ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ
ДЕБАТЫ
В 1999 г. группой специалистов Министерства образования РФ была проведена экспертная оценка программы «Дебаты», по результатам которой был составлен научный отчет. В этом отчете отмечалось: «Программа «дебаты» в условиях России является инновационным проектом, цель которого – внедрение новой педагогической технологии развивающего обучения. «Дебаты» представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества; способствуют развитию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства арнументации – тех качеств, которые необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества».
В чем особенности дебатов как формы дискуссии?
В ходе обсуждения выясняется, что цель дебатов – дать возможность представить участникам свое мнение в дружественной форме, убедить оппонентов в правильности /преимуществах/ позиции команды. Чаще всего тема дискуссии формулируется в виде суждения-утверждения.
Дискуссию в форме дебатов можно проводить в том случае, если обсуждается сложная или противоречивая проблема, мнения участников определены и резко отличаются друг от друга. Цель этой формы дискуссии: научить ребят высказывать свою точку зрения спокойно, в дружелюбной форме, уметь слушать другую позицию. Участники должны суметь привести аргументы за или против, постараться убедить оппонентов в правильности своей позиции (важно пресекать любые персональные выпады).
Время выступления каждого участника во время дебатов ограничено и одинаково для всех.
Решившись на такую форму, ведущий должен учитывать, что оценки многих участников будут носить субъективный характер.
Дебаты могут быть использованы как форма урока или как элемент урока, как форма воспитательной работы.
В учебном процессе наибольшие возможности методики дебатов связаны с использованием дебатов как элемента урока: в процессе актуализации знаний, систематизации и закрепления учебного материала, обеспечения «обратной связи» или организации самостоятельной работы учащихся. Использование дебатов как формы урока требует большой предварительной подготовки и включения всех учащихся в ходе урока и т.п. В зависимости от поставленных целей и задач дебаты на уроках и во внеклассной работе могут приобретать различные формы.
Основными этапами организации дебатов являются:
-
ориентация;
-
подготовка к проведению;
-
проведение дебатов;
-
обсуждение игры.
Классические дебаты
Это – собственно формат дебатов, в которых участвуют 6 человек (две команды по три человека) и таймкипер. Остальные учащиеся – либо «рецензенты», либо судьи, либо слушатели. Очевидно, что в данном случае дебаты чаще всего выступают как форма урока или форма воспитательной работы.
Ход проведения дискуссии:
-
Подготовка дебатов. Определение темы дебатов и участников (см. выше). Распределение ролей между учащимися. Ознакомление ребят с правилами проведения дебатов. Поиск информации. Минимум шесть человек (либо все учащиеся) получают задание – подготовиться к дебатам. В случае, если готовятся все учащиеся, перед уроком определяются спикеры.
-
Ведущий рассказывает о теме дебатов и о правилах их проведения. Ведущий представляет участников или делит учащихся на две группы, если эта процедура не была осуществлена заранее (количество групп зависит от возможных точек зрения на проблему). В игре участвуют шесть человек, остальные могут быть судьями, участниками команд поддержки, «рецензентами».
Тема игры может быть определена заранее или в начале дебатов. Как правило, темой является некий тезис, который защищается одной группой и отвергается другой. Участники или сами выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать, или распределяют по группам в соответствии со жребием. Утверждающая команда защищает тему игры и приводит все возможные аргументы для того, чтобы убедить судей в правильности своей позиции. Отрицающая команда стремится доказать судье, что позиция утверждающей команды неверна или аргументация недостаточно убедительна. Вместе с аргументами команды должны представить судьям цитаты, статистику, конкретные факты, которые подтверждают аргументацию.
-
Подготовка команд. Время на подготовку в группах (10-15 мин.). Общее время на выступление группы в дебатах (15 мин.). Представители групп выступают поочерёдно. Каждая группа имеет право на три выступления. Во время подготовки учащиеся распределяют роли между членами группы и решают, как лучше распорядиться отведённым временем. Представители одной группы могут задавать вопросы представителям других групп, а также комментировать аргументы своих оппонентов. Группы могут использовать рисунки, схемы и пр. Представители групп должны договориться об очерёдности своих выступлений.
-
Выступления (поочередные) участников команд. Ведущий предоставляет участникам слово, следит за регламентом.
-
В завершении дебатов проводится коллективный анализ спора, можно провести опрос среди участников путём тайного голосования.
Примером таких дебатов может служить урок в 10-м классе, подготовленный учителем биологии и географии московской гимназии № 1515 Г.С. Липкиной. За неделю шесть учеников получили задание подготовиться к дебатам, тема которых была сформулирована так: «Угроза гибели биосферы в XXI веке реальна».
Цели и задачи урока при проведении дебатов: формирование естественно-научного мышления, основ научного подхода и навыков работы с источниками; актуализация знаний учащихся о глобальных проблемах человечества и путях их решения.
Педагог несколько изменил регламент игры: ставилась задача выделить аргументы, с которыми ученик согласен, не согласен или те, которые он не понял.
Оставшееся время учитель посвятил анализу игры и домашнему заданию (используя дополнительную литературу, учащиеся должны были подобрать доказательства к прозвучавшим аргументам, которые усилили бы позицию команды).
Импровизированные дебаты (например, на одну из предложенных тем, например: «Власть портит человека», «Феминизм – вредная идеология»).
В течение 7 мин. участникам, объединенным в две команды, дается возможность обсудить тему, готовя аргументацию как «за» так и «против» заявленного тезиса.
По жребию определяется, какой из команд предстоит отстаивать позиции утверждающей стороны, а какой – отрицающей стороны.
В течение еще 5 мин. команды готовятся к выступлению. Утверждающая команда готовит 5-7 аргументов в пользу данной позиции. Каждый новый аргумент представляет один человек, приводя к данному аргументу все возможные свидетельства и доказательства.
Отрицающая – готовится отвергать («отбивать») аргументы утверждающей, пытаясь их спрогнозировать.
Представитель команды «За», начиная дискуссию, в течение 1-2минут представляет свой аргумент, после чего команда «Против» имеет минуту на обдумывание своего контраргумента, в то же время команда «За» готовит следующий аргумент.
В течение 1-2 минут представитель команды «Против» приводит свой контраргумент и доказательства против аргумента оппонента.
После этого выступает следующий представитель команды «За» с новым аргументом и так далее.
Итоги дискуссии могут быть определены совместным решением аудитории и ведущего в зависимости от того, какая из команд была точнее и доказательнее. В обеих командах определяются лучшие ораторы.
Дискуссия завершается обсуждением вопросов.
Имитационно-моделирующая игра
В этом случае учащиеся выступают от чьего-либо имени, играют определенную роль, создают образ.
Моделирование дает возможность воспроизведения исторических процессов, научных дискуссий.
Ученик оказывается погруженным в конкретную ситуацию, в определенную эпоху. Примером могут служить споры о возникновении жизни на Земле с участием «представителей церкви» и «представителей науки» и т.п.
Такой формат дебатов рекомендуется проводить один – два раза в четверть.
«Модифицированные дебаты»
Их организация допускает некоторое изменение правил, например, можно:
-
увеличить или уменьшить количество игроков в командах;
-
допустимы вопросы аудитории;
-
организуются «группы поддержки», к которым команды могут обращаться во время проведения тайм-аутов;
-
создается «группа экспертов», которая может осуществлять функции судейства или вырабатывать компромиссное решение, что бывает необходимо для реализации учебных целей.
«Модифицированные» дебаты чаще всего выступают как элемент урока или форма проверки знаний учащихся. Не исключается возможность организации урока на их основе.
Примером использования элементов дебатов может служить урок учителя школы № 738 г. АП. Михеевой «Разнообразие грибов и их особенности».
Цели и задачи урока:
-
расширить представление о разнообразии грибов, об их значении для человека;
-
формировать бережное отношение к природе;
-
развивать умения работать с научным текстом, слушать собеседника и доказывать свое мнение;
-
развивать логику, мышление, память.
Подготовка к уроку: детям дано задание подготовить доклад о таких грибах, как мухомор, бледная поганка, зеленушка, сыроежка, спорынья, плесень и об их значении для людей и животных.
Ход урока.
-
Орг. момент, деление на четыре группы по 6-7- человек. Вступительное слово учителя. Группы получают задание: пользуясь своими докладами, сформулировать и записать на листе ватмана аргументы о пользе (двум группам) и о вреде (двум группам) грибов. На выполнение задания группы получают по 15 минут.
-
Работа творческих групп. По истечении времени группы вывешивают листы с аргументами
-
Учитель предлагает ознакомиться с предложенными аргументами и объединить их. Предложенные варианты заносятся учителем в таблицу на доске, ученики работают в тетрадях (15 минут).
-
Заключительная часть. Вопросы группам:
-
«Нужно ли уничтожать в лесу ядовитые грибы?»
-
«Можно ли однозначно говорить о полезности или вредности грибов?»
-
«Как их надо оберегать?»
Домашнее задание: написать письмо от имени грибов к людям.