ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Глава 1. Теоретический анализ проблемы реабилитации инвалидов 5

Глава 2. Обобщение опыта работы с инвалидами молодого возраста в му «комплексный центр социального обслуживания населения» чагодощенского района 21

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы реабилитации инвалидов

1.1 Инвалидность как социальная проблема

1.2 Инвалидность в молодом возрасте и ее последствия

1.3 Социальная политика в отношении инвалидов

1.4 Понятие, основные виды реабилитации инвалидов

1.5 Социальная реабилитация инвалидов и ее основные направления

Глава 2. Обобщение опыта работы с инвалидами молодого возраста в му «комплексный центр социального обслуживания населения» чагодощенского района

2.1 Общая характеристика деятельности. Му «Комплексный центр социального обслуживания населения» Чагодощенского района

2.2 Потребности инвалидов молодого возраста Чагодощенского района в направлении социальной реабилитации

2.3 Анализ работы му «Комплексный центр социального обслуживания населения» Чагодощенского района с инвалидами молодого возраста в направлении их социальной реабилитации

2.4 Выводы. Рекомендации

Заключение

Список литературы

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

  • по возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые;

  • по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;

  • по характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным, неподвижным группам;

  • по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды 1 группы (нетрудоспособные), инвалиды 2 группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды 3 группы (трудоспособные в щадящих условиях труда) [22, с. 8].

Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию.

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности или их сочетанию.

Основными категориями жизнедеятельности, определяющими установление соответствующей группы инвалидности, являются:

  • способность к самообслуживанию - способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены;

  • способность к передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности;

  • способность к трудовой деятельности - способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы;

  • способность к ориентации - способность определяться во времени и пространстве;

  • способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;

  • способность контроля над своим поведением - способность к осознанию себя, к адекватному поведению с учетом социально-правовых норм [22, с. 9].


Также выделяют способность к обучению, ограничение которой может быть основанием для установления второй группы инвалидности, при сочетании с одной или несколькими другими категориями жизнедеятельности. Способность к обучению - это способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и других), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

В зависимости от того, как сильно нарушены функции организма и насколько существенными являются ограничения жизнедеятельности, может быть установлена инвалидность 1,2 или 3 группы.

Несмотря на все более впечатляющие успехи медицины, численность инвалидов не только не сокращается, но неуклонно растет, причем практически по всем типам обществ и всем социальным категориям населения.

В основе возникновения инвалидности лежит множество причин. В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы:

  • наследственно обусловленные формы;

  • формы, связанные с внутриутробным положением плода, повреждение плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка;

  • формы, приобретенные в процессе развития инвалида в результате заболевания, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.

Приобретенные формы инвалидности делятся на:

  • инвалидность вследствие общего заболевания;

  • инвалидность, приобретенная в процессе трудовой деятельности: вследствие трудового увечья или вследствие профессионального заболевания;

  • инвалидность вследствие военной травмы;

  • инвалидность, связанная с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера: радиационные воздействия, землетрясения и иные катастрофы [22, с. 11].

Существуют формы инвалидности, в происхождении которых взаимодействуют наследственные и другие (инфекционные, травматические) факторы. Кроме того, нередко инвалидом человека делает не столько объективное состояние его здоровья, сколько неспособность (в силу различных причин) его самого и общества в целом организовать полноценное развитие и социальное функционирование в условиях именно такого состояния здоровья.

Все причины инвалидности и врожденные, и приобретенные можно разделить на:

  • медико-биологические;

  • социально-психологические (в том числе семейные, педагогические, бытовые и другие);

  • экономико-правовые причины [22, с. 12].


Медико-биологические причины заключаются в формировании патологий. Среди них основные места занимают:

  • патология беременности;

  • последствия травм (в том числе родовых);

  • отравления;

  • несчастные случаи;

  • наследственно обусловленные болезни.

К причинам формирования патологий также относят и плохую организацию медицинского обслуживания:

  • нерегулярность прохождения осмотров у специалистов;

  • чаще всего не охватываются диспансеризацией инвалиды вследствие психических и нервных заболеваний;

  • отсутствует систематическое наблюдение врачами;

  • отсутствуют специализированные медицинские учреждения - отделения восстановительного лечения, реабилитационные центры;

  • тяжесть патологии.

Среди биологических причин, в первую очередь, имеет значение возраст родителей, особенно матери при рождении ребенка. Среди социально-психологических причин инвалидности можно выделить:

  • низкий образовательный уровень родителей, их невысокую грамотность в вопросах воспитания и обучения;

  • психологическую напряженность в семье;

  • плохие жилищные условия (отсутствие роста коммунальных удобств в повседневной жизнедеятельности, плохие санитарно-гигиенические условия).

Среди экономико-правовых причин инвалидности существенное значение имеет низкий материальный достаток семьи, незнание и практическое неиспользование своих прав на получение того или иного вида льгот, пособий, представление учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения в необходимом объеме медико-социальной помощи инвалидам.

Обострение социально-экономического кризиса в нашей стране в настоящее время усиливает влияние факторов, обуславливающих причины инвалидности.

Бюджетные трудности, недостаток кадров и современного оборудования снижают возможности системы здравоохранения по поддержанию и восстановлению здоровья населения. Менее последовательной и результативной становится охрана труда, особенно на предприятиях негосударственной формы собственности - это ведет к росту производственного травматизма и, соответственно, инвалидности. Ухудшение состояния окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка ведет к нарастанию патологий здоровья как детей, так и взрослых.


Отставание уровня доходов от роста стоимости жизни, снижение стандартов потребления, испытываемый большинством населения белково-витаминный дефицит впрямую влияет как на здоровье взрослых, так и особенно на здоровье детей, затрудняют возможности корригировать развитие тех, кто нуждается в усиленном уходе, дополнительной помощи для своей медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации. Отсутствие навыков здорового образа жизни, неудовлетворенные стандарты питания, употребление суррогатов спиртных напитков также патогенно влияют на здоровье. Есть прямая и значительная зависимость между социально-экономическими трудностями и ростом инвалидизации.

В результате транспортных травм гибнет беспрецедентное количество жителей, однако число потерявших здоровье многократно выше. Военные конфликты также имеют своим результатом массовую инвалидизацию как непосредственных участников военных действий, так и гражданского населения.

Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к наиболее важным и актуальным, так как рост численности инвалидов (особенно молодого возраста) выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.


1.2 Инвалидность в молодом возрасте и ее последствия

Несмотря на существующую систему социальной защиты, инвалиды по-прежнему остаются одной из самых неблагополучных категорий населения как социально, так и экономически. К ней относятся и инвалиды молодого возраста, получившие инвалидность по разным причинам.

Инвалидность как социальный феномен обусловлена множеством факторов. Это:

  • состояние здоровья нации;

  • уровень развития здравоохранения;

  • социально-экономическое развитие;

  • качество экологической среды;

  • участие в воинах и вооруженных конфликтах.

В России все вышеперечисленные факторы имеют ярко выраженный характер, что и предопределяет высокие показатели инвалидности в обществе.

Основными причинами увеличения числа инвалидов в молодом возрасте являются:

  • переход детей-инвалидов при достижении возраста 18 лет в категорию молодых инвалидов;

  • получение военной травмы или увечья молодыми людьми, участвующими в урегулировании военных конфликтов, а также в антитеррористических мероприятиях;

  • трудовые увечья (несчастные случаи на производстве), бытовые травмы, аварии, дорожно-транспортные происшествия, катастрофы, стихийные бедствия;

  • травмирование в профессиональном спорте;

  • нездоровый образ жизни (алкоголизм, наркозависимость) [26].

В числе первично свидетельствуемых бюро медико-социальной экспертизы каждые шесть человек являются молодыми инвалидами. Ограниченные физические возможности молодых инвалидов являются причиной их оторванности от общественной жизни, не позволяют инвалиду полноценно включаться в жизнь общества. Зачастую инвалиды просто не могут преодолеть барьеры, связанные с недоступностью зданий и неприспособленностью пешеходных дорог по пути из дома в учебное заведение или на работу. Инвалиды чувствуют себя отверженными, испытывают моральные и психологические проблемы и ведет себя обособленно.

Доказано, что молодые люди, даже здоровые, сильно переживают дефекты своей внешности. Инвалиды же молодого возраста особенно к этому чувствительны. Они имеют признаки деформации личности не только из-за своей внешности, но и невозможности иметь семью. На фоне этих причин формируется комплекс неполноценности. Боязнь, настороженность, а также замкнутость отталкивают партнера. Инвалиды молодого возраста в половом плане созревают позже, чем здоровые люди. Более того, они переживают, что могут быть отвергнутыми партнером, поэтому сильно закомплексованы.