ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
СТАТУЯ (лат.) — с к у л ь п т у р н о е изображение фигуры человека (или жи вотного), и м е ю щ е е п о л н ы й трёхмер н ы й объём и величину, близкую к на туральной и л и большую (см. Круглая
скульптура)
СТАФФАЖ (нем.) — второстепен ные элементы живописной композиции, например человеческие фигуры в пей заже.
СТЕКА (ит.) — инструмент для леп ки из глины и других мягких материа лов: деревянная, костяная, металличе ская палочка с р а с ш и р е н н ы м и в виде лопатки концами .
С Т И ЛЬ Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й -
в искусстве — исторически сложившаяся и социально обус ловленная общность идейно-художественных принципов, объединяющая в данную эпоху произведения мастеров, рабо тающих в различных видах и жанрах искусства. Эта общ ность порождает более или менее устойчивую и единооб разную систему художественных форм . К а к правило, та кое единообразие — как основной признак данного стиля — проявляет себя прежде всего в архитектуре и прикладных
искусствах. К числу таких стилей относятся |
архаика и клас |
|||
сика в античную эпоху, романский |
стиль и |
готика в |
сред |
|
ние |
века, Возрождение, барокко и |
классицизм |
в новое |
вре |
мя . |
К н и м могут быть добавлены |
поздняя |
готика (сохра |
нившая основные черты готического стиля, но отличная по содержанию), маньеризм (поздняя стадия эпохи Воз рождения), рококо (поздняя стадия искусства барокко), ам
пир |
(зрелый |
этап классицизма), бидермейер. |
На рубеже XIX |
и XX вв. в |
стиле модерн была сделана попытка возрожде |
||
н и я |
единства архитектуры, декоративного |
и изобразитель- |
ного искусства, создания цельных архитектурных ансамб лей. Архитектура и дизайн XX в. выработали т. наз. совре м е н н ы й С. х., во многом определивший облик населён ных пунктов, сооружений и промышленных изделий.
СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА — стилистическое направ ление в русской иконописи конца XVI — начала XVII в. Название школы происходит от фамилии купцов Строга новых, для которых были написаны многие иконы. Для этой ш к о л ы характерно м и н и а т ю р н о е п и с ь м о , и з ы с к а н н ы й цветовой строй, манерность поз и жестов; наиболее изве стные мастера — Прокопий Ч и р и н , Истома, Н и к и ф о р и Назарий Савины, Ем. Москвитин .
СТУДИЯ (ит., от лат. «прилежно изучать») — 1) мас терская живописца, скульптора, фотографа и др.; 2) орга низованное частным л и ц о м художественное учебное за ведение; 3) творческая организация и школа одновремен но, как правило носящая имя своего создателя.
СТУККО, стук, штук (ит.) — искусственный мрамор
из п о л и р о в а н н о г о гипса с добавками . Уже в древности умели приготовлять искусствен н ы й мрамор, поразительно похо ж и й на настоящий. Это искусство было утрачено после падения Рим ской империи и возобновилось в И т а л и и в к о н ц е средних веков .
Приготовление С. требовало мно го времени и искусства, но хоро шо выстроганный и отполирован ный, он представлял собой очень красивую и прочную и м и т а ц и ю мрамора.
СУХАЯ ИГЛА — техника вы
п о л н е н и я |
углублённой гравюры, |
при которой |
рисунок процарапы- |
вается на металлической пластине стальной иглой. П р и сильном нажиме иглы образуются заусенцы (барбы) — они придают оттиску сочность, так как задерживают больше краски, которая в этих местах при печати переходит на оттиск.
СУХАЯ КИСТЬ — техника работы по незагрунтованному холсту жёсткими кистями с небольшим количеством слабо разбавленных масляных красок; С. к., как правило, используется в декоративно-оформительских работах (напри мер, при изготовлении портретов официальных лиц).
СЮЖЕТ (фр., букв, «предмет») — в изобразительном искусстве определённое, конкретное художественное во площение явления или события, в котором проявляются характеры действующих лиц, их взаимоотношения. В этом значении термин «С.» применяется в основном к произ ведениям исторического и бытового жанров. В более ши роком смысле С. — предмет изображения.
СЮРРЕАЛИЗМ (фр., букв, «сверхреализм») — сменив
шее |
дадаизм н а п р а в л е н и е в авангардистском искусстве |
XX в. |
Сюрреалисты провозгласили своей задачей бесконт |
рольное, «автоматическое» воспроизведение сознания и особенно подсознания (инстинкты, сновидения, галлю цинации), что порождало причудливо-искажённые соче-
Сюрреализм. Слева: А. Джакометти. Собака. Справа: M. Эрнст. Король играет королевой. 1944
т а н ия реальных и нереальных предметов и явлений, ко торым придавалась видимая достоверность (см. цв. вкл.). С. сложился в 20-х гг., развивая отдельные черты дадаиз ма (М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро) . С 30-х гг. в этом направ лении работали художники С. Дали, X. Блум, И. Танги.
Т
ТЕМА (гр., букв, «то, что п о л о ж е н о (в основу)») — в искусстве — объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отражаемых художником. Т. не сле дует смешивать с сюжетом. Т. имеется у каждого художе ственного произведения. Однако если в архитектуре, де коративно-прикладном искусстве она с трудом поддаётся конкретизации, то в скульптуре, особенно монументаль ной, а также в живописи — и прежде всего с развёрнутым сюжетом: бытовой, исторической, батальной, — Т. явля ется одним^из основных элементов содержания.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ К О М П О З И Ц И Я - произведени е
станковой живописи, картина, заключающая в себе ём кое и общественно значимое содержание, воплощённое в соответствующей ему художественной форме . К а к прави л о , т е м а т и ч е с к и м и называют п р о и з в е д е н и я бытового и исторического жанра, в которых художники смогли пре одолеть узкие рамки сюжета и добились подлинного ху дожественного обобщения. И м е н н о в сторону тематической к а р т и н ы развивалась русская бытовая, историческая, а также батальная живопись 2-й половины XIX в.; напри мер, ц е н н ы й вклад в развитие батального жанра внесли
В.В. Верещагин и В. И. Суриков, исторического — Н. Н. Ге
иВ. И. Суриков, бытового — И. Е. Репин и В. Г. Перов.
ТЕМПЕРА (ит.) — один из наиболее древних видов
техники живописи, а также краски, связующим веществом
которых являются природные или синтетические эмуль-
сии. По составу эмульсии различают несколько видов Т.: яичную, казеиново-масляную, поливинилацетатную и др.
Я и ч н а я |
Т . была о с н о в н ы м видом т е х н и к и |
ж и в о п и с и |
вплоть до |
XV—XVII вв., когда европейские |
художники |
перешли к работе масляными красками. В иконописи Древ ней Руси яичная Т. была просто незаменима. Ею писали иконы Ф е о ф а н Грек, Андрей Рублёв, С и м о н Ушаков. Тем
перой пишут на |
бумаге, картоне, |
холсте, дереве, |
пользу |
ясь щ е т и н н ы м и , |
к о л о н к о в ы м и |
или беличьими |
кистями. |
Краски наносят тонким слоем; высохнув, они не боятся
воды, |
поэтому их |
применяют |
не |
только в станковой, но |
и в |
монументальной |
живописи, и |
в |
оформительских рабо |
тах. |
|
|
|
|
ТЕХНИКА {гр. «мастерство») — в искусстве — совокуп ность специальных приёмов, способов, навыков, приме няемых при исполнении произведений различных видов искусства. П р и этом необходимым условием является зна ние технологии, т. е. материалов, используемых в соответ ствующем виде искусства, и способа их обработки.
ТЕХНИКА ГРАФИКИ — различные способы исполнения рисунка и гравюры (во всех их разновидностях).
ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ — различные способы испол нения произведений живописи. Её основные разновидно сти — масляная живопись, акварель, гуашь, темпера, пас
тель, фреска, мозаика, |
энкаустика |
и др. |
К технике |
и тех |
н о л о г и и о т н о с и т с я |
живописная |
основа |
{холст, |
бумага, |
специально подготовленная стена, потолок), красочный ма териал, связующие вещества, а также инструменты, необ ходимые для работы.
ТЕХНИКА СКУЛЬПТУРЫ — совокупность специаль ных н а в ы к о в , способов и приёмов, употребляемых при авторском и с п о л н е н и и скульптурных произведений. Ос н о в н ы м и разновидностями Т. с. являются лепка и высека ние. К технике и технологии относятся как способы рабо-
ты, так и используемый материал, и необходимый в ра боте инструмент.
Т О В А Р И Щ Е С Т В О П Е Р Е Д В И Ж Н Ы Х Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Х ВЫСТАВОК (передвижники) — объединение русских художников-демократов, сыгравшее выдающуюся роль в русском искусстве 2-й половины XIX в. Объедине ние (ТПХВ), созданное в 1870 г., ставило своей задачей обеспечить не только материальную, но и творческую не зависимост ь художников . Ф о р м о й деятельности ч л е н ы объединения избрали передвижные выставки (отсюда на звание «передвижники»). С 1871 г. Т П Х В развернуло про светительную деятельность; в общей сложности было уст роено 48 выставок — в Петербурге, Москве, Киеве и дру гих городах. Картины на выставках продавались — это служило источником заработка для художников товарище ства. Во главе петербургской группы стоял И. Н. Крамской, московской — В. Г. Перов. Диапазон творчества передвиж ников был очень широк, он охватывал все основные жан ры станковой живописи: портрет, пейзаж, бытова я и историческая картина. Героями их произведений были про стые люди и представители интеллигенции; в пейзажах во плотились образы русской природы. Членами Т П Х В были почти все выдающиеся русские художники 2-й половины XIX в.: В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Н. А. Ярошенко, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Ш и ш к и н , А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, Н. Н. Ге и многие другие (см. цв. вкл.). Т П Х В закончило своё суще ствование в 1923 г., когда многие передвижники стали чле нами первого большого творческого объединения — Ас
социации |
художников революционной |
России |
(АХРР). |
Т О Н |
(гр. «напряжение») — в |
живописи — |
1) качество, |
оттенок цвета или светотени; 2) общий Т. — светотене вой или цветовой строй произведения.
ТОНАЛЬНАЯ (торцовая) ГРАВЮРА — см. Ксилография.
ТОНДО (ит.) — картина или рельеф, круглые по форме.
ТОНИРОВАНИЕ (от тон) — придание какой - либо по верхности нужного тона, т. е. изменение окраски. Т. осу ществляется с помощью различных веществ: красителей, кислот; например, его используют, чтобы гипсовый сле п о к казался сделанным из бронзы или чтобы придать не давней скульптурной отливке «древний» вид.
ТОРС (ит., букв, «пень») — 1) в анатомии — туловище человека; 2) изображение человеческого туловища в ис кусстве (скульптуре, живописи).
ТРАФАРЕТ (ит. «продырявленное») — п л а с т и н а из металла, дерева, картона, пластмассы с отверстиями в виде рисунка или надписи . Служит для воспроизведения этих изображений краской на стене, плакате и т. д.
ТРИПТИХ (гр. «сложенный втрое») — 1) трёхстворча т ы й складень; 2) 3 произведения искусства, объединён ные одним замыслом.
ТУШЬ (нем.) — чёрная краска для черчения, рисова
ния |
пером |
и кистью. В древ |
ности Т. |
приготавливалась |
|
и з |
сажи, |
п о л у ч е н н о й п р и |
сжигании хвойной древеси н ы , растительных масел и смол, в XX в. — из нефти и нефтепродуктов. Из камен ноугольных красителей изго тавливают Т. цветную. Т. бы вает сухая (в виде столбиков или плиток) и жидкая. Пе ред употреблением сухую Т. разводят водой. Лучшая чёр ная Т. — китайская. Т. со вре менем не теряет своего цве та; работа ею не допускает