ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если обсуждалась проблема и требуется выбрать конкретное решение, то участники, набравшие большинство голосов, становятся группой экспертов. После выступления всех групп и коллективного обсуждения «за» и «против» они принимают окончательное решение. В дальнейшем эксперты могут выступить творческой группой в подготовке и реализации принятого решения.

Примечания:

1. В маршрутном листе отмечается роль — ведущий. В этой роли каждый из участников выступает на одном из этапов. Он следит за соблюдением регламента, фиксацией идей на бумаге, даёт возможность всем высказаться, развивает идеи, подталкивает к высказыванию пассивных участников и контролирует слишком активных словом, следит за ходом обсуждения на данном этапе за своим столом.

2. Дискуссия может проводиться по формулам: 4x4 (4 группы по 4 участника), 4 х 6, 4 х 7, 5 х 5, 5 х 6, 6 х 6,6 х 7 и др. При этом следует пользоваться другим алгоритмом перемещения (алгоритм перемещения участников для вариантов 4 х 4, 5 х 5 см. на рис. 2).

3. Игру можно усложнить, если в маршрутные листы заранее ввести для каждого участника выполнение на определённом этапе специальной роли (аналитика, критика, генератора идей, поддерживающего и т.д.).

«Вертушка» может проводиться в упрощённой форме, когда участники на втором этапе не расходятся, а значит, не меняется состав микрогрупп. Каждая микрогруппа обсуждает по очереди каждый из выделенных заранее вопросов. Вся группа или переходит от стола к столу, на которых обсуждают новый для них вопрос, или ведущий передаёт общий для всех групп листок с ответами (предыдущей группы, групп) по предложенной позиции. Когда каждая из микрогрупп обсудила всё из выделенных позиций и вернулась к первой (своей) позиции, они обобщают ответы всех предыдущих групп. Здесь начинается третий этап вертушки.

«АКВАРИУМ»

Этот вид дискуссии обычно применяют при обсуждении противоречивых подходов, конфликтов, разногласий.

«Аквариум» интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления и отстаивания своей позиции, её аргументации. Включённость всех участников достигается благодаря участию каждого в начальном обсуждении, после чего группа следит за работой и поддерживает связь со своим представителем. Узкий круг выступающих (5-6 человек) даёт возможность сосредоточиться на основных позициях.

Подготовительный этап. Ведущий представляет проблему, делит класс на группы. Обычно группы располагаются по кругу. Участники (иногда ведущий) выбирают представителя, который будет позицию их группы представлять всему классу.


Ход обсуждения

1. Группам даётся время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.

2. Ведущий просит представителей групп собраться в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от неё указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказываться, однако участникам группы разрешается передавать указания своим представителям с помощью записок.

3. Остальные участники — это активные наблюдатели и аналитики, они отмечают (можно фиксировать письменно) наиболее яркие и аргументированные выступления, чёткость мыслей и позиции в целом, умение слушать оппонентов и задавать уточняющие вопросы, способность аргументированно отвечать на поставленные вопросы, умение убеждать и т.д.

4. Учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций.

5. «Аквариумное» обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении установленного времени, либо после достижения решения.

6. После такого обсуждения проводится его критический разбор всем классом.

Коллективный анализ хода дискуссии в конце обсуждения, позволяет ведущему вместе с участниками выделить как содержательные, так и процедурные моменты групповой работы. Техника «аквариума» не только усиливает включённость ребят в групповое обсуждение (позволяет развить навыки участия в групповой работе, совместного принятия решения, навыки общения — умение слушать другого, вести спор, отстаивать свою позицию, поддерживать и развивать мысли другого и т.д.), но и даёт возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне. Ведущий сам должен решить, насколько уместно воспользоваться этой возможностью в том или ином случае.


«Мозговой штурм»

КРИТИКИ, МЕЧТАТЕЛИ И РЕАЛИСТЫ

Это групповое обсуждение и разработка новых идей и предложений. Проводится опрос общественного мнения по данной теме, собираются реальные и нереальные предложения, высказываются критические замечания, что в результате помогает более чётко представить саму идею, её актуальность и значимость, наметить пути реализации.

Ход обсуждения. Ведущий выступает с идеей, настраивает на совместное обсуждение, объясняет правила работы. Участники делятся на три группы (способ разбивки — произвольный). Каждой группе определяют роль и задачи этой роли.

Группе критиков — жёсткая критика идеи, обнаружение и раскрытие её слабых сторон, возможные трудности в реализации и т.д.

Группе мечтателей — генерализация самых невероятных и даже несбыточных вариантов развития идеи, развитие её отдельных направлений, построение перспектив осуществления, прогнозирование областей, где она может реализовываться, людей, которые могут помочь в её реализации и т.д.

Группе реалистов — как можно реализовать идею, какие средства (денежные, технические, люди, связи) нужно для этого вложить и задействовать, реальные трудности, которые мешают развитию идеи и т.д.

На основном этапе.

1. Группы внутри обсуждают идею с заданных им ролей.

2. Выступление группы «Мечтателей» (5-7 мин.), которое затем обсуждают группы «критиков» (критикуют предложения, показывают слабые идеи и т.д.) и «реалистов» (анализируют идеи, доказывают, какие из них и как можно воплотить и т.д.).

3. Выступление группы «Критиков» с последующим обсуждением другими группами. Послед ними выступают «Реалисты».

Этап коллективного анализа.

• Каждая группа обсуждает новые идеи и предложения, замечания и критику и, используя самые, с её точки зрения, интересные идеи и предложения, оглашает окончательный проект.

• Выступление представителей от каждой группы с окончательным проектом.

Коллективный анализ встречи и резюме ведущего.

Все описанные формы группового обсуждения, дискуссии дают общее описание технологии. Выбор формы, определение темы дискуссии, особенности её подготовки и проведения зависят от целей педагога, от ситуации в классе (группе), от индивидуальных особенностей школьников {их проблем, интересов, увлечений, приоритетов и ценностей), от их индивидуального опыта.


«Техника аквариума». Такое название получил особый вариант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди форм учебной дискуссии. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречиями, конфликтами, разногласиями.

Алгоритм:

  1. Постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя.

  2. Учитель делит класс на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу.

  3. Учитель либо участники каждой из групп выбирают председателя, который будет представлять позицию группы всему классу.

  4. Группам дается время, обычно небольшое, для обсуждения программы и определения общей точки зрения.

  5. Учитель просит председателей групп собраться в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме председателей, никто позицию своей группы не имеет права высказать, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.

  6. Учитель может разрешить председателям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций.

  7. «Аквариумное» обсуждение проблемы между председателями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения.

  8. После такого обсуждения проводится его критический разбор всем классом.

Данный вариант проведения дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точек зрения. В поле внимания всего класса находится всего 5-6- говорящих, что сосредоточивает восприятие на основных позициях. Такая технология дает возможность учащимся прочувствовать тонкости поведения центральных игроков – председателей групп. В заключение учитель анализирует ход дискуссии, выделяет как содержательные и процедурные моменты дискуссии.

«Проблемная дискуссия с выдвижением проектов». Данный подход применим, когда содержание учебного материала связано с проблемами научно-прикладного и социального характера, противоречиями, требующими разрешения, проблемами, решение которых можно проработать в имитирующих, а, возможно, и в реально воплощаемых проектах.

Ход такой дискуссии во многом аналогичен обсуждению в обычной дискуссии, однако здесь учитель уделяет относительно меньшее внимание процедурам взаимодействия, больше сосредоточивается на выдвижении идей, которые будут впоследствии развернуты в конкретные задания – проекты. В данном варианте дискуссия направлена не столько на общую ориентацию в спектре возможных подходов и их аргументации, сколько на проработке самого содержания каждого из подходов, намеченных при обсуждении.


Постановка проблемы исходит от учителя. Он может назвать конкретную проблему. В начале учащиеся работают в группах индивидуально: каждый ученик записывает приходящие ему в голову идеи. После того, как ученики записали свои идеи, учитель делит класс на небольшие группы (по 4-5 человек) и дает им задание просмотреть все записи, выбрав 1-2 наиболее продуктивные идеи и развить их. Каждой группе надлежит выделить представления, которые изложит всему классу. Учащиеся в течение 10-15 минут обсуждают идеи в группах, специально проговаривая подходы к их воплощению.

Учитель наблюдает за работой группы, и, когда она приходит к концу, просит класс перейти к общему обсуждению. В общем обсуждении позицию группы представляет один ученик. Время выступления обычно ограничивается, что побуждает докладчика сосредоточиться на главном и избрать емкий, лаконичный и выразительный способ изложения.

После выступления председателей всех групп учитель просит подумать, какие из идей стоило бы реализовать на практике. Продумывание может быть коллективным и проходить в форме общеклассной дискуссии в течение заранее оговоренного времени (ок. 10-15 минут). На этом работа над данной проблемой может закончиться. Однако возможет переход к следующему этапу: после того, как учащиеся остановились на тех идеях, воплощение которых им кажется наиболее плодотворным, учитель просит их разбиться на группы и реализовать необходимые дела в виде групповых заданий – проектов. Выполнение таких заданий может проходит на последующих занятиях в классе, но может осуществляться и за пределами школы.

При всех возможных вариантах данный способ организации занятия ориентирован, прежде всего, на выдвижение творческих идей и их последующую разработку.

Важная организационная черта: последовательное сочетание индивидуальной работы (первичное выдвижение идеи), работы в малых группах и, наконец, общеклассные обсуждения. В результате идеи, высказанные каждым учеником, впрямую или в преобразованном виде включаются сперва в обсуждение в малой группе, затем в общую дискуссию.

Формы учебной дискуссии (Кларин М.В.).

«Круглый стол» - беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с «аудиторией» (остальной частью класса).

«Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») – (обычно 5-6- участников с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с сообщением, которое, впрочем, не должно перерастать в долгую речь.