ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.08.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________200__ г. №____

Номер государственной регистрации

_______________________________

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по направлению подготовки

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА

Квалификация (степень)

Бакалавр

2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Направление подготовки БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 08.07.2003 г.

№2947.

Федеральный государственный образовательный стандарт разработан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с участием ведущих экспертов Государственного университета - Высшая Школа Экономики, Казанского государственного университета, Академия бюджета и казначейства, Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, Южно-Уральского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области экономики, менеджмента, логистики и бизнес-информатики, Института проблем управления РАН, представительства Microsoft в России, компании IBS, компании Ланит, компании 1С, представительства SAP в России и странах СНГ, представительства IBM East Europe/Asia, представительства IDS Scheer Россия и страны СНГ и других организаций.

Стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакциях, действующих на момент утверждения образовательного стандарта.

3

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ..........................................................................................

4

2.

ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ...........................

5

3.

ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ...............................................

6

4.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ .. 6

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров...........................

6

4.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров..........................

7

4.3.

Виды профессиональной деятельности бакалавров: ...............................

7

4.4.

Задачи профессиональной деятельности бакалавров .............................

7

5.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА.....................................................

8

6.ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

БАКАЛАВРИАТА..............................................................................................................

11

7.ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА........................................................................................

21

7.1.Общие требования к условиям реализации основных

образовательных программ ....................................................................................

21

7.2.

Требования к организации учебной и производственной практик........

23

7.3.

Кадровое обеспечение учебного процесса................................................

24

7.4.Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного

процесса......................................................................................................................

24

7.5.

Финансовое обеспечение учебного процесса ..........................................

26

7.6.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.................

26

8.ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ..................................................................................................................

27

9. СПИСОК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА И

 

РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ И

 

ЭКСПЕРТИЗЕ ФГОС ВПО: .........................................................................................

28

10.

ФГОС ВПО согласован: ..................................................................................

30

11.

Руководитель базовой организации - разработчика ФГОС ВПО............

30

12.

Приложение А ..................................................................................................

31


4

1.ОБЛАСТЬПРИМЕНЕНИЯ

1.1Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовкиБИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию или претендующими на ее получение.

1.2Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.

1.3Основными пользователями ФГОС ВПО являются:

1.3.1Профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений, ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки;

1.3.2Обучающиеся, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по данному направлению подготовки;

1.3.3Ректоры высших учебных заведений и проректоры, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников;

1.3.4Государственные аттестационные и экзаменационные комиссии, осуществляющие оценку качества подготовки выпускников;

1.3.5Объединения специалистов и работодателей, саморегулируемые организации в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

1.3.6Организации, осуществляющие разработку примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

1.3.7Органы, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования;

1.3.8Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие аккредитацию и контроль качества в системе высшего профессионального образования;

1.3.9 Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования.


5

2.ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

Внастоящем стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О

высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также с международными документами в сфере высшего образования:

вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования; зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы;

компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных

дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения; направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;

объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления,

процессы, на которые направлено воздействие;

область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; профиль – направленность основной образовательной программы на

конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности; результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;

учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО

высшее профессиональное образование;

ООП

-

основная образовательная программа;

ОК

общекультурные компетенции;

ПК

-

профессиональные компетенции;

УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт


 

6

 

высшего профессионального образования;

ИТ

- информационные технологии;

ИС

- информационные системы;

ИКТ

- информационно-коммуникационные технологии.

3.ХАРАКТЕРИСТИКАНАПРАВЛЕНИЯПОДГОТОВКИ

3.1.В Российской Федерации в направлении подготовки БИЗНЕСИНФОРМАТИКА реализуются основные образовательные программы высшего профессионального образования, освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификацию (степень) «бакалавр».

3.2Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) для очной формы обучения

исоответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1. Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников

Наименование

Квалификация

Нормативный

Трудоем-

ООП

(степень)

 

срок освоения

кость

 

Код,

 

ООП (для

(в зачетных

 

наименов

 

очной формы

единицах)

 

ание в

 

обучения),

 

 

соответст

 

включая

 

 

вии с

 

последипломн

 

 

ОКСО

 

ый отпуск

 

ООП бакалавриата

62

бакалавр

4 года

240 *)

 

 

 

 

 

 

*) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

4. ХАРАКТЕРИСТИКАПРОФЕССИОНАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:


7

Проектирование архитектуры предприятия 1

Стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием

Организацию процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием

Аналитическую поддержку процессов принятия решений для управления предприятием.

4.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

Архитектура предприятия

Методы и инструменты создания и развития электронных предприятий и их компонент

ИС и ИКТ управления бизнесом

Методы и инструменты управления жизненным циклом ИС и ИКТ

Инновации и инновационные процессы в сфере ИКТ.

4.3.Виды профессиональной деятельности бакалавров:

Аналитическая

Организационно-управленческая

Проектная

Научно-исследовательская

Консалтинговая

Инновационно-предпринимательская

4.4.Задачи профессиональной деятельности бакалавров

аналитическая:

Анализ архитектуры предприятия

Исследование и анализ рынка ИС и ИКТ

Анализ и оценка применения ИС и ИКТ для управления бизнесом

Анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ

организационно-управленческая:

Обследование деятельности и ИТинфраструктуры предприятий

Подготовка контрактов, оформление документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ

Разработка регламентов деятельности предприятия и управления жизненным циклом ИТинфраструктуры предприятия

Управление ИТ-сервисами и контентом информационных ресурсов предприятия

Взаимодействие со специалистами заказчика/исполнителя в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия

1 В тексте настоящего стандарта термином «предприятие» обозначаются предприятия и организации различной отраслевой принадлежности и различных форм собственности, а также учреждения государственного и муниципального управления. Под архитектурой предприятия понимается интегральное представление стратегий и целей, бизнес-процессов и ИТинфраструктуры предприятия.