Файл: Факторы, влияющие на управленческую деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для принятия управленческих решений руководителю необходимо обладать и применять на практике следующими аспектами:

  • методология управленческого решения;
  • методы разработки управленческих решений;
  • организация разработки управленческого решения;
  • оценка качества управленческих решений.

Под методологией управленческого решения понимается логическая организация деятельности по разработке управленческого решения, которая включает определение целей управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.

Рассмотрим самые распространённые методы принятия управленческих решений.

Методы экспертных оценок

Под методами экспертных оценок понимаются методы, с помощью которых происходит организация работы со специалистами-экспертами и обработка их мнений. Подобные мнения выражаются в количественной и качественной форме. Эксперты проводят исследования для того, чтобы подготовить информацию для принятия управленческого решения руководителем. Чтобы осуществить работу по методу экспертных оценок необходимо создать рабочую группу, организующую работу экспертов, которые в свою очередь объединены в экспертную комиссию.

Метод экспертных оценок делится на:

  • Индивидуальная - оценка одного специалиста (оценка ученику, диагноз больному).
  • Коллективная – оценка нескольких специалистов (отчисление за плохую успеваемость).

Метод экспертных оценок чаще всего используется в следующих случаях:

  • выбирая один вариант технического устройства для запуска в серию из нескольких образцов;
  • выбирая группу космонавтов из всех претендентов;
  • выбирая набор проектов научно-исследовательских работ для финансирования из массы заявок;
  • выбирая получателя экологических кредитов из всех желающих;
  • выбирая инвестиционные проекты для реализации среди представленных, и т.д.

Существуют методы экспертных оценок, когда проходит работа по отдельности с каждым из экспертов, при этом, не известно, кто из них им является, поэтому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В другом случае - В экспертов собирают вместе для подготовки материалов для принятия управленческого решения руководителем, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. Одни методы предполагают фиксированное количество экспертов так, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения. Другие методы предполагают растущее количество экспертов.


Одним из самых распространённых методов экспертных оценок является метод «мозгового штурма», при котором происходит генерация совместных новых идей с последующим принятием решения.

Для того чтобы решить сложную проблему необходимо собрать группу людей, предлагающих всевозможные решения возникнувшей проблемы. Главное условие "мозгового штурма" – создать обстановку, которая будет максимально благоприятна для формирования идей. Для достижения данного условия не допускается опровержение, критика идеи, какой бы она ни была. Все возникнувшие идеи необходимо записать, а затем проанализировать каждую из них специалистами. Как показывает практика, лишь 30 идей из 100 проходят на дальнейшее рассмотрение, и лишь 2-3 из этого числа приносят максимальных эффект для организации – рост прибыли, улучшение безопасности экологии и окружающей среды и другое. При этом интерпретация идей - творческий процесс.

Другим методом экспертных оценок является метод Дельфи, основанный на многоступенчатой процедуре анкетирования.  

После каждого этапа необходимо обработать данные, полученные в результате анкетирования, и сообщить полученные результаты экспертам с указанием расположения оценок.

Первый этап не включает в себя аргументацию, второй этап, при наличии ответа, который отличается от других, подлежит аргументированию или же эксперт может изменить оценку. После того, как все оценки стабилизированы, происходит прекращение опроса и принятие решение, которое предложено или скорректировано экспертами.

Так же существует японская кольцевая система принятия решений, основанная на подготовке проекта новшества на рассмотрение. Данный проект необходимо передать на обсуждение списку лиц, составленному руководством. Каждое лицо должно рассмотреть предложенное решение и сделать свои замечания по нему в письменном виде, после чего следует провести совещание с теми людьми, чьё мнение не понятно руководителю.

Эксперты делают свой выбор, основываясь на своих индивидуальных предпочтениях. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который необходимо определить посредством одного из следующих принципов:

  • принцип большинства голосов – нужно выбрать то решение, которое набрало большее количество голосов;
  • принцип диктатора – основываясь на мнении одного лица группы (в военных организациях, в чрезвычайных ситуациях);
  • принцип Курно – необходимо предложить количество решений по числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое бы отвечало требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;
  • принцип Парето – все эксперты являются единым целым. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели;
  • принцип Эджворта – группу составляют несколько коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. Зная предпочтения коалиций, можно принять оптимальное решение, не нанося ущерба друг другу.

2.2 Анализ факторов, влияющих на эффективность управленческого решения, в современных условиях

В последнем разделе курсовой работы еще раз рассмотрим совокупное влияние факторов принятия управленческих решений с позиции уровня предприятия и уровня менеджера.

Каждый человек должен принимать решения, независимо от значимости. Способность принимать правильное решение влияет на успех или неспособность отдельных лиц, организаций и даже стран достичь цели решения.

Стратегические решения компании являются долгосрочными, сложными и рискованными. Высшее руководство организации обычно играет центральную роль в процессе принятия стратегических решений. Принятые решения влияют на направление, структуру и управление организация, заинтересованные стороны и сотрудников в целом

В различных исследованиях и в первых трех параграфах курсовой работы выявляются факторы, которые влияют на процесс принятия стратегических решений и подразделяются на четыре основные категории:

Специфические характеристики решения – количественные, качественные;

Характеристики окружающей среды (внешней и внутренней);

Внутренние организационные характеристики;

Характеристики команды управления.

В то время как принятие стратегических решений фокусируется на самом стратегическом решении и на взаимосвязи между конкретными решениями и результатами деятельности, процесс принятия стратегических решений фокусируется на действиях, поддерживающих стратегию. Это отдельная функция, которая непосредственно связана с достижением целей и определением основных областей принятия решений или подсистем. Это подход к управлению, который фокусируется на принятии управленческих решений и на том, как организации обрабатывают и используют информацию для достижения желаемых целей.

Принятие решений рассматривается как фундаментальная часть процесса управления. Это отличается от организации к организации. Институционализация решений может рассматриваться как согласование стратегии с институтами организации, и поэтому реализация решения должна основываться на организационной структуре, культуре, управленческой поддержке, процессах и политике.


Выбор организационной структуры помогает людям сплотиться и координировать различные действия, которые включают принятие решений. Корпоративная культура, которая относится к совокупности общих ценностей, отношения, убеждения, которые разделяют общие члены организации, также влияет на способ принятия решения. Он включает в себя привычные способы ведения дел и дает сотрудникам ощущение того, как вести себя и действовать в определенных сценариях. Политика — это руководство к действию, которое почти неизменно. Она устанавливает критерии принятия решения о выборе правильной альтернативы и, таким образом, выступает в качестве инструментов для реализации стратегии.

В случае, если лицо, принимающее решение, не имеет полной автономии для выполнения решения, он / она должен убедиться, что он / она консультируется с соответствующим органом для получения одобрения.

Люди имеют различные личности, обусловленные социальным статусом, уровнем образования, религией, культурным прошлым и другими. Это в значительной степени влияет на то, как они воспринимают, интерпретируют и реагируют на проблемы, что влияет на то, как они принимают решения. Собственные интересы влияют на процесс принятия решений. Подчеркивается, что количество властных позиций в организации и размер доминирующей коалиции влияют на принятие решений.

Вывод по главе 2

Таким образом, в связи с тем, что принятие решений часто является сложным и может зависеть от большого числа факторов, не существует универсального метода для принятия правильного решения. Принятие решений, и особенно принятие правильных решений, не всегда легко сделать. Многие решения считаются рациональными и осознанными, но большинство решений, которые человек принимает в течение своей повседневной жизни, является подсознательным. Это означает, что решение основано на других вещах, кроме чистой рациональности, таких как чувства. Важными факторами, влияющими на подсознательный процесс принятия решений, являются опыт и знания людей. Эти факторы часто не быстро усваиваются.

Заключение

Различные факторы при принятии решения являются одними из основных, поскольку напрямую влияют на результативность принятого решения. В ходе написания курсовой работы мной были рассмотрены следующие вопросы:

  • Понятие принятия управленческих решений;
  • Виды принятия решений;
  • Факторы, влияющие на принятие решения;
  • Этапы принятия решения;
  • Психологические особенности принятия решения;
  • Модель поведения руководства при принятии решений;
  • Методы принятия решений.

Изучить процесс принятия решения практически невозможно, поскольку фазы принятия решения проходят, по большей части, скрыто от непосредственного наблюдения. Поэтому ситуация создания экспериментальной ситуации, которая позволяет проследить разработку решения, очень сложна для воссоздания, поскольку огромную роль играют реальные условия принятия решений. Многие руководители в процессе принятия решения на интуитивном уровне учитывают все факторы, которые влияют на управление ситуацией, и, при этом, не говорят то, как они это делают.

Принятие решения представляет собой конечный результат всех проведённых действий, определённой продолжительности и структуры. Процесс принятия решений является циклическим, это последовательное выполнение действий, которые направлены на то, чтобы разрешить проблему организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Принятое решение зависит от таких факторов, как положение дел в организации, состояние персонала, кадровое обеспечение и т.д. Данное решение является конечным только тогда, когда достигнут желаемый эффект и результат. Руководитель принимает участие на всех этапах по принятию решения, а самое главное он выбирает наиболее подходящее решение из всех предложенных. Чаще всего решение принимается в одиночку. Однако на практике существует групповое принятие решений, что требует подготовки руководителя к работе с группой. Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера.

На принятие решения руководителем влияют психологические факторы. Поэтому, в рамках современной психологии, необходимо разработать эффективные инструменты диагностики личностных факторов принятия решений. Подобная диагностика позволит своевременно выявлять «сильные» и «слабые» качества руководителей, а также объяснять и предсказывать их поведение в разнообразных ситуациях принятия решений.

Подводя к итогу всё вышесказанное, можно сказать, что различные факторы несут особый вес в принятии решений руководителем. Изучению психологии и применению этих знаний на практике следует уделить особое внимание при обучении, переподготовке или повышении квалификации менеджеров.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу 01.10.2013). // СПС Консультант Плюс
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от редакция от 28.06.2014) (с изм. и доп.) // СПС Консультант Плюс
  3. Апенько С.Н. Поведенческий маркетинг в управлении персоналом проекта // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2015. – № 3. – С. 153–156.
  4. Божко Л.М. Теоретико-методологические основы управления организационными изменениями: маркетинговый подход: монография. – СПб.: ПГУПС, 2019. – 176 с.
  5. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 239 c.
  6. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2016. – 320 с.
  7. Воронова  Т.А.,  Кринички  И.Ю.,  Ляпунов  С.И.,  Попов  В.М.  Руководитель:  управление,  планирование,  стратегия,  2020.  —  269  с.
  8. Волошина Е.С. Внутренний маркетинг как новая концепция управления персоналом // Проблемы развития современной экономики. – 2014. –№ 5. – С. 60–64.
  9. Перчиков, В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании: учебное пособие / В.И. Перчиков. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 282 c.
  10. Горленко О.А., Барабань Н.М., Мазаева Т.П. Совершенствование менеджмента организации: научная статья // Менеджмент в России и за рубежом. М.: ООО «Финпресс», 2018. № 03. С. 99-104.
  11. Орлов А.И. Организационно-управленческие решения (для бакалавров) / А.И. Орлов. – М.: КноРус, 2018. – 317 c.
  12. Рубчинский А.А. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.А. Рубчинский. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 526 c.
  13. Оксинойд, К.Э. Розина Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: Учебно-практическое пособие / К.Э. Оксинойд., Е.В. Розина. - М.: Проспект, 2018. - 64 c.
  14. . Михненко П. А. Теория менеджмента : учебник / П. А. Михненко. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2017. — 520 с. (Глава 8. Принципы разработки управленческих решений).
  15. Николенко Н.П. Менеджмент человеческих ресурсов. М.: Стаховое ревю, 2018. — 354 с.
  16. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации): Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2017. — 78 с.
  17. Урубков А.Р., Федотов И.В. Методы и модели оптимизации управленческих решений, 2017. — 298 с.
  18. Чернышев Л.А. Исследование систем управления, 2016. — 197 с.