Файл: Гендер для чайников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СТАТУЯ (лат.) — с к у л ь п т у р н о е изображение фигуры человека (или жи­ вотного), и м е ю щ е е п о л н ы й трёхмер­ н ы й объём и величину, близкую к на­ туральной и л и большую (см. Круглая

скульптура)

СТАФФАЖ (нем.) — второстепен­ ные элементы живописной композиции, например человеческие фигуры в пей­ заже.

СТЕКА (ит.) — инструмент для леп­ ки из глины и других мягких материа­ лов: деревянная, костяная, металличе­ ская палочка с р а с ш и р е н н ы м и в виде лопатки концами .

С Т И ЛЬ Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й -

в искусстве — исторически сложившаяся и социально обус­ ловленная общность идейно-художественных принципов, объединяющая в данную эпоху произведения мастеров, рабо­ тающих в различных видах и жанрах искусства. Эта общ­ ность порождает более или менее устойчивую и единооб­ разную систему художественных форм . К а к правило, та­ кое единообразие — как основной признак данного стиля — проявляет себя прежде всего в архитектуре и прикладных

искусствах. К числу таких стилей относятся

архаика и клас­

сика в античную эпоху, романский

стиль и

готика в

сред­

ние

века, Возрождение, барокко и

классицизм

в новое

вре­

мя .

К н и м могут быть добавлены

поздняя

готика (сохра­

нившая основные черты готического стиля, но отличная по содержанию), маньеризм (поздняя стадия эпохи Воз­ рождения), рококо (поздняя стадия искусства барокко), ам­

пир

(зрелый

этап классицизма), бидермейер.

На рубеже XIX

и XX вв. в

стиле модерн была сделана попытка возрожде­

н и я

единства архитектуры, декоративного

и изобразитель-


ного искусства, создания цельных архитектурных ансамб­ лей. Архитектура и дизайн XX в. выработали т. наз. совре­ м е н н ы й С. х., во многом определивший облик населён­ ных пунктов, сооружений и промышленных изделий.

СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА — стилистическое направ­ ление в русской иконописи конца XVI — начала XVII в. Название школы происходит от фамилии купцов Строга­ новых, для которых были написаны многие иконы. Для этой ш к о л ы характерно м и н и а т ю р н о е п и с ь м о , и з ы с к а н н ы й цветовой строй, манерность поз и жестов; наиболее изве­ стные мастера — Прокопий Ч и р и н , Истома, Н и к и ф о р и Назарий Савины, Ем. Москвитин .

СТУДИЯ (ит., от лат. «прилежно изучать») — 1) мас­ терская живописца, скульптора, фотографа и др.; 2) орга­ низованное частным л и ц о м художественное учебное за­ ведение; 3) творческая организация и школа одновремен­ но, как правило носящая имя своего создателя.

СТУККО, стук, штук (ит.) — искусственный мрамор

из п о л и р о в а н н о г о гипса с добавками . Уже в древности умели приготовлять искусствен­ н ы й мрамор, поразительно похо­ ж и й на настоящий. Это искусство было утрачено после падения Рим­ ской империи и возобновилось в И т а л и и в к о н ц е средних веков .

Приготовление С. требовало мно­ го времени и искусства, но хоро­ шо выстроганный и отполирован­ ный, он представлял собой очень красивую и прочную и м и т а ц и ю мрамора.

СУХАЯ ИГЛА — техника вы­

п о л н е н и я

углублённой гравюры,

при которой

рисунок процарапы-

вается на металлической пластине стальной иглой. П р и сильном нажиме иглы образуются заусенцы (барбы) — они придают оттиску сочность, так как задерживают больше краски, которая в этих местах при печати переходит на оттиск.

СУХАЯ КИСТЬ — техника работы по незагрунтованному холсту жёсткими кистями с небольшим количеством слабо разбавленных масляных красок; С. к., как правило, используется в декоративно-оформительских работах (напри­ мер, при изготовлении портретов официальных лиц).

СЮЖЕТ (фр., букв, «предмет») — в изобразительном искусстве определённое, конкретное художественное во­ площение явления или события, в котором проявляются характеры действующих лиц, их взаимоотношения. В этом значении термин «С.» применяется в основном к произ­ ведениям исторического и бытового жанров. В более ши­ роком смысле С. — предмет изображения.

СЮРРЕАЛИЗМ (фр., букв, «сверхреализм») — сменив­

шее

дадаизм н а п р а в л е н и е в авангардистском искусстве

XX в.

Сюрреалисты провозгласили своей задачей бесконт­

рольное, «автоматическое» воспроизведение сознания и особенно подсознания (инстинкты, сновидения, галлю­ цинации), что порождало причудливо-искажённые соче-

Сюрреализм. Слева: А. Джакометти. Собака. Справа: M. Эрнст. Король играет королевой. 1944


т а н ия реальных и нереальных предметов и явлений, ко­ торым придавалась видимая достоверность (см. цв. вкл.). С. сложился в 20-х гг., развивая отдельные черты дадаиз­ ма (М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро) . С 30-х гг. в этом направ­ лении работали художники С. Дали, X. Блум, И. Танги.

Т

ТЕМА (гр., букв, «то, что п о л о ж е н о (в основу)») — в искусстве — объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отражаемых художником. Т. не сле­ дует смешивать с сюжетом. Т. имеется у каждого художе­ ственного произведения. Однако если в архитектуре, де­ коративно-прикладном искусстве она с трудом поддаётся конкретизации, то в скульптуре, особенно монументаль­ ной, а также в живописи — и прежде всего с развёрнутым сюжетом: бытовой, исторической, батальной, — Т. явля­ ется одним^из основных элементов содержания.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ К О М П О З И Ц И Я - произведени е

станковой живописи, картина, заключающая в себе ём­ кое и общественно значимое содержание, воплощённое в соответствующей ему художественной форме . К а к прави­ л о , т е м а т и ч е с к и м и называют п р о и з в е д е н и я бытового и исторического жанра, в которых художники смогли пре­ одолеть узкие рамки сюжета и добились подлинного ху­ дожественного обобщения. И м е н н о в сторону тематической к а р т и н ы развивалась русская бытовая, историческая, а также батальная живопись 2-й половины XIX в.; напри­ мер, ц е н н ы й вклад в развитие батального жанра внесли

В.В. Верещагин и В. И. Суриков, исторического — Н. Н. Ге

иВ. И. Суриков, бытового — И. Е. Репин и В. Г. Перов.

ТЕМПЕРА (ит.) — один из наиболее древних видов

техники живописи, а также краски, связующим веществом

которых являются природные или синтетические эмуль-

сии. По составу эмульсии различают несколько видов Т.: яичную, казеиново-масляную, поливинилацетатную и др.

Я и ч н а я

Т . была о с н о в н ы м видом т е х н и к и

ж и в о п и с и

вплоть до

XV—XVII вв., когда европейские

художники

перешли к работе масляными красками. В иконописи Древ­ ней Руси яичная Т. была просто незаменима. Ею писали иконы Ф е о ф а н Грек, Андрей Рублёв, С и м о н Ушаков. Тем­

перой пишут на

бумаге, картоне,

холсте, дереве,

пользу­

ясь щ е т и н н ы м и ,

к о л о н к о в ы м и

или беличьими

кистями.

Краски наносят тонким слоем; высохнув, они не боятся

воды,

поэтому их

применяют

не

только в станковой, но

и в

монументальной

живописи, и

в

оформительских рабо­

тах.

 

 

 

 

ТЕХНИКА {гр. «мастерство») — в искусстве — совокуп­ ность специальных приёмов, способов, навыков, приме­ няемых при исполнении произведений различных видов искусства. П р и этом необходимым условием является зна­ ние технологии, т. е. материалов, используемых в соответ­ ствующем виде искусства, и способа их обработки.

ТЕХНИКА ГРАФИКИ — различные способы исполнения рисунка и гравюры (во всех их разновидностях).

ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ — различные способы испол­ нения произведений живописи. Её основные разновидно­ сти — масляная живопись, акварель, гуашь, темпера, пас­

тель, фреска, мозаика,

энкаустика

и др.

К технике

и тех­

н о л о г и и о т н о с и т с я

живописная

основа

{холст,

бумага,

специально подготовленная стена, потолок), красочный ма­ териал, связующие вещества, а также инструменты, необ­ ходимые для работы.

ТЕХНИКА СКУЛЬПТУРЫ — совокупность специаль­ ных н а в ы к о в , способов и приёмов, употребляемых при авторском и с п о л н е н и и скульптурных произведений. Ос­ н о в н ы м и разновидностями Т. с. являются лепка и высека­ ние. К технике и технологии относятся как способы рабо-



ты, так и используемый материал, и необходимый в ра­ боте инструмент.

Т О В А Р И Щ Е С Т В О П Е Р Е Д В И Ж Н Ы Х Х У Д О Ж Е ­ С Т В Е Н Н Ы Х ВЫСТАВОК (передвижники) — объединение русских художников-демократов, сыгравшее выдающуюся роль в русском искусстве 2-й половины XIX в. Объедине­ ние (ТПХВ), созданное в 1870 г., ставило своей задачей обеспечить не только материальную, но и творческую не­ зависимост ь художников . Ф о р м о й деятельности ч л е н ы объединения избрали передвижные выставки (отсюда на­ звание «передвижники»). С 1871 г. Т П Х В развернуло про­ светительную деятельность; в общей сложности было уст­ роено 48 выставок — в Петербурге, Москве, Киеве и дру­ гих городах. Картины на выставках продавались — это служило источником заработка для художников товарище­ ства. Во главе петербургской группы стоял И. Н. Крамской, московской — В. Г. Перов. Диапазон творчества передвиж­ ников был очень широк, он охватывал все основные жан­ ры станковой живописи: портрет, пейзаж, бытова я и историческая картина. Героями их произведений были про­ стые люди и представители интеллигенции; в пейзажах во­ плотились образы русской природы. Членами Т П Х В были почти все выдающиеся русские художники 2-й половины XIX в.: В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Н. А. Ярошенко, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Ш и ш к и н , А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, Н. Н. Ге и многие другие (см. цв. вкл.). Т П Х В закончило своё суще­ ствование в 1923 г., когда многие передвижники стали чле­ нами первого большого творческого объединения — Ас­

социации

художников революционной

России

(АХРР).

Т О Н

(гр. «напряжение») — в

живописи —

1) качество,

оттенок цвета или светотени; 2) общий Т. — светотене­ вой или цветовой строй произведения.

ТОНАЛЬНАЯ (торцовая) ГРАВЮРА — см. Ксилография.

ТОНДО (ит.) — картина или рельеф, круглые по форме.

ТОНИРОВАНИЕ (от тон) — придание какой - либо по­ верхности нужного тона, т. е. изменение окраски. Т. осу­ ществляется с помощью различных веществ: красителей, кислот; например, его используют, чтобы гипсовый сле­ п о к казался сделанным из бронзы или чтобы придать не­ давней скульптурной отливке «древний» вид.

ТОРС (ит., букв, «пень») — 1) в анатомии — туловище человека; 2) изображение человеческого туловища в ис­ кусстве (скульптуре, живописи).

ТРАФАРЕТ (ит. «продырявленное») — п л а с т и н а из металла, дерева, картона, пластмассы с отверстиями в виде рисунка или надписи . Служит для воспроизведения этих изображений краской на стене, плакате и т. д.

ТРИПТИХ (гр. «сложенный втрое») — 1) трёхстворча­ т ы й складень; 2) 3 произведения искусства, объединён­ ные одним замыслом.

ТУШЬ (нем.) — чёрная краска для черчения, рисова­

ния

пером

и кистью. В древ­

ности Т.

приготавливалась

и з

сажи,

п о л у ч е н н о й п р и

сжигании хвойной древеси­ н ы , растительных масел и смол, в XX в. — из нефти и нефтепродуктов. Из камен­ ноугольных красителей изго­ тавливают Т. цветную. Т. бы­ вает сухая (в виде столбиков или плиток) и жидкая. Пе­ ред употреблением сухую Т. разводят водой. Лучшая чёр­ ная Т. — китайская. Т. со вре­ менем не теряет своего цве­ та; работа ею не допускает