ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
тов. А. применялся ещё художниками Возрождения; в XX в. интерес к А. характерен, например, для творчества С. Дали.
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ (отлат. «животное») ЖАНР -
изображение животных в живописи, скульптуре и графике (см. цв. вкл.). А. ж. сочетает естественнонаучные и художе ственные начала. Художники, работающие в этом жанре, называются анималистами.
АНТИЧНОЕ (лат. «древний») ИСКУССТВО — это ис кусство Древней Греции и Древнего Рима, художествен ная культура общества, существовавшего в бассейне Сре диземного моря с начала I тысячелетия до н. э. по V в. н. э. Понятие «А. и.» впервые появилось в XV в. в Италии, ког да там утверждалась эпоха Возрождения. Впоследствии этот термин прочн о вошёл в европейскую культуру. Художе ственное наследие Древней Греции и Древнего Рима — ар хитектура, скульптура, живопись, декоративно-приклад ное искусство — поражает своим богатством и многообра зием. Творцами античной культуры были древние греки, называвшие себя э л л и н а м и , а свою страну — Элладой. И м е н н о эллинские мастера разработали строго продуман ную и л о г и ч е с к и о б о с н о в а н н у ю систему с о о т н о ш е н и й
между несущими и несомыми ча стями здания — систему ордеров
|
(дорического, |
ионического и ко |
|
|
р и н ф с к о г о ) . Р и м , п о к о р и в ш и й |
||
|
Грецию во II в. до н. э., не только |
||
|
в о с п р и н я л л у ч ш и е д о с т и ж е н и я |
||
|
искусства народов Ближнего |
Во |
|
|
стока и С р е д и з е м н о м о р ь я , |
но и |
|
|
внёс свой вклад в художествен |
||
|
ную культуру древнего мира. Вы |
||
|
сокого расцвета достигли в Риме |
||
Агесандр, Афинодор, Полидор. |
а р х и т е к т у р а |
( а к в е д у к и , триум |
|
Лаокоон. I в. до н. э. |
фальные арки и колонны, термы |
и пр.), скульптура, ювелирное искусство, фресковая жи вопись и мозаика.
АНТИЧНЫЙ (лат. «древний») — относящийся к исто рии и культуре древних греков и римлян .
АНФАС (фр., букв, «в лицо») — лицом к смотрящему; вид лица, предмета прямо спереди.
АР НУВО (фр., букв, «новое искусство») — принятое в Европе название стиля модерн.
АРАБЕСКИ (фр., от ит. «арабский») — вид сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур и стили зованных листьев, цветов, животных и т. п., получивший распространение в европейском искусстве — главным об разом прд влиянием арабских образцов (см. рис. на с. 12).
АРТЕЛЬ ХУДОЖНИКОВ — объединение русских ху дожников, созданное в 1863 г. группой петербургских ма стеров во главе с И. Н. Крамским . Группа старшекурсни ков Академии художеств вышла из неё в связи с отказом писать конкурсную картину на заданную тему (т. наз. бунт 14-ти). Артель ставила перед собой цель обеспечить худож н и к о в заказами и тем с а м ы м сделать их н е з а в и с и м ы м и от Академии художеств. Позднее некоторые из них во шли в объединение передвижников.
АРХАИКА (гр. «древний») — ран ний этап в развитии искусства, глав ным образом ранние периоды древ
негреческого и |
древнеегипетского |
||
искусства; древность, |
старина. |
||
АССАМБЛАЖ (фр., |
букв, |
«со |
|
единение») — |
представляет |
собой |
|
р а с ш и р е н н ы й |
тип коллажа; |
тер |
|
м и н А. введён |
в искусствознание |
с 1961 г. после нью - йоркской вы ставки художников стиля поп-арт, носившей название «Искусство А.».
Рафаэль. Арабески в лоджиях Ватикана
А С С О Ц И А Ц И Я Х У Д О Ж Н И К О В Р Е В О Л Ю Ц И О Н НОЙ РОССИИ (АХРР) — массовое художественное объе динение 1922—1932 гг.; с 1928 г. — АХР (Ассоциация ху дожников революции). Для художников АХР (И . И. Брод ский, А. М. Герасимов, М. Б. Греков и др.) характерно развитие традиций передвижников.
Б
БАГЕТ {фр.) — деревянная планка, часто резная, по золоченная или окрашенная, для изготовления рам к кар тинам и карнизов.
БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА, барбизонцы (от названия деревни Барбизон близ Парижа) — группа французских жи вописцев-пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Ш. Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в деревне Барбизон в 30—60 гг. XIX в. Их произведения отображают красоту простой, благо желательной к человеку природы; они сыграли важную роль
в развитии реалистического |
пейзажа. |
||
БАРЕЛЬЕФ (фр., букв, |
«низкий |
||
рельеф») — |
скульптурное |
изобра |
|
жение или |
орнамент, |
выступаю |
|
щ и й над плоскостью |
фона менее |
чем на половину объёма изобра жённого предмета (ср. Горельеф).
БАРОККО |
(ит., букв, |
«причуд |
л и в ы й , в ы ч |
у р н ы й » ) — |
художе |
ственный стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца XVI до середины XVIII в. Отличался парад н о й т о р ж е с т в е н н о с т ь ю , декора т и в н о й п ы ш н о с т ь ю , с л о ж н ы м и формами, живописностью. В изоб разительном искусстве преоблада-
Барокко. Л. Бернини. Фонтан на Пьяцца Навона в Риме
ли декоративные композиции религиозного, мифологиче ского или аллегорического характера, парадные портреты. Стиль Б. сложился и расцвёл в Италии, где работали круп н е й ш и й архитектор и скульптор того времени Л. Берни ни, живописцы Караваджо, Карраччи, Дж. Б. Тьеполо и др. Большой интерес представляет полное жизнерадостности
Б. во Фландрии — живописцы П. П. Рубенс, А. ван Дейк,
Я. Йордане, Ф. Снейдерс (см. цв. вкл.).
БАРОККО РУССКОЕ — условный термин, характери зующий некоторые явления искусства конца XVII — на чала XVIII в. Возрастает интерес к человеку, особенно это проявляется в жанре портрета. Древнерусская живопись, пройдя 700-летний период развития, вынуждена была ус тупить место светскому искусству. Правда, изображения л и ц ещё очень иконописны, однако эти портреты-парсу - ны имеют индивидуальные человеческие черты. Именно они стали предпосылкой русского портрета, получившего раз витие в XVIII в. (живописцы А. М. Матвеев, И. Н. Ники тин, А. П. Антропов, скульптор Б. К. Растрелли).
Батальный жанр.
В. В. Верещагин. Туркмены, представляющие военные трофеи хивинскому хану
БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (фр., от ит. «битва») — жанр
изобразительного искусства, п о с в я щ е н н ы й войне и во е н н о й жизни . Художник, работающий в батальном жан ре, — б а т а л и с т . И з в е с т н ы м русским баталистом был В. В. Верещагин (1842—1904 гг.), создавши й правдивые к а р т и н ы военных событий (война в Туркестане, 1871— 1874 гг., и Отечественная война 1812 г.); погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.
БИ Д Е Р М Е Й Е Р (нем.) — стилевое направление в не мецком и австрийском искусстве около 1815—1848 гг. Его название составлено из имён 2 литературных героев: Б и - дер(манн) и (Буммель)мейер. Основой Б. была бюргерская среда, её обывательские воззрения и вкусы. Для живописи характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы, бытовых деталей.
БИСТР (фр.) — тёмно - коричневая краска в акварель ной живописи.
БО Р Д Ю Р (фр., от «край») — орнаментальное обрам ление миниатюры.
«БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» — объединение московских ху дожников (1910—1916 гг.). Художники «Б. в.» — П. П. К о н - чаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк — обращались к живописно-пластическим ис каниям в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, а также к приёмам русского лубка и народной игрушки.
«Бубновый валет». А. Лентулов. Мир, торжество, освобождение
БУЧАРДА {фр.) — инструмент скульптора: 4-гранный молоток, у которого 2 ударные поверхности покрыты пира мидальными зубцами.
БЫТОВОЙ ЖАНР — область изобразительного искус ства, п о с в я щ е н н а я с о б ы т и я м и с ц е н а м п о в с е д н е в н о й жизни (см. цв. вкл.). Как самостоятельный раздел Б. ж. офор мился в основном в XVII в. в голландской живописи, в XVIII—XIX вв. — во французской живописи, в России — в 1-й половине XIX в. Русские жанристы придали Б. ж. глу бокую социальность, показывая широкую картину жизни . Эта тенденция развивается в произведениях передвижни ков, например в работах И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» (1870 - 1873 гг.), «Не ждали» (1884 - 1888 гг.) и др.
БЮСТ (фр.) — погрудное и л и поясное скульптурное изображение человека, наиболее распространённый вид скульптурного портрета.
В
ВАЛЁР (фр., букв, «ценность») — в живописи и графике
оттенок тона, который во взаимосвязи с другими оттен ками выражает определённое соотношение света и тени. Например, в картине «Воз сена» (ок. 1865—1870 гг.) фран цузский художник К. Коро стремился с помощью В. со здать ощущение вибрирующей воздушной среды.
ВАТМАН (по имени владельца английской бумажной фабрики Дж. Ватмана, XVIII в.) — сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и ри сования.
ВАЯНИЕ — так древние славяне называли скульптуру. В узком смысле — это высекание, вырезание скульптуры из твёрдого материала.
ВЕДУТА (ит.) — в искусствеXVIII - XIX в — городской пейзаж (обычно топографически точный)
В Е Р И ЗМ (ит., от лат. «правдивый») — направление в
изобразительном искусстве Италии конца XIX в., близкое к натурализму; для него характерны интерес к быту бед няков, внимание к переживанию героев. Я р к и м и предста вителями этого направления были живописец Дж. Пеллицца, скульптор Ву Вела.
В И ДЫ ИСКУССТВА — исторически сложившиеся ус тойчивые ф о р м ы существования и развития искусства — архитектура, д е к о р а т и в н о - п р и к л а д н о е искусство, жи вопись, скульптура, графика, художественная фотография, литература, музыка, хореография, театр, к и н о , телевиде ние, искусство эстрады, цирк. В. и. различаются способами воспроизведения действительности и художественными задачами, а также специфическими материальными сред ствами создания образа. Каждый из них имеет свои особые
роды и |
жанры. |
Различаются искусства п р о с т р а н с т в е н |
н ы е , |
или п |
л а с т и ч е с к и е (архитектура, декоративно - |
прикладное искусство, живопись, графика, художествен ная фотография), в р е м е н н ы е (музыка, литература) и
п р о с т р а н с т в е н н о - в р е м е н н ы е |
(хореография, те |
атр, кино, телевидение, искусство эстрады). Скульптура, |
|
живопись, графика и художественная |
фотография состав |
ляют особую группу изобразительных искусств. В процессе исторического развития ни один из В. и. не исчезает, хотя со временем они изменяются. Появляются и новые виды. Так, художественная фотография возникла во 2-й полови не XIX в., к и н о — на рубеже XIX и XX вв., телевидение — в 30-е гг. XX в. Большое значение в художественной прак тике имеют взаимообогащение и синтез различных В. и.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО - художественный стиль, сложившийся в Византии в IV в., связанный с хри стианским вероучением и вобравший в себя, наряду с эл л и н с к о й культурой, элементы культуры И р а н а , С и р и и , Древнего Египта. В В. и. слиты утончённая декоративность