ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
р ой художник старается отразить не только происхожде ние и звание владельца книги, но и его увлечения — осо бенности внутреннего мира. До изобретения книгопечата ния Э. рисовали прямо на книге, позднее — это эстамп; в 1-й половине XIX в. появились э.-литографии, во 2-й по ловине — печатные клише. Э. — это особый вид книжной графики. Среди мастеров Э. — А. Дюрер, X. Хольбейн Млад ший, Л. Кранах Старший; многие мастера XVIII в.; извест ные художники конца XIX — начала XX в. О. Бердслей,
П. Пикассо, Ф. Мазерель, В. М. Васнецов, М. А. Врубель,
К. А. Сомов, А. П. Остроумова-Лебедева, М. В. Добужинский и многие другие.
ЭК С П Р Е С С И О Н И З М (фр., от лат. «выражение») — направление в западноевропейском искусстве 1-й трети XX в., мировоззренческой основой которого был протест
против уродств общества; в формах Э. воплотились различные идеологические тенденции — от мистики и пессимизма до острой соци альной критики и револю ционных призывов. Пред ставителями этого жанра являются немецкие худож ники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее, Э. Барлах, О. Дике и др.
ЭНКАУСТИКА (гр., от «выжигаю») — техника вос ковой живописи, известная со времён античности. Ис полненные энкаустикой фаюмские портреты, найден ные при раскопках гробниц
в Египте, имеют тысячелетнюю давность. Многие из них отлично сохранились и не утратили яркости красок. Основ н о й частью связующего вещества Э. является воск с до бавлением смолы и масла, которые сплавляются и в ко торые вводятся пигменты. Этими красками можно писать на разных основах: холсте, мраморе, цементе, ш и ф е р е , дереве. Краски не изменяют цвета и сохраняют сочность колорита. Мазки остаются рельефными . В энкаустической живописи применяются и горячие краски по разогретой основе, и холодные краски . Н а н е с ё н н ы е на основу лю бым способом краски осторожно, быстро и равномерно оплавляют — «вжигают» в грунтовую основу. Техника жи вописи энкаустикой более трудоёмка по сравнению с дру гими техниками, например масляной, но Э. гораздо проч нее и долговечнее.
Э С К И З (фр.) — |
в изобразительном |
искусстве — пред |
варительный, часто |
беглый набросок, |
ф и к с и р у ю щ и й за |
мысел художественного произведения . Он выполняется
карандашом, акварельными красками, маслом, пастелью.
В Э. художник определяет к о м п о з и ц и о н н ы й и смысловой центры картины, решает к о м п о з и ц и о н н ы е задачи, ищет наиболее удачный формат будущего произведения; часто разрабатывает отдельные э л е м е н т ы : жесты к а к о й - л и б о фигуры, наклон головы. Некоторые Э. представляют собой несколько набросанных линий, другие — почти закончен ную картину (см. рис. на с. 126). Работая над картиной, ху д о ж н и к создаёт огромное количество Э., постепенно от брасывая лишнее, добиваясь нужной выразительности дейст вующих лиц. Любая серьёзная работа над художественным произведением требует большой предварительной работы:
создания Э. |
и этюдов, |
которые дополняют друг друга. |
Э С Т А М П |
(фр.) — |
оттиск художественного изображе |
ния с печатной формы, выполненный при участии автора. Э. — один из самых популярных жанров изобразительного
искусства, в нём сочетаются 2 качества: подлинность и мас совость. Художник воплощает свой замысел в различной технике исполнения, делая самостоятельно печатную фор му на литографском камне, дереве, металле, линолеуме (или участвуя в этой работе). Часто работа художника про должается и в процессе печати. Одноцветный или много цветный Э. — это, с одной стороны, станковое произве дение художественной печатной графики, изготовленное небольшим (несколько сот экземпляров) тиражом на бу
маге, |
картоне, ткани, п р и ч ё м каждый оттиск, к а к пра |
вило, |
собственноручно п о д п и с а н автором - художником; |
с другой стороны, Э. относится к листовой изобразитель ной печатной продукции, часто является изданием . Ре продуцированное изображение с эстампа — традиционный
вид к н и ж н о й |
иллюстрации. |
ЭТЮД (фр., |
букв, «изучение») — в изобразительном ис |
кусстве произведение вспомогательного характера, выпол ненное с натуры (этим Э. отличается от эскиза). В Э. ху-
д о ж н ик разрабатывает детали будущего произведения, их взаимосвязь с окружающими предметами. В мастерской ху дожника Э. — живой материал, который помогает ему до биться правдивости произведения. Э. выполняется маслом,
гуашью, акварелью, темперой, |
пастелью, |
многими други |
||
ми |
материалами. |
Чаще всего это портрет, пейзаж, инте |
||
рьер, |
натюрморт. |
Иногда Э. |
(особенно |
живописный) ис |
полняется как самостоятельное художественное произве дение. Таковы некоторые Э. художников А. А. Иванова, В. Д. Поленова, И. И. Левитана.