Файл: Государственные заимствования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Российская федерация

Государственные и муниципальные заимствования,их содержание и значение

1.1.Экономическое содержание государственного кредита и общее понятие государственного долга

1.2.Значение государственного долга

1.3 Тенденции развития государственных заимствований и государственного долга

Динамика изменения ввп, уровня безработицы и темпа прироста цен в России в 2000—2010 гг.

Чистая государственная задолженность в отдельных странах в 2000—2011 гг., в процентах от ввп: 1 — Япония; 2 — сша; 3 — Великобритания; 4 — Еврозона

Особенности государственных заимствований в рф

2.1.История государственных заимствований в России

2.2.Государственные заимствования рф и современное состояние государственного долга

2.3.Проблемы и перспективы состояния государственного долга и государственных заимствований рф

Общая сумма предоставленных государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии Российской Федерации на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте утверждается в порядке, предусмотренном для государственных внешних заимствований в составе Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации. [9; c.173]

При исполнении получателем государственной гарантии Российской Федерации своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается внешний либо внутренний государственный долг Российской Федерации, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Министерство финансов Российской Федерации либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям.

На основании данных этого учета Государственной Думе представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.

Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются Правительством Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный орган представляет Правительство Российской Федерации на всех переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и заключает соответствующие соглашения от имени Правительства Российской Федерации. [9; c.132]

В случае предоставления государственной гарантии Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти обязаны провести проверку финансового состояния получателя государственной гарантии Российской Федерации.

Вывод: Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.


Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями.


1.3 Тенденции развития государственных заимствований и государственного долга

Государственный  долг  возникает  в  определенные  периоды  функционирования  государства,  когда  его  расходы  начинают  превышать  доходы.  Если  бюджетный  дефицит  становится  хроническим  явлением,  то  его  покрытие  осуществляется  путем  государственных  заимствований.  Одним  из  важных  инструментов,  используемых  государством  для  эффективного  развития  своей  экономики,  является  разумная  долговая  политика  [15].

Внешние  и  внутренние  заимствования  государства  могут,  с  одной  стороны: 

1.  инициировать  рост  производства; 

2.  развивать  новые  технологии; 

3.  сглаживать  социальные  проблемы  во  время  кризиса  в  стране. 

С  другой  стороны,  они  могут  поэтапно  привести  государство  к  «долговой  петле»  со  всеми  вытекающими  из  этого  последствиями.  Для  оздоровления  экономики  и  ее  эффективного  развития  необходимо  создание  оптимальной  системы  управления  государственным  долгом.  Государственный  долг  —  это  общая  накопленная  сумма  всех  положительных  сальдо  бюджетов  правительства  за  вычетом  всех  дефицитов,  которые  имели  место  в  стране  [4].  Мировой  опыт  показывает,  что  чрезмерные  уровни  государственного  долга  могут  привести  к  повышению  процентных  ставок  и  отрицательно  сказываются  на  реальных  объемах  производства.

Вопросы  государственного  долга  исследуют  многие  отечественные  ученые.  В  работах  А.  Вавилова,  Г.  Трофимова,  Б.  Хейфец,  А.  Илларионова  рассмотрены  особенности  стабилизации  государственного  долга  России.  Управление  государственным  долгом  освещалось  в  трудах  А.  Попковой,  А.  Улюкаева,  М.  Куликова,  К.  Астапова,  Ю.  Воронина.  Особенностью  данных  исследований  —  установление  зависимости  государственного  долга  с  динамикой  развития  отечественной  экономики.  Это  позволяет  спрогнозировать  в  среднесрочном  периоде  (2013—2017  гг.)  объемы  внутреннего  и  внешнего  долга,  построив  тренды  временных  рядов.  А  также  сформулировать  подход  к  построению  стабилизационной  политики.

Рис.  1.

Динамика изменения ввп, уровня безработицы и темпа прироста цен в России в 2000—2010 гг.

 Анализируя  данные  рисунка  1,  можно  говорить  о  том,  что  во  время  мирового  экономического  кризиса  наблюдалось  снижение  темпов  прироста  ВВП  и  рост  уровня  безработицы.  Также  очевиден  темп  роста  цен  в  2008  г.  Все  это  привело  к  ухудшению  качества  жизни  населения. 


Кроме  того,  экономический  кризис  привел  к  резкому  ухудшению  бюджетных  показателей.  В  2009  г.  по  отношению  к  2008  г.  доходы  федерального  бюджета  снизились  на  21  %,  расходы  возросли  на  29  %.  Профицит  бюджета  сменился  дефицитом,  что  видно  на  рисунке  2.  Вплоть  до  2007  г.  суммарный  профицит  бюджета  составлял  около  5—7  %  ВВП,  а  в  2008  г.  уже  появился  дефицит  в  размере  3,9  %  ВВП.  В  2010  г.  ситуация  стала  выправляться  за  счет  роста  ВВП,  дефицит  бюджета  уже  составил  1,7  %  ВВП.  Появление  дефицита  вызвано,  прежде  всего,  наращиванием  антикризисного  бюджетного  финансирования.

 

Рис.  2.

Динамика  изменения  бюджетных  показателей  России  в  2005—2011гг.  и  плановые  показатели    2012—2013гг.,  млн.  руб.:  1  —  доходы  по  отчету  в  текущих  ценах;  2  —  расходы  по  отчеты  в  текущих  ценах;  3  —  профицит/дефицит  бюджета  по  отчету

  Исследователи  А.  Вавилов  и  Г.  Трофимов  утверждают,  что  в  1990-е  гг.  произошла  смена  тенденций  динамики  внутреннего  долга,  которая  свидетельствует  о  качественной  трансформации  финансовой  политики  государства.  По  их  мнению,  России  в  то  время  удалось  избежать  лавинообразного  накопления  долга  [3].  В  настоящее  время  накопление  внутреннего  долга  пошло  по  экспоненциальной  кривой.  Как  известно,  на  практике  данная  тенденция  означает  долговую  ловушку  и  резко  увеличивает вероятность  нового  инфляционного  витка.

Как  полагают  некоторые  специалисты,  риск  финансовой  неустойчивости  увеличивается  из-за  усиления  влияния  агентств  кредитных  рейтингов,  а  также  роста  общих  объемов  долгов.  Несмотря  на  частый  отказ  снизить  вероятность  финансовых  кризисов  [6],  агентства  кредитных  рейтингов  становятся  на  сторону  более  стабильных  стран  и  инвесторов,  что  может  привести  к  увеличению  риска  неплатежеспособности  других  стран  [5].  Самые  большие  опасения  связаны  с  дестабилизацией.  Она  может  возникнуть  как  следствие  неудачных  попыток  правительств  различных  стран  найти  решение  проблемы  своих  долговых  обязательств.  Обременительные  государственные  долги  зачастую  являются  последствием  мирового  финансового  и  экономического  кризисов. 


 

Рис.  3.