Файл: Факторы, влияющие на управленческую деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другая классификация факторов делит все факторы по качественному и количественному признаку

  • качество исходной информации – достоверность информации, защищённость, форма предоставления информации;
  • оптимальный характер принятого решения;
  • своевременность принимаемых решений – скорость разработки решений, их передача и исполнение;
  • соответствие принимаемых решений действующему механизму управления организации и базирующихся на нем методов управления;
  • квалификация кадров, которые разрабатывают и принимают решения, а так же организуют их исполнение;
  • готовность управляемой системы к исполнению принятых решений.

Чтобы организация достигла поставленных целей необходимо следовать ряду следующих требований (правил):

  • единство целей – принятые решения не должны противоречить поставленным целям и задачам. Для этого необходимо структурировать проблему и построить дерево целей;
  • научная обоснованность и правомочность – необходимо аргументировать и обосновать решения, соответствовать правам и обязанностям органов принятия решения. Чтобы достигнуть научной обоснованности и правомочности необходимо:
  • применить к разработке решения научных подходов менеджмента;
  • изучить   влияние    экономических    законов   на  эффективность решения;
  • применить      методы       функционально-стоимостного     анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования для каждого решения.
  • ясность формулировок – необходимо выбрать конкретного исполнителя;
  • краткость формулировок принятого решения – помогает достигнуть конкретности и действенности решений, лучше усвоить задачи исполнителем;
  • гибкость – существование алгоритма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, описания состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;
  • своевременность и оперативность принятия решений - повышают значимость принятого решения;
  • объективность – менеджеры не игнорируют фактические условия или фактическое положение дел в процессе разработки вариантов решений. Для   этого   необходимо:  
  • получение   качественной   информации, которая характеризует систему разработки решения;
  • обеспечение сопоставимости вариантов решений;
  • обеспечение многовариантности решений;
  • достижение правовой обоснованности принимаемого решения;
  • возможность верификации и контроля – при их отсутствии, в процессе разработки решений, остальная работа по их подготовке и принятию становится бессмысленной;
  • автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений – используются средства вычислительной техники, что позволяет значительно сократить время разработки решения и повысить его обоснованность;
  • ответственность и мотивация при принятии качественного и эффективного решения;
  • наличие механизма реализации – содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений.

Для того, чтобы принятое решение было качественно, ему необходимо обладать устойчивостью в эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных и гибким – предусматривав изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, сделаю эффективное управленческое решение неэффективным.

Требования к управленческим решениям в процессе контроля их исполнения под влиянием различных факторов можно представить в виде схемы (рисунок 3). Стоит также отметить, что эти требования к управленческим решениям касаются всех предприятий, независимо от вида деятельности, следовательно, и предприятий индустрии гостеприимства.

Рисунок 3 Требования к управленческим решениям в процессе контроля их исполнения

Содержание управленческого решения раскрывается в направляющей, координирующей и мобилизующей (стимулирующей) функциях, которые выполняются в общей системе управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

Направляющая функция. Любое решение разрабатывается с учетом стратегии управления социо-техно-экономической системой, то есть долгосрочной перспективой. В решении формулируется конкретное задание, которое нужно выполнить в определенный срок.

В процессе контроля за реализацией управленческих решений менеджер должен всегда осознавать, что любые решения - это альтернативный выбор обоснованных мнений, идей, намерений, выводов, анализа, направленных на достижение целей предприятия. Оно имеет чрезвычайно важное значение в деятельности любого предприятия (в том числе и в деятельности предприятий индустрии гостеприимства), влияет на эффективность его деятельности. От вовремя принятого правильного решения зависит деятельность целого предприятия, его будущее, сотрудничество с партнерами и потенциальными клиентами. Успешное управленческое решение должно отвечать требованиям научной обоснованности, целеустремленности, количественной и качественной определенности, правомерности, оптимальности, своевременности, комплексности, гибкости и полноты оформления. Кроме того, в деятельности предприятия управленческие решения выполняют направляющую, координирующую и мобилизующую (стимулирующую) функции.

Качество контроля реализации управленческих решений является очень важной теоретической и практической проблемой. Однако содержание этого понятия еще недостаточно обосновано. Сравнивая одноплановые решения, трудно определить, какое из них окажется качественным и наиболее правильным. Качество решения можно оценить в зависимости от степени его соответствия требованиям научной обоснованности, целеустремленности, количественной и качественной определенности, правомерности, оптимальности, своевременности, комплексности, гибкости, полноты оформления. В конкретных условиях функционирования организации возможны и другие критерии и показатели качества управленческих решений.


Выводы по главе 1

На процесс принятия решений в организации оказывают влияние множество факторов. Среди них различаются факторы внешней и внутренней среды, так и качественные и количественные факторы.

Глава 2 Особенности выработки оптимального управленческого решения в современных условиях.

2.1 Принятие управленческих решений в менеджменте ХХI века

В современной России процессы принятия управленческих решений сталкиваются с вызовами различных факторов внешней и внутренней среды. В результате этого в настоящее время многократно увеличились темп и скорость обмена важной информацией между участниками экономических отношений, поэтому процесс принятия управленческих решений, в том числе и коллективных, довольно часто происходит в мессенджерах корпоративного типа или социальных сетях. Участники процесса принятия управленческого решения теперь находятся на связи «24 ч в сутки 7 дней в неделю», что имеет как позитивные, так и негативные эффекты в связи с влиянием различных факторов. Если рассматривать оперативность принятия решения, то тут обратная связь поступает быстрее. Однако, из–за неформального стиля общения и отсутствия строгой логики коммуникации, конечное принятие решения может сильно затягиваться, а информация, поступающая в ходе обсуждения и дискуссий, может искажаться. Так же использование социальных сетей требует постоянного переключения и многозадачности, что значительно снижает качество труда. Основные факторы, влияющие на качество результата управленческого решения, формально не подверглись изменениям:

  • личностные оценки и система ценностей руководителя;
  • среда принятия решения;
  • информационные ограничения;
  • временные ограничения;
  • поведенческие ограничения;
  • фактор сложности;
  • фактор финансовых вложений и анализ финансовых вложений.

Однако, в связи с цифровизацией, степень влияния этих факторов, и/или их роль, как позитивная, так и негативная, значительно трансформировалась. Что бы выявить эти изменения, рассмотрим подходы к оценке эффективности управления, которые использовали многие крупные компании еще пять лет назад, и проанализируем актуальность отдельных компонентов в этих подходах.


Подход 1: анализ качества управления через оценку организационной структуры управления сводится к следующим элементам:

1) Объективные параметры, усложняющие управление: размеры системы; иерархичность системы; нормы управляемости;

2) Проблемные и субъективные параметры системы:

  • Множественность подчинений. Проблемы двойного подчинения характерны для большого числа компаний. В большинстве компаний преобладает проектная форма организации труда, то есть руководитель одного проекта может быть подчиненным в другой проектной группе. Или группы могут обслуживать несколько проектов одновременно. Поэтому, приоритеты проектов, переключение с одного на другой проект с потерями качества труда, о котором упоминалось ранее, конфликты интересов руководителей проектных групп о том, чьи указания важнее – обратная сторона новаций в управлении цифровизации. ;
  • Не востребованность руководителей среднего звена. Вероятными причинами могут быть такие как: формальное и функциональное закрепление человека за начальника отдела становится экономически не выгодным, так как из – за перехода к проектной форме организации труда, общение и сближение сотрудников разных уровней приводит к стиранию субординации и позволяет сотрудникам взаимодействовать напрямую с руководителем, минуя начальника отдела например. Из чего следует, что решения руководителей команд проектов часто становятся значимее решений штатного функционального руководителя отдела;
  • Фактор «некорректного транслятора» - руководитель, который не является специалистом в функционале хотя бы одного из подчиненных. В настоящее время происходит так, что специалист может сменить несколько групп проектов и даже несколько областей труда, и в итоге возглавив, как менеджер какое-то направление, он не является профессионалом своего дела и не имеет в этой сфере образования.

Подход 2: анализ эффективности управления через оценку качества бизнес-процессов организации включает: время процесса; стоимость процесса; количество функций в процессе; фрагментарность процесса (количество организационных разрывов); количество входящих и исходящих документов и др.

Подход 3: анализ качества управления через результативность функций управления. В процессе реализации функций управления, таких как «планирование», «организация», «координация», «контроль», обнаруживается наиболее значимый показатель, по динамике которого определяется результат функции и этапа, а по объединению результатов функций (этапов) определяется результат всего цикла в целом. Данный подход имеет место быть, но минус в том, что невозможно подобрать универсальный показатель, который будет индикатором качества в каждой функции или в каждом этапе. Цифровизация экономики не влияет на данный способ управления, с точки зрения качества. Так как определение ключевых показателей эффективности основная, то автоматизация помогает лишь быстро их фиксировать.


Подход 4: анализ качества управления через оценку подсистем управления. Еще один подход – это управление по подсистемам (рис. 4)

Рисунок 4 – Подсистемы системы управления деятельностью субъекта хозяйствования

Данный подход в большинстве компаний является приоритетным. Так как структура компаний подразделена на подсистемы, ими легче управлять . Главное – это оптимальное координирование и управление процессами. Таким образом, среди ключевых факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, выделенных ранее, сейчас на первый план выходят: среда принятия решения, информационные ограничения, фактор сложности, и только потом идут временные, финансовые ограничения и личностные оценки руководителя. Из чего целесообразно выделить несколько эффектов, подтверждающих сомнительную результативность принятия решений в социальных сетях:

  • высокая степень участия в процессе принятия решений специалистов разных уровней (не всегда достаточно квалифицированных и компетентных);
  • сокращение дистанции между руководителями высшего звена и рядовыми исполнителями в связи со снижением роли функциональных руководителей, руководителей отделов («потеря» иерархической составляющей, «размытие» субординации);
  • искажение информации в процессе принятия решений, ввиду использования новых форм коммуникаций (субъективное интерпретирование руководящих указаний и задач).

Одним из вариантов решения данных проблем, представляется формализация процессов принятия управленческих решений с использованием социальных сетей и других интернет технологий. Организация четкого регламента обсуждения, в том числе, в режиме on-line. Отказ от личных аккаунтов, от использования голосовых сообщений. Таким образом, возникновение и популяризация цифровых технологий на производствах значительно влияет на мировую экономику (как результат, появление нового термина «цифровая экономика»), и несмотря на пока относительно небольшой масштаб развития (в рамках глобализации), можно констатировать об определяющей роли цифровизации во всех отраслях деятельности. Что обуславливает цепную реакцию в развитии новых технологий, которые будут продолжать менять экономический ландшафт и архитектуру мировой экономической системы.

Под современными методами принятия управленческих решений в реалиях XXI века понимаются определённые способы, которые решают проблему. Эффективность управленческого решения заключается в соблюдении определённых методологических основ.