ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.08.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Государственные и муниципальные заимствования,их содержание и значение
1.1.Экономическое содержание государственного кредита и общее понятие государственного долга
1.2.Значение государственного долга
1.3 Тенденции развития государственных заимствований и государственного долга
Динамика изменения ввп, уровня безработицы и темпа прироста цен в России в 2000—2010 гг.
Особенности государственных заимствований в рф
2.1.История государственных заимствований в России
2.2.Государственные заимствования рф и современное состояние государственного долга
2.3.Проблемы и перспективы состояния государственного долга и государственных заимствований рф
Чистая государственная задолженность в отдельных странах в 2000—2011 гг., в процентах от ввп: 1 — Япония; 2 — сша; 3 — Великобритания; 4 — Еврозона
Рисунок 3 содержит оценку чистой государственной задолженности США, Великобритании, стран Еврозоны и Японии, которая выражена в процентах от ВВП каждого из этих регионов. Анализируя график можно сказать, что относительный объем задолженности достиг наивысшего для мирного времени уровня и, согласно прогнозам, будет продолжать увеличиваться.
Низкий экономический рост обусловливают ограниченность государственных и муниципальных бюджетов и увеличивающиеся социальные обязательства [22]. В настоящее время на государственном уровне активно обсуждаются предложения либо о сокращении бюджетных расходов на инфраструктурные нужды, либо о приватизации объектов инфраструктурного комплекса. Однако в большинстве стран это признается нецелесообразным по социально-экономическим причинам. Одним из способов разрешения сложившегося противоречия может и должно стать внедрение особой организационно-управленческой системы по привлечению ресурсов частного сектора в целях строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов, получивших название «государственно-частное партнерство» (Public-Private Partnership). О государственно-частном партнерстве (ГЧП) можно говорить только в следующем случае: бизнес по поручению и при поддержке государства выполняет функции, которые ранее возлагались на государственные структуры, рыночные начала внедряются в традиционную сферу активности государства, особенно в инфраструктуру. Государственно-частное партнерство — это предприятия, в акционерном капитале которых участвует государство, а также государственные инвестиционные программы, финансируемые частным бизнесом, и концессии. Государство имеет возможность переложить на бизнес бремя расходов, тем самым смягчив остроту социально-экономических проблем. Довольно активное использование организационно-управленческой системы по привлечению ресурсов частного сектора государством поможет отказаться от неэффективных форм ведения хозяйства. Партнерство призвано решать такие задачи, как экономическое развитие, совершенствование производственной инфраструктуры, ликвидация и смягчение провалов рынка и остроты социально-экономических проблем.
Особенности государственных заимствований в рф
2.1.История государственных заимствований в России
История русского государственного долга начинается с первого внешнего займа, заключенного при Екатерине II в Голландии в 1769 г. Русский государственный долг особенно энергично нарастал во второй половине XIX века, чему содействовали усиленная постройка казенных железных дорог и выкуп части железных дорог в руки казны. В начале текущего столетия русско-японская война сразу подняла цифру нашей задолженности. В 1912 - 1914 годах государственная задолженность находилась в стационарном состоянии, с некоторой тенденцией к сокращению общих размеров.
По русскому закону краткосрочные обязательства государственного казначейства выпускались на сроки не менее трех месяцев и не дольше одного года. Государственное казначейство и частные лица могли учитывать эти обязательства в Государственном банке. Проценты по обязательствам выплачивались в форме вычета с нарицательной цены обязательства. Выпуск краткосрочных обязательств государственного казначейства производился или для подкрепления средств государственного казначейства в такие моменты, когда временно доходы государства не покрывали всех текущих расходов (например, в одном месяце больше расходов, нежели доходов), или выпуском краткосрочных обязательств подготавливали почву для долгосрочного займа, или отодвигали срок выпуска долгосрочных займов ввиду неблагоприятного положения рынка капиталов.
Кроме краткосрочных обязательств, в России имелись еще билеты государственного казначейства, выпускаемые сроком на 8 лет или 4 года.
Государственный банк и казначейство принимали эти билеты во все платежи по нарицательной стоимости. После истечения срока билеты и купоны к ним сохраняли платежную силу в течение 10 лет. В повседневном обиходе "серии" играли в России роль процентных денег.
Основу государственного долга составляли займы долгосрочные и бессрочные. При заключении долгосрочного займа закон устанавливал точный срок, когда весь заем будет погашен: например, заем 1905 г. должен был быть погашен к 1985 г.; заем 1906 г. - к 18 апреля 1956 года и т.д. Иногда не указывалась календарная дата окончательной выплаты займа, но указывался только период времени, в течение которого заем должен был быть погашен, например, "в восемьдесят два года".
В бессрочных долгах правительство брало на себя лишь одну обязанность: ежегодно выплачивать только договорный процент; капитала же бессрочного займа "правительство не обязывалось платить в точные положительные сроки".
Для периода Временного правительства было характерно размещение в основном принудительных займов. Причины такой ситуации: резкое ухудшение экономического положения страны после Февральской революции 1917 г.; быстрый рост военных расходов; наличие гигантского государственного долга, который страна получила в наследие от царского правительства.
Значительная часть государственного долга была сформирована за счет краткосрочных обязательств, которые переучитывались из года в год. Срок их обращения составлял в среднем около шести месяцев.
Первые государственные займы в период НЭПа были товарными, т.е. ценные бумаги имели товарный номинал. Это объясняется общим состоянием денежной системы, для которой была характерна высокая инфляция. В этих условиях размещение ценных бумаг с фиксированным денежным номиналом и процентной ставкой было бы невозможно.
Помимо натуральных займов, Наркомат финансов размещал так называемый "золотой займ". Он был выпущен в октябре 1922 г. под названием "Государственный внутренний долгосрочный 6% с выигрышами заем 1922 г." Его выпускная сумма равнялась 100 млн.руб. золотом. "Золотой заем" был первой, в условиях советской власти, попыткой долгосрочного займа. Погашение облигаций начиналось с конца 1928 г. и проводилось в течение 5 лет путем тиражей.
Завершение в 1924 г. денежной реформы создало более благоприятные условия для обращения ценных бумаг. В результате в 1925 - 1927 гг. удалось разместить сразу несколько добровольных займов. Среди них: второй крестьянский выигрышный заем 1925 г. (сроком на 2 года); третий крестьянский выигрышный заем 1927 г. (сроком на 3 года); государственный краткосрочный 5% внутренний выигрышный заем; государственный 10% заем 1927 г.
Перелом в политике на рынке ценных бумаг наступил с середины 1927 г. С этого времени решающую роль па рынке стали играть займы, размещаемые в порядке коллективной подписки среди членов трудовых коллективов, предприятий государственного сектора. Облигации этих займов выдавались предприятиям в счет части предназначавшихся им бюджетных ассигнований. После этого они распределялись среди членов трудового коллектива. Облигации можно было продавать и сдавать и залог. В это же время увеличился и выпуск принудительных займов, размещаемых среди предприятий и организаций.
С 1930 г. правительство использует механизм конверсии ранее выпущенных займов в займы с более отдаленными сроками погашения. Конверсия государственных займов неоднократно использовалась в дальнейшем, т.к. позволяла значительно отсрочить дату погашения займов.
В 1938 - 1941 гг. в стране было выпущено 4 принудительных займа. Общие условия государственных займов 1938-1941 гг. были сохранены и в период Великой Отечественной войны. Однако потребности увеличения расходов на оборону страны заставили правительство расширить базу подписчиков и снизить платежи по займам. К подписке на принудительные займы, размещаемые ранее среди населения, были привлечены потребительская и промысловая кооперации, а также колхозы. Значительно возросло и число подписчиков среди сельского населения.
В послевоенный период традиции, заложенные в политику государственных займов, были продолжены. В первую послевоенную пятилетку было выпущено пять займов восстановления и развития народного хозяйства СССР на принципах обязательной подписки. Условия их были стандартны. Все они выпускались на 20 лет, имели одинаковую доходность и порядок обращения (т.е. не могли продаваться в сберкассах и приниматься ими в залог, а сохраняли лишь теоретическую возможность купли-продажи между физическими лицами).
Очередная пятилетка (1951-1955 гг.) внесла в государственный кредит лишь то новшество, что вместо займов восстановления и развития народного хозяйства стали выпускаться займы развития народного хозяйства (т.е. было лишь слегка изменено название). В остальном же новые займы соответствовали ранее выпускавшимся.
Таким образом,рынок муниципальных заимствований стал особым феноменом, сформировавшимся в конце XIX -начале XX вв.Первоначально проявившись в виде займов региональных и городских органов власти для осуществления капиталоемких инвестиций в региональную инфраструктуру и городское хозяйство, с развитием кредитно-денежной системы рынок финансовых инструментов, эмитированных муниципалитетами, стал одним из механизмов системы экономического регулирования на общегосударственном уровне.[13; c.83]
При этом повсеместно в развитых странах результатом развития рынка муниципальных займов на макроэкономическом уровне выступает последовательное усиление роли местных органов власти, но не как непосредственных участников отношений займа, а как гарантов реализации региональных проектов, регуляторов конъюнктуры регионального рынка и пр.
Правовое регулирование внутренних государственных займов осуществляется на основе Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а также путем принятия по каждому их выпуску отдельных нормативных актов. Законом установлены порядок их выпуска и особенность обращения, а также связанный с названной эмиссией порядок возникновения и исполнения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Бюджетный кодекс РФ закрепил государственные и муниципальные заимствования и право на их осуществление не только в рамках правоотношений по государственному и муниципальному долгу, но и выделил их особо, объединив в отдельную главу «Дефицит бюджета и источники его покрытия».
Эмиссия государственных и муниципальных заимствований допускается только в случае принятия РФ или ее субъектом закона (органом местного самоуправления — решения) о бюджете, где в обязательном порядке утверждаются:
предельный размер соответствующего государственного (муниципального) долга;
предельный объем заемных средств, направляемых в течение текущего финансового года на финансирование бюджетного дефицита или программ развития субъекта РФ или муниципального образования.
Установлено предельное значение объема долга, предельный объем средств, направляемых на финансирование бюджета соответствующего уровня на текущий финансовый год, и предельные расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
Управление государственным долгом РФ возложено на Правительство РФ. Конкретные мероприятия по управлению внутренним долгом РФ осуществляет Минфин России. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а муниципальным долгом — уполномоченным органом местного самоуправления. Управление государственным (муниципальным) долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства и органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. Среди мероприятий по управлению государственным и муниципальным долгом наиболее распространенными в мировой практике являются: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация и некоторые другие. Рефинансирование - это выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств, используется обычно при недостаточности средств централизованного денежного фонда (бюджета). Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого заемщиком — государством (муниципальным образованием) своим кредиторам. Консолидация - это изменение сроков действия ранее выпущенных займов. После принятия второй части Гражданского кодекса РФ получило законодательное закрепление правило о недопущении изменений условий выпущенного в обращение государственного либо муниципального займа. Новация предполагает замену одного обязательства другим между теми же лицами с одновременным прекращением первоначального обязательства.. Другим мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия государства по унифицированию займов, означающий обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый. Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. полный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти. [15; c.143]