ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Глава 1. Теоретический анализ проблемы реабилитации инвалидов 5

Глава 2. Обобщение опыта работы с инвалидами молодого возраста в му «комплексный центр социального обслуживания населения» чагодощенского района 21

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы реабилитации инвалидов

1.1 Инвалидность как социальная проблема

1.2 Инвалидность в молодом возрасте и ее последствия

1.3 Социальная политика в отношении инвалидов

1.4 Понятие, основные виды реабилитации инвалидов

1.5 Социальная реабилитация инвалидов и ее основные направления

Глава 2. Обобщение опыта работы с инвалидами молодого возраста в му «комплексный центр социального обслуживания населения» чагодощенского района

2.1 Общая характеристика деятельности. Му «Комплексный центр социального обслуживания населения» Чагодощенского района

2.2 Потребности инвалидов молодого возраста Чагодощенского района в направлении социальной реабилитации

2.3 Анализ работы му «Комплексный центр социального обслуживания населения» Чагодощенского района с инвалидами молодого возраста в направлении их социальной реабилитации

2.4 Выводы. Рекомендации

Заключение

Список литературы

  • органном, или биологическом, что выражается в отклонениях от нормального морфофункционального статуса и вызывает нарушения органов и систем;

  • организменном, вызывая ограничения способности к передвижению, общению, способности владеть телом или адекватно себя вести, что приводит к снижению работоспособности и самообслуживания;

  • социальном, вызывая социальную недостаточность, нарушение связей с семьей и обществом [7, с. 98].

В соответствии с этой концепцией последствий болезни просматриваются три точки приложения мер и три задачи реабилитации - функциональное, социально-бытовое и социальное, в том числе профессиональное, восстановление инвалидов.

Реабилитация инвалидов включает в себя:

  • восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

  • профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

  • социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

  • физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.

Существует несколько видов реабилитации - медицинская, социально-психологическая, педагогическая, социальная и профессиональная реабилитация. Кратко рассмотрим каждую из них.

Медицинская реабилитация больных направлена на полное или частичное восстановление здоровья, на замедление патологического процесса, предупреждение осложнений, обострений и рецидивов заболеваний. От эффективности решения медицинских задач во многом зависит успех всех других методов реабилитационного воздействия.


Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию больных и инвалидов к социальному окружению, повышение самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физическому дефекту, повышение способностей к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах. Социально-психологическая помощь, эмоциональная поддержка должна присутствовать на всех этапах реабилитации инвалида.

Педагогическая реабилитация предусматривает проведение мероприятий обучающего, развивающего и воспитательного характера, которые направлены на то, чтобы инвалид приобрел социальный опыт, овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, социальными нормами поведения. К педагогическому аспекту реабилитации относятся коррекционная педагогика, образование детей и взрослых с дефектами, затрудняющими процесс обучения, организация образовательных курсов/школ для больных, инвалидов и их родственников.

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта. Цель социальной реабилитации - ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости.

Профессиональная реабилитация ставит цель приобретение новой профессии или восстановление профессиональной трудоспособности лиц, утративших ее в той или иной степени. Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию и трудовое устройство, или трудовую занятость.

Таким образом, лечение больного, предупреждение или уменьшение степени инвалидизации, обучение или переобучение, восстановление его психологического и социального статуса - звенья одной непрерывной цепи, называемой реабилитационным процессом, в котором особое место занимает социальная реабилитация.


1.5 Социальная реабилитация инвалидов и ее основные направления

Социальная реабилитация инвалидов - это система и процесс восстановления способности человека с проблемами развития к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Она включает в себя адаптацию и приспособление инвалида к самому себе, адаптацию его в обществе, в окружающей среде [24].

Социальная реабилитация включает в себя два направления - социально-бытовую реабилитацию и социально-средовую реабилитацию. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Социально-бытовая реабилитация заключается в приобретении или восстановлении больным утраченных в результате болезни навыков по самообслуживанию и деятельности в быту, приспособление к новым условиям жизни.

Социально-бытовая реабилитация включает в себя социально-бытовое устройство, социально-бытовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию.

Социально-бытовое устройство - это важный компонент социально-бытовой реабилитации, отражающий состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений.

Большое значение имеют приспособление жилища инвалида к его функциональным возможностям, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания.

Инвалид должен быть также обеспечен индивидуальными техническими средствами реабилитации и приспособлениями, которые облегчают передвижение, ориентацию, общение (протезы, ходунки, ортопедическая обувь, тифлотехника, сурдотехника и т. д.).

Важно обеспечение инвалидов вспомогательными приспособлениями, облегчающими самообслуживание, которые подбираются с учетом индивидуальных потребностей и нарушенных функций. Это приспособления для пользования электробритвой, телефонной трубкой, кранами, для открывания форточек, поднятия предметов с пола, для одевания, для самостоятельного подъема со стула, приспособления для чтения и т. д.

Оборудование для жилья и индивидуальные вспомогательные приспособления должны соответствовать типу дефекта, быть безвредны для здоровья, функциональны, удобны и просты в применении.

В задачи социально-средовой ориентации входит обучение человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние, адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней. В процессе ориентации осуществляется ознакомление инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения (в собственной квартире или в специализированном учреждении).


Большое значение приобретает обучение инвалидов навыкам самообеспечения в быту, персональной сохранности, по вопросам диетотерапии, режима дня, пользованию лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими устройствами.

Социально-бытовая адаптация имеет конечной целью приспособление человека к бытовым условиям в его новом статусе «инвалид». В этом процессе участвует не только специалист, помогающий адаптироваться человеку с изменившимися физическими возможностями к осуществлению жизнедеятельности в привычных условиях, но и инвалид, который самостоятельно должен стремиться найти способы достижения относительно независимого образа жизни.

Социально-средовая реабилитация имеет своей целью создание оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни в обществе.

Социально-средовая реабилитация подразумевает два процесса - приспособление социальной среды к специфическим возможностям инвалидов, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей среды и в производственной сфере, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество - с другой. При таком подходе в полной мере реализуется процесс социализации личности, т. е. вхождение или возвращение инвалида в общество.

Социально-средовая реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию, социально-средовое образование и социально-средовую адаптацию.

В ходе социально-средовой ориентации осуществляется ориентация больного в окружающей среде. Сюда входит установление взаимоотношений с людьми, знакомство с территорией и расположенными на ней объектами - магазинами, предприятиями, спортивно-оздоровительными учреждениями и т. д.

Социально-средовое образование - это процесс обучения инвалида навыкам пользования средой, навыкам перемещения в окружающей среде, пользования транспортом, умению самостоятельно приобретать продукты и вещи, посещать общественные места. Сюда же относится и обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности. Немаловажное значение имеют обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, которое включает приобретений знаний и умений в различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.


Практически для всех инвалидов важно консультирование по правовым вопросам, которое должно обеспечивать им правовую помощь в области социальной защиты и реабилитации.

Важно также образование инвалидов по семейным вопросам - в области полового воспитания, воспитания детей, возможности контроля рождаемости и т. д.

Социально-средовая адаптация - это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладения навыками самостоятельного жизнеобеспечения, пользования гражданскими правами.

Программа социальной реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида включает в себя:

  • информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов;

  • обучение инвалида самообслуживанию;

  • адаптационное обучение семьи инвалида;

  • обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации;

  • организация жизни инвалида в быту;

  • обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации;

  • обучение инвалида персональной сохранности;

  • обучение инвалида социальным навыкам;

  • обучение инвалида социальному общению;

  • обучение инвалида социальной независимости;

  • оказание помощи в решении личных проблем;

  • консультирование по правовым вопросам;

  • обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом (Приложение № 3).

Таким образом, социальная реабилитация является очень важным видом реабилитации инвалидов. Именно с помощью данного вида реабилитации инвалид приобретает новые навыки по ориентации в окружающей среде и обществе и адаптации к своему положению в качестве человека с ограниченными возможностями здоровья. В учреждениях социального обслуживания населения социальная реабилитации инвалидов осуществляется через оказание социальных услуг. Однако необходимо заметить, что деятельность данных учреждений по направлению социальной реабилитации пока недостаточно эффективна.