Файл: Креативные с ИТ (IT) модель и метод профессионального творчества.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 895

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Минимизировать или дополнить список компонентов реального ТО.

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;

4) умение прогнозировать и представлять прошлое;

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

7) развивать умение сравнивать и обобщать;

9) анализировать причины и следствия различных действий – явлений;

10) умение моделировать физические и другие процессы;

12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

13) умение абстрагироваться;

15) решать сложные проблемные ситуации;

16) информационно – детерминированно решать проблемы:

- составить информационную модель (ИМ) любой рассматриваемой проблемы,

- охарактеризовать каждый существенный признак исходной ИМ функциональными характеристиками с их значениями по отношению к рассматриваемой проблеме,

- сформировать ИМ решения из значимых исходных признаков и характеристик,

- идентифицировать ИМ решения в реальный объект или действие.


16.Возможно ли исполнение реального ТО одним или меньшим количеством компонентов?

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть.


17.Рассмотреть каждый компонент ТО с точки зрения выявления недостатков.

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;

7) развивать умение сравнивать и обобщать;
10) умение моделировать физические и другие процессы;

12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

13) умение абстрагироваться.


18.Предложить идеализированный вариант исполнения (идеальный конечный результат – ИКР [2]) рассматриваемого компонента, устраняющий все недостатки.

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;

4) умение прогнозировать и представлять прошлое;

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

9) анализировать причины и следствия различных действий – явлений;

10) умение моделировать физические и другие процессы;

12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

13) умение абстрагироваться.


19.Заменить ИКР одним или несколькими реальными параметрами, наиболее полно соответствующими ИКР по характеризующим признакам.

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;

4) умение прогнозировать и представлять прошлое;

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

6) обобщать представление о веществах в различных агрегатных состояниях;

7) развивать умение сравнивать и обобщать;

10) умение моделировать физические и другие процессы;

12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

13) умение абстрагироваться.


20.Сгруппировать ИКР компонентов по их признакам и по всем возможностям, которые могут быть практически реализованы.

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;


4) умение прогнозировать и представлять прошлое;

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

7) развивать умение сравнивать и обобщать;

9) анализировать причины и следствия различных действий – явлений;

12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

13) умение абстрагироваться;

15) решать сложные проблемные ситуации.


21.Дать количественную оценку каждому компоненту, ориентируясь на требования и ограничения ТЗ.

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;

4) умение прогнозировать и представлять прошлое;

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться.


22.Предложить ИКР по каждому компоненту, превосходящий ранее принятый.

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;

4) умение прогнозировать и представлять прошлое;

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

13) умение абстрагироваться.


23.Скомпоновать ТО разработанными компонентами на основе характеризующих признаков, знаний НТИ и приёмов решения задач конструирования.

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;

9) анализировать причины и следствия различных действий – явлений;

10) умение моделировать физические и другие процессы;

15) решать сложные проблемные ситуации.


24.Дать интегральные оценки рабочим вариантам ТО, используя требования и ограничения ТЗ. Вычеркнуть более слабые.

2)учить быть внимательным, сравнивать и анализировать свойства объектов, выделять явные и скрытые;

7) развивать умение сравнивать и обобщать;

9) анализировать причины и следствия различных действий – явлений;

15) решать сложные проблемные ситуации

25. Выявить умозрительно или расчётно обоснованные возможные нарушения работоспособности ТО и их причины.

Используя приёмы алгоритма, устранить возможность нарушения работоспособности ТО.

2)учить быть внимательным, сравнивать и анализировать свойства объектов, выделять явные и скрытые;

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;

4) умение прогнозировать и представлять прошлое;

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

6) обобщать представление о веществах в различных агрегатных состояниях;

7) развивать умение сравнивать и обобщать;

8) развивать синкретичность мышления – связывать всё со всем;

9) анализировать причины и следствия различных действий – явлений;

10) умение моделировать физические и другие процессы;

15) решать сложные проблемные ситуации.


ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Остался не применён только один приём – «1) решать простые проблемные ситуации», но это, как само разумеющееся, когда в алгоритме постоянно решаются какие – то вопросы и проблемы.

  2. Возможные примеры приведенных приёмов развития креативного мышления приведены в статье [1].

  3. Следует отметить, что рабочий краткий алгоритм (см. Часть 2), потому и назван рабочим, что по нему надо работать и, благодаря ИТ, он разрушает все возникающие психологические инерции и остаётся размышлять на 1-м и последнем шагах, когда соответственно требуется создать изначально информационную модель и идентифицировать её в реальный технический объект, вот именно в этом в полной мере будет востребовано знание и навыки использования приёмов креативного мышления. Для этого и требуется выше описанное обучение.


Литература.

  1. В.А.Олевский. В.В.Олевская. Как развить креативное мышление дошкольников и школьников: мероприятия – приёмы. 2018. http://pedgazeta.ru/54542/

  2. Альтшуллер Г.С., АРИЗ - значит победа, в Сб.: Правила игры без правил, Петрозаводск, «Карелия», 1989 г.




Часть 4.

Модуль поиска блока информации по входным данным.

Патент № 6252501, 14.06.2017 г.


Изобретение относится к вычислительной технике для информационных технологий, в частности, к информационно – поисковым системам, и приближает реализацию искусственного интеллекта в части решения различного рода проблем.

Изобретение весьма пригодно для обучения профессиональной креативности при решении различного рода деловых проблем, благодаря детерминированной зависимости решения от входных данных, что обеспечивается приёмами ИТ.

Решаемой технической задачей является создание модуля поиска блока информации по входным данным, который обеспечит результат поиска, при его высокой надёжности и точности. Это достигается введением в информационную обработку поиска факторной сортировки входных данных, а также введением дополнительного уровня характеризующих подробностей о них.

На фигуре представлена блок-схема изобретения.

Модуль поиска блока информации по входным данным содержит блок хранения признаков поиска 5, схему сравнений 6 и последовательно соединенные блок приема входных данных 1, блок формирования неявных признаков входных данных 2, блок хранения информации 3 и блок считывания информации 4, причём второй выход блока хранения информации 3 соединён со вторым входом блока формирования неявных признаков входных данных 2. Дополнительно введены блок формирования функциональных характеристик признаков входных данных 7, блок сравнения значений признаков входных данных 8, блок формирования неявных признаков поиска 9, блок формирования множества допустимых значений признаков поиска 10, блок преобразований 11 и блок идентификации признаков поиска 12, входы и выходы которых соединены согласно блок – схемы.

Модуль работает следующим образом.

Многоканальный коммутатор блока приёма входных данных 1 осуществляет целенаправленный ввод входных данных, сортируя их по функционально – информационным факторам 11…1i, типа: «Энергоёмкость, Прочность, Материалоёмкость, Социальность, Стоимость» и др. Введенные данные предварительно преобразуются с использованием функции однонаправленного преобразования данных из блока хранения информации 3в характеристики признаков входных данных в блоке формирования неявных входных признаков 2 и вводятся в схему сравнений 6, на второй вход которой из блока сравнения значений признаков входных данных 8 поступает часть значимых характеристик признаков входных данных посредством его входов/выходов с блоками хранения информации 3 и формирования функциональных характеристик признаков входных данных 7, чем фактически уточняются входные данные. И далее – в соответствии с блок схемой.


Новая совокупность существенных признаков заявляемого изобретения, благодаря распределению входных данных по информационно – факторным каналам, многоуровневому (уровень признаков и уровень их характеристик) и многократному уточняющему использованию информационно - функциональных характеристик признаков входных данных и признаков поиска, позволяет обеспечить надёжность и точность искомого блока информации и, как следствие, его эффективность.





Рассмотрим «вручную» или по логике описанного алгоритма возможные примеры работы модуля:

Пример 1. Разработка принципа работы деревообрабатывающего строгального станка.

По аналогии с работой человека станок был сделан изначально по тому же принципу: рабочий ход чередовался с холостым обратным. Если бы эту же задачу решали ИТ, то были бы входные данные с их характеристиками, где вряд ли будет присутствовать холостой ход (т.к. он не требуется), а лишь перевод (ручной или машинный) полученной информационной модели в реальный объект, например:


Входные данные

Характеристики

Значимость

Строгание

резцом

обязательность

Себестоимость

рубли

минимально

Энергозатраты

Квт/часы, электричество

минимально

Экологичность

выброс ВВ

минимально

Безопасность

для оператора

максимально


В основном это – всё, информационная модель, можно сказать, готова.

Холостого хода в ней нет и не должно быть, т.к. увеличатся энергозатраты, ухудшатся себестоимость и экологичность – из-за непроизводительных затрат. В данном случае произошёл, в некотором смысле, функционально – стоимостный анализ проблемы, но это всегда обязательно – считать экономику.


Пример 2. Изобретение пенициллина.

Это несколько другой случай: никто не додумался так поставить задачу борьбы с инфекцией, потому и сработала случайность отрицательного влияния плесени на микробы. К сожалению, долго никто не мог это «увидеть», оценить и воплотить в реальность – в пенициллин, особенно учитывая, что фармацевты могли работать сами по себе, а лечили врачи и поставить задачу должным образом не додумались. Если бы врачи или фармацевты составили таблицу входных данных, обозначили задачу и обеспечили громогласное ознакомление всех заинтересованных специалистов, задача была бы решена быстро, т.к. достаточно всё просто: есть гнойные раны и требуется их лечение, т.е. из всего известного нужно найти вещество, которое уничтожает микробы, и не было потеряно почти 100 лет на открытие пенициллина.


Пример 3. Из моей производственной практики: контроль качества электронно – лучевой сварки. Проблема в том, что эта сварка производится в вакууме, и прямого доступа к сварному шву нет. Составим, аналогично примеру 1, таблицу входных данных:



Входные данные

Характеристики

Значимость

Процесс сварки

режимы сварочного луча, точность наведения луча на свариваемый стык

максимально точно

Вакуум

по технологии

максимальный


Все параметры сварки легко контролируются по приборам, кроме «точности наведения луча на свариваемый стык». Проблема была решена за 5 минут после разговора со сварщиком: сделали ещё один проход сварочным лучом, но очень малой мощности – получили «риску», которую легко контролировать оптикой не разбирая сварочную установку. В результате, казалось бы на такой пустяк, было получено авторское свидетельство № 742075, 1977 год.



Январь 2019 г.