Креативные с ИТ (IT) модель и метод профессионального творчества.docx

Добавлена: 15.02.2019

Просмотров: 570

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Креативные с информационными технологиями (ИТ, IT ) модель и метод профессионального творчества

Олевский Виктор Аронович, к.т.н.,

г.Саров, Нижегородская область.

АННОТАЦИЯ

В данной статье приведен анализ действующих методик инженерного и другого делового творчества (Часть 1), предложены авторские алгоритмическая модель и креативный метод инженерного творчества с использованием ИТ (Часть 2), с показом возможности обучения креативному мышлению при разборе поиска технических и других (управленческих, организационных, военных и т.п.) решений (Часть 3) и формализованная Часть 4 – запатентованный модуль ИТ для принятия детерминированных решений.

Должен оговориться, под «профессиональным творчеством» прежде всего понимается «профессиональное исполнение должностных обязанностей» специалистами, которые подготавливают или принимают решение по какому – либо вопросу или проблеме.

Краткая производственная биографическая справка об авторе:

- 22 года работал конструктором,

- 6 лет – начальником патентно – информационного отдела,

- 22 года – техническим директором производства.

Часть 1.

Анализ методов принятия деловых решений.

В котором представлен лаконичный и достаточно широкий обзор современных методов принятия как технических, так и управленческих решений в системе образования РФ. Выражено сомнение, что такие достаточно сложные приёмы могут быть широко использованы в практических реалиях и, более того, дать достаточно точное детерминированное решение, как это возможно (см. http://www.v-olevskiy.ru).

«Методы оптимальных решений», «Тульский государственный университет». Кафедра «Финансы и менеджмент». Н.Е. Гучек, доцент, кандидат технических наук. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ. 2012 год

Просмотрел, для обучения – для общего развития вполне подходит. Но очень интересно хоть кто-нибудь, хоть когда-нибудь в реальной практике управления использовал что-то подобное (математизированное принятие управленческих решений)? Это очень похоже на то, как я учил сложнейшую «теорию электрических цепей» по специальности «технология машиностроения». Если бы на поставленный вопрос ответ был положительный, то плохих (мягко говоря) управленческих решений почти не было бы (см. мои письма в правительство, http://www.v-olevskiy.ru).

Основы моделирования управленческих задач (Катаев В.С.), 2015 год. Конспект лекций.

«В наиболее общем смысле теория принятия оптимальных решений представляет собой совокупность математических и численных методов, ориентированных на нахождение наилучших вариантов из множества вариантов и, по возможности, позволяющих избежать их полного перебора».

«Наиболее распространенными научными подходами стали системный анализ и ма­тематические методы исследования операций».

ТОПОЛОГИЯ РЕШЕНИЙ:

Интуитивные решения. Чисто интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации.


Решения, основанные на суждениях. Решение, основанное на суждении, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Технологические решения. Класс технологических решений включает в себя, в частности: определение цели, установление готовности к производству работ, распределения ресурсов и способа производства работ, постановку задач подразделениям.

Методологическим базисом теории принятия решений являются: когнитивная психология; кибернетика; специальные разделы прикладной математики (теория вероятности, теория игр, математическая статистика, исследование операций и др.)».

И ещё множество других рассуждений, обучающих полезных приёмов и рекомендаций.


Однако, когда много хорошего и даже более того не всех обучают, а в нашем обществе, особенно в управлении, преобладает мнение начальствующего лица, принимающего решение (ЛПР), и ошибок или недоработок хватает. В технических задачах есть такой нюанс, что довольно сложно превратить большое множество решений в единственное верное и эффективное без ценных указаний начальника, что вносит значительную долю субъективности в принимаемые решения. Иногда это хорошо, а чаще всего – не очень.


Современные методы принятия управленческих решений. Автор - ? Примерно 2005-2007 год

«Методы принятия управленческих решений — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например:

- декомпозиция — представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;

- диагностика — поиск проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах».

Далее следует практически известный с 60-х годов прошлого века набор методов: экспертный, метод неспециалиста, имитационный с использованием ЭВМ, теория игр, аналогии и психология, мозговой штурм и другие, используемые в АРИЗ и ТРИЗ.

В общем смысле полезно для управленцев, но нет жёсткой конкретики (детерминизма) с решаемой проблемой.

Развитие творческого воображения. Лихолетов В.В., ЮУрГУ, 2008.

Замечательный исторический экскурс по теме лекции с учётом современной ТРИЗ. Подробнейшие разъяснения о психологической инерции и её разновидностях. Применение системного анализа в творчестве. Экскурс в филологию. Формирование личного информационного фонда.



Если бы не 2008 год публикации, можно было подумать, что это прошлый век и даже нет «информатики».



Анализ методов принятия решений при разработке сложных технических систем. С.С.Семёнов и др. 2014 год.


В данной статье рассмотрена математическая модель принятия решений при создании сложной технической системы (СТС), позволяющая выбрать предпочтительные варианты реализации СТС из числа альтернативных, даны определения понятия «эффективность» СТС и основные критерии эффективности, приведены различные типы классификации методов принятия решений, основные свойства и проведен сравнительный анализ наиболее известных методов принятия решений, а также результаты сравнительного анализа различных методов принятия решений при оценке инновационных проектов, исходя из ниже приведенной схемы - системы.


Заключение.

Для получения достоверных оценок о техническом уровне анализируемых объектов техники необходимо использовать новые методические подходы, основанные на комплексном моделировании и рациональном применении уже зарекомендовавших себя методов теории принятия решений.


«Конструктор всегда работает в условиях альтернатив: и принимая решения на участие в конкурсе, и в ходе проектирования и разработки оружия. Конечно, случаются и озарения, когда первый вариант оказывается и единственно верным. Но это исключение из правил. Выход на качественно новый уровень в разработке конструкций обеспечивают все-таки альтернативные решения. Они требуют от конструктора решительности, точности в выборе наиболее оптимального и целесообразного варианта» (Калашников М.Т. Записки конструктора-оружейника. М.: Воениздат, 1992. 300 с. С. 271).


Хорошее, а главное верное заключение и уместное высказывание знаменитого конструктора-оружейника, хотя очевидно, что мозг у него работал в высшей степени конструкторского искусства – ни как у всех.



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ К КУРСУ «Модели и методы инженерного творчества». МИИТ, 2012 год. Проф. А.И. Гасанов.


«…хороший инженер должен обладать, целеустремленностью, волей и упорством в достижении своих целей, определенной долей самолюбия, хорошо, говоря языком бокса, держать жизненные удары. … говоря откровеннее, практически никогда в этом перечне не появляется такое свойство как творческий стиль мышления или хотя бы стремление к поиску и решению новых задач. … мы, преподаватели, отмечаем чаще всего с наибольшим сожалением».


Золотые слова и совершенно справедливые. Весь курс в основном создан на применении ТРИЗ, что при 0-вом начальном уровне весьма полезно.


Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Альтшуллер Г.С., Петрозаводск, "Скандинавия", 2003 г.

"Основной постулат ТРИЗ опирается на фундаментальные положения диалектического материализма: технические системы развиваются по объективно существующим диалектическим законам; эти законы познаваемы,


их можно выявить и использовать для сознательного решения изобретательских задач".

«Особый раздел ТРИЗ - курс развития творческого воображения (РТВ). В этом курсе, в основном, на нетехнических примерах отрабатывается умение применять операторы ТРИЗ.»

Алгоритм РИЗ делит процесс решения задачи на семь этапов (частей). Каждый этап осуществляется постепенно - по шагам. АРИЗ имеет и правила выполнения шагов. Если нарушено то или иное правило, через 2-3 шага ошибка становится явной: формулировки "не стыкуются". АРИЗ снабжён обширным фондом сжатой, спрессованной информации, полученной путем анализа десятков тысяч патентных описаний". И т.д., и т.п.


На мой взгляд, изобретателя и конструктора – практика – это наиболее полная и многосложная система активизации и организации деятельности мозга. Я использую из ТРИЗ идеальный конечный результат (ИКР) – очень результативное понятие, а для обучения (вне алгоритма принятия решений) – мероприятия, активизирующие воображение: при возможном обобщении их получилось 15.


Основы инженерного творчества. «ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ». И.А.Прошин и др. 2012 год.


«Рассматривается методология системной организации научных

исследований и профессиональной подготовки в интегрированной системе профессиональной подготовки по вектору знаний, компоненты навыков и умений творческой личности, системный подход, законы развития техники, методы принятия решений. Приводятся материалы по мышлению и

проблемам, психологии творчества, деловой игре, мозговому штурму,

анализируется анкета по психологии делового общения, дается алгоритмы

творческого решения проблем (АРП) и изобретательских задач (АРИЗ)» с применением математических выкладок. Тем не менее:

« По мнению Белозерцева (философ) в настоящее время нельзя сказать, что уже раскрыта система, вся совокупность философских проблем технических наук. Эта область по существу переживает период становления».


Для начального «пробуждения» творческих способностей очень полный и искренний материал.

И т.п.:


Методические основы инженерно-технического творчества. Шустов М.А. Томск: Изд-во Томск. политехн. ун-та, 2010.

Методы инженерного творчества. Учебно-методическое пособие /

составитель Карманчиков А.И., Ижевск: «Удмуртский университет», 2012.

Самая полная книга – тренажёр для развития мозга. А. Могучий. 2015. ООО «Издательство АСТ». Кроме этой книги действует немало сайтов аналогичной направленности.


В этих трудах есть практически всё, известное на сегодняшний день, в прекрасном изложении с примерами, к сожалению, кроме метода детерминированного принятия решений при конструировании с применением информационных технологий (предложенного и описанного на http://www.v-olevskiy.ru), или чего – то подобного.


Метод многократно проверен при разработках изделий основного назначения РФ ядерного центра – ВНИИ экспериментальной физики (г. Саров, РФЯЦ-ВНИИЭФ), а также при разработке отечественной полипропиленовой парогидроизоляции для известных торговых марок ЮТАФОЛ, МеталлПрофиль, ДЮК. Многие технические решения были запатентованы как изобретения и полезные модели (рекомендую посмотреть

http://www.v-olevskiy.ru). Широкая публикация метода начата в интернете с 2016 года, а разработан метод в 80-х годах ХХ века.


Все затемнённые тексты – от автора.



Часть 2.

Информационные технологии при профессиональном решении деловых проблем на примере конструирования.

В части 2 статьи рассмотрена проблема принятия конструкторских решений, детерминировано связанных с требованиями и ограничениями технического задания. Представлен обучающий разветвлённый алгоритм (в основном линейный) разработки технического объекта высокой эффективности, а также рабочий алгоритм с применением ИТ, как вариант, лаконично сформированный. Аналогичным образом могут быть проработаны не только конструкторские задачи, но и другие проблемы.

Однако, если более – менее хорошим бухгалтером можно стать через 3 месяца, хорошим менеджером (не простым продавцом) или экономистом – через 6 месяцев, то чтобы стать хорошим (с некоторой натяжкой) конструктором – не менее 3 лет, всё это – при высоком уровне полученного образования; что касается управленцев, то здесь всё очень запутано, т.к. объективных критериев нет, и многое зависит от мнения начальства.



На 70 – 80 годы ХХ века пришлось время завершения ядерных испытаний и в связи с этим – «под занавес» активизировались соответствующие разработки: в сжатые сроки под контролем профильного и военного министерств пришлось выпускать горы конструкторской документации и чтобы никаких промахов по совершенно новым изделиям. Это для автора была первая и основная причина, побудившая взяться за методическую формализацию конструкторского процесса. Вторая, не менее значимая причина, это бесконечные производственные совещания и повышенная нервозность на всех уровнях рассмотрения и утверждения конструкторских документов. Первым на основе системного подхода [1] и с учётом ТРИЗ и АРИЗ [2] был разработан разветвлённый алгоритм работы конструктора, которым безоговорочно пользовались, а результаты оформляли специальным отчётом или справкой:

Обучающий разветвлённый алгоритм:

1.Проанализировать цели проекта и максимально их усилить в пределах ТЗ.


2.Выявить требования и ограничения по группам:

- энергетичность,

- нагрузки действующие,

- свойства,

- материалоёмкость,

- размеры,

- социальность,

- прочие.


1´. Повторить шаг 1, согласовав с Заказчиком.


3.Составить список основных исходных требований и ограничений, группируя и вычёркивая несущественные.