Файл: Креативные с ИТ (IT) модель и метод профессионального творчества.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 894

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.Понятно ли сформулировано условие проектирования.


5.Проработать возможные решения разрабатываемого ТО, без глубокого изучения НТИ.


6.Выработать доминирующую идею.

7.Составить список существенных параметров ТО и их признаков.


8.Функционирует ли ТО с составленным списком параметров и признаков? Минимизировать список.


9.Состоятельна ли доминирующая идея?


10.Имеются ли другие доминирующие идей основного принципа исполнения ТО.


11.Выработать уточненный основной принцип ТО: список существенных параметров и признаков, коррелирующих межу собой, требованиями и ограничениями ТЗ, параметрами и признаками доминирующей идеи.


12.В общих чертах, исходя из личного опыта, проработать реальные компоненты решения основного принципа ТО, без глубокого изучения НТИ.


13.Рассмотреть возможность выполнения параметров и признаков основного принципа ТО реальным однокомпонентным решением или решением с минимальным количеством компонентов.


14.Проработать возможные компоненты решения реального ТО с подробным изучением НТИ и дополнить, минимизировать или уточнить список компонентов.


15.Функционирует ли принятый реальный ТО при исследовании ИТ полноты взаимосвязей его параметров и их признаков с требованиями и ограничениями ТЗ и доминирующей идеи?

Минимизировать или дополнить список компонентов реального ТО.


16.Возможно ли исполнение реального ТО одним или меньшим количеством компонентов?


17.Рассмотреть каждый компонент ТО с точки зрения выявления недостатков.


18.Предложить идеализированный вариант исполнения (идеальный конечный результат – ИКР [2]) рассматриваемого компонента, устраняющий все недостатки.


19.Заменить ИКР одним или несколькими реальными параметрами, наиболее полно соответствующими ИКР по характеризующим признакам.


20.Сгруппировать ИКР компонентов по их признакам и по всем возможностям, которые могут быть практически реализованы.


21.Дать количественную оценку каждому компоненту, ориентируясь на требования и ограничения ТЗ.


22.Предложить ИКР по каждому компоненту, превосходящий ранее принятый.

23.Скомпоновать ТО разработанными компонентами на основе характеризующих признаков, знаний НТИ и приёмов решения задач конструирования.

24.Дать интегральные оценки рабочим вариантам ТО, используя требования и ограничения ТЗ. Вычеркнуть более слабые.

25. Выявить умозрительно или расчётно обоснованные возможные нарушения работоспособности ТО и их причины.

Используя приёмы алгоритма, устранить возможность нарушения работоспособности ТО.


После таких обоснований, которые в том или ином виде являлись приложением к конструкторским документам, решение руководства чаще всего сводилось к фразе: «Под твою ответственность».


В дальнейшем после приобретения опыта и авторитетности, начали работать по более лаконично сформированному алгоритму в значительно большей степени с элементами ИТ, и также с соответствующей отчётностью:




Рабочий алгоритм:


  1. ШАГ. Составить список параметров (требований и ограничений), руководствуясь следующей факторной направленностью: -энергетичность, - свойства (физические и химические), - нагрузки действующие, - материалоёмкость, - размеры, - социальность (экология, человеческий фактор и т.п.),

- прочее.

Выделить «целевой» (наиболее важный, доминирующий) параметр или несколько их.

При выделении «целевого» параметра обращается внимание на основные цели, назначения и т.п. в функционировании проектируемого изделия

2. ШАГ. Характеризовать параметры признаками проектируемого (конструируемого) технического объекта (ТО).

Следует уточнить:

3. ШАГ. Если среди признаков «целевого» параметра есть признаки, отсутствующие у других параметров, то ввести дополнительные параметры, устраняющие это противоречие (иначе не будет детерминации между ТО и условиями проекта).

4. ШАГ. Установить возможные количественные зависимости, если таковые имеются, всех признаков по отношению к признакам «целевого» параметра.

5. ШАГ. Оценить влияние значимости параметров на повышение качества ТО (оценки, типа: «МАХ» и «МIN» или «+» и «-»).

6. ШАГ. Вычеркнуть параметры, имеющие равные признаки и значимость с любыми другими параметрами.

7. ШАГ. Оценить обязательность параметров для моделируемого ТО по наличию общих признаков с «целевым» параметром. При необходимости, подкорректировать (уточнить) соответствующие параметры.

8. ШАГ. Формировать информационную рабочую модель ТО путём выбора обязательных и значимых параметров совместно с характеризующими их признаками.

Основная сущность выше представленной работы формально может быть сведена в следующую последовательность:



Условие проектной задачи

Параметры Хi: Признаки х(ia)…x(iz)

Информационное исследование исходных параметров ТО

Оценка значимости и обязательности параметров и признаков

Информационная рабочая модель ТО

Параметры Хi' : Признаки х'(ia)…x'(iz)←Признаки х(ia)…x(iz)

9. ШАГ. Преобразовать признаки информационной модели ТО в реальный ТО таким образом, чтобы совпадал смысл признаков при наименьшем количестве элементов и связей, используя в первую очередь собственные знания и воображение, затем НТИ и интернет.


ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Признаки реального ТО и его информационной модели должны совпадать по смыслу в полной мере при наименьшем их количестве.

  2. Такой подход подтверждён полученным патентом [3].

Из вышеизложенного и успешно выполненных конструкторских работ по приведенным алгоритмам с получением изобретений в той области, где считалось, что конструкторами всё изобретено, но это произошло благодаря новому креативному подходу с фактическим применением в разработках ИТ, закономерно вытекает:

Гипотеза.

С большой вероятностью могу утверждать, что между исходными тщательно отработанными требованиями и ограничениями ТЗ на проектирование ТО и реально спроектированным оптимальным, высоко эффективным ТО закономерно существует объективная информационно детерминированная зависимость, по крайней мере, между их характеризующими признаками.

Аналогичная мысль – о закономерном развитии техники и принятии решений высокого уровня подтверждается Альтшуллером Г.С., и была положена им в неоспоримый мотив создания АРИЗ и ТРИЗ [2].



Литература.

  1. Ханзен Ф. Основы общей методики конструирования. Систематизация конструирования. Ленинград: Издательство «Машиностроение», 1969 г.

  2. Альтшуллер Г.С., АРИЗ - значит победа, в Сб.: Правила игры без правил, Петрозаводск, «Карелия», 1989 г.

  3. Патент на изобретение № 2652501, 2017. Модуль поиска блока информации по входным данным. Авторы: Олевская В.В., Олевский В.А., Чиркин С.В.



Часть 3.

Обучение креативному мышлению при решении различного рода проблем на примере конструирования


В обучающем алгоритме (см. Часть 2) 25 шагов (выделены цветом), а в системе обучения креативному мышлению [1] 16 приёмов (под цифрой с «)», полужирный шрифт), рассмотрим их взаимные возможности наложением приёмов на шаги алгоритма.


1.Проанализировать цели проекта и максимально их усилить в пределах ТЗ:

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

11) развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;
12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

14) развивать сложное вариативное мышление, развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;

15) решать сложные проблемные ситуации.


2.Выявить требования и ограничения по группам:

- энергетичность,

- нагрузки действующие,

- свойства,

- материалоёмкость,

- размеры,

- социальность,

- прочие.

2) учить быть внимательным, сравнивать и анализировать свойства объектов, выделять явные и скрытые;

6) обобщать представление о веществах в различных агрегатных состояниях.


1´. Повторить шаг 1, согласовав с Заказчиком.


3.Составить список основных исходных требований и ограничений, группируя и вычёркивая несущественные.

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;


5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

11) развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;
12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

14) развивать сложное вариативное мышление, развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения.


4.Понятно ли сформулировано условие проектирования.

9) анализировать причины и следствия различных действий – явлений;

11) развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;

12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий.


5.Проработать возможные решения разрабатываемого ТО, без глубокого изучения НТИ.

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

6) обобщать представление о веществах в различных агрегатных состояниях;

10) умение моделировать физические и другие процессы; 11) развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;
12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

14) развивать сложное вариативное мышление, развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;

15) решать сложные проблемные ситуации.


6.Выработать доминирующую идею.

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

9) анализировать причины и следствия различных действий – явлений;

10) умение моделировать физические и другие процессы;

11) развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;

12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

13) умение абстрагироваться (1. отвлечение от того, что в данном контексте не имеет существенного значения, – изолирующая абстракция; 2. образование понятий, в которых фиксируются нематериальные - новые свойства объектов).

7.Составить список существенных параметров ТО и их признаков.

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;

4) умение прогнозировать и представлять прошлое;

11) развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;

12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий.


8.Функционирует ли ТО с составленным списком параметров и признаков? Минимизировать список.

2) учить быть внимательным, сравнивать и анализировать свойства объектов, выделять явные и скрытые;

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть:

4) умение прогнозировать и представлять прошлое;

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться.


9.Состоятельна ли доминирующая идея?

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

11) развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;

12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

13) умение абстрагироваться.


10.Имеются ли другие доминирующие идей основного принципа исполнения ТО.


14) развивать сложное вариативное мышление, развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;

15) решать сложные проблемные ситуации.


11.Выработать уточненный основной принцип ТО: список существенных параметров и признаков, коррелирующих межу собой, требованиями и ограничениями ТЗ, параметрами и признаками доминирующей идеи.

2) учить быть внимательным, сравнивать и анализировать свойства объектов, выделять явные и скрытые;

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и част;:

4) умение прогнозировать и представлять прошлое;

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

6) обобщать представление о веществах в различных агрегатных состояниях;

9) анализировать причины и следствия различных действий – явлений;

10) умение моделировать физические и другие процессы;

15) решать сложные проблемные ситуации.


12.В общих чертах, исходя из личного опыта, проработать реальные компоненты решения основного принципа ТО, без глубокого изучения НТИ.

2) учить быть внимательным, сравнивать и анализировать свойства объектов, выделять явные и скрытые;

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;

4) умение прогнозировать и представлять прошлое;

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

13) умение абстрагироваться;

14) развивать сложное вариативное мышление, развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения;

15) решать сложные проблемные ситуации.


13.Рассмотреть возможность выполнения параметров и признаков основного принципа ТО реальным однокомпонентным решением или решением с минимальным количеством компонентов.

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;

4) умение прогнозировать и представлять прошлое;

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

7) развивать умение сравнивать и обобщать;

10) умение моделировать физические и другие процессы;

12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

13) умение абстрагироваться.


14.Проработать возможные компоненты решения реального ТО с подробным изучением НТИ и дополнить, минимизировать или уточнить список компонентов.

3) проводить системный анализ объекта, понимать общее и часть;

4) умение прогнозировать и представлять прошлое;

5) развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться;

6) обобщать представление о веществах в различных агрегатных состояниях;

9) анализировать причины и следствия различных действий – явлений;

12) выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий;

13) умение абстрагироваться.


15.Функционирует ли принятый реальный ТО при исследовании ИТ полноты взаимосвязей его параметров и их признаков с требованиями и ограничениями ТЗ и доминирующей идеи?