социальной работы как науки из средства простой фиксации в активный фактор гуманизации общества, его всесторонних социальных преобразований. Главная цель преподавания этого курса в высших учебных заведениях состоит в том, чтобы помочь студентам осмыслить содержание, характер, структуру и основные аспекты технологической функции социальной работы, овладеть технологиями социальной работы как системой знаний.
Отсюда вытекает целый комплекс задач:
• овладение понятийно-категориальным аппаратом технологии социальной работы, ее принципами, методологией и основными концепциями;
ознакомление с историей технологий социальной работы, отечественными и зарубежными достижениями в этой области;
освоение способов социального проектирования, прогнозирования и планирования, проверки и внедрения технологий социальной работы и формирование на этой основе навыков социально-инженерного мышления;
изучение видового разнообразия технологий социальной работы, уровней и методов технологизации современной социальной работы;
осмысление важнейших закономерностей, тенденций, проблем и противоречий технологизации социальной работы.
Вместе с тем следует подчеркнуть и особую сложность данного учебного курса, ведь его изучение требует предварительных глубоких знаний в области таких научных дисциплин, как теория и методология социальной работы, психология и теория социального управления. И, конечно, социально-технологическая парадигма предполагает гуманное отношение к объектам технологий социальной работы - людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
При изложении учебного материала авторы широко использовали труды не только отечественных, но и зарубежных исследователей, изданные в последние годы.
Социальная работа - это сложное общественное явление, самостоятельная область научно-практического знания, профессия и учебный предмет. В качестве общественного явления социальная работа представляет собой своеобразную модель помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период с учетом особенностей национально-культурного, социально-политического развития.
Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов.
В основе социальной работы - профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства. В связи с введением образовательного стандарта по подготовке социальных работников в него включен и специальный предмет - технология социальной работы, задачи которого связаны с формированием профессионального самоопределения.
Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Социальная работа как профессия основана на соблюдении государством, профессионалом и организацией прав человека, знании и использовании социального законодательства своего государства, действия в интересах клиента и на благо общества. Миссия социальной работы состоит в том, чтобы люди были в состоянии реализовать свой потенциал, вести полноценную, насыщенную жизнь, чтобы предотвратить дисфункции социальных отношений.