ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
«Экспромт-диспут» или «экспресс-дискуссия» или «экспромт – дебаты»
В таких дебатах (дискуссиях) фазы ориентировки и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип использования формата дебатов может рассматриваться как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала или форма активизации познавательной деятельности.
Вариант А. В ходе диспута участники делятся на группы (не менее трех). В течение 5-7 минут участники в группах (возможно исходя из опорных понятий, например, «Детская преступность», «Ответственность», «Наказание», «Закон», «Общество») формулируют тему диспута и 2-3 вопроса по ней. Вопросы (тема) должны быть спорными и актуальными. Свой вариант группы записывают на листочке.
Затем группы выделяют своих представителей, которые выбирают из всех вариантов один вариант темы дискуссии и вопросов к ней. Это и есть Совет диспута. Из Совета диспута выделяется 1 человек, он зачитывает тему диспута и вопросы по ней – это и будет ведущий диспута.
Ведущий называет вопрос и дает группам время на обсуждение, потом поочередно предоставляется слово каждой из групп. Задача представителей групп – рассказать об итогах дискуссии в микрогруппе, а задача ведущего подвести итоги состоявшейся дискуссии, выявив наиболее популярные в аудитории точки зрения на проблему.
Обращается внимание участников на возможность высказаться каждому в микрогруппе, а значит тренировать один из компонентов культуры дискуссии, на упорядоченность обсуждения, которую задает данная форма, а также на возможность выступать в роли ведущего и выполнять соответствующие функции кому-то из участников.
Вариант Б. Готовятся к дискуссии непосредственно на уроке. Источником аргументации и поддержки может быть материал учебника, рассказ учителя, дополнительная литература, предложенная учителем. Участвуют, как правило, два ученика, которые защищают противоположные точки зрения.
Например, на уроке обществознания в 10-м классе по теме «Познание окружающего мира» провели экспресс-дискуссию между представителями сенсуализма и рационализма. В дискуссии участвовали два ученика, они представили аргументы в защиту позиции этих философских школ. Экспресс-дискуссия помогла понять различия между двумя ступенями познания окружающего мира, оценить значение научных споров для развития знаний об обществе.
На уроке обществознания в 10-м классе по теме «Политические режимы» провели экспресс-дискуссию на тему «Возникновение тоталитарных режимов было неизбежно». Дискуссия проводилась в заключительной части урока, когда школьники познакомились с понятием «тоталитаризм», особенностями и условиями его возникновения, сильными и слабыми сторонами тоталитарных режимов.
Разновидностью «экспресс-дискуссии» могут быть «мини-дебаты» — они не требуют много времени, чаще всего проводятся «один на один» (участвуют два ученика). Обычно в качестве темы урока берётся одна большая тема, которая затем дробится на несколько более мелких. По каждой из этих тем выступает одна пара спикеров, которые защищают противоположные точки зрения.
Так, например, тема «Реформы Петра I были прогрессивны» разбивается на подтемы:
реформы способствовали экономическому развитию России;
в результате реформ в России сложилась система управления;
в результате реформ Россия стала сильной военной и морской державой;
в развитии культуры Россия достигла уровня европейских стран;
реформы Петра способствовали улучшению жизни населения страны.
Дебаты помогают сделать выводы о противоречивости исторических процессов, неоднозначности оценок того или иного исторического деятеля. Используются отрывки из трудов различных историков, которые по-разному оценивали деятельность Петра Великого.
Пример «экспресс-дебатов» - урок в 7-м классе по теме «Сахара». В конце урока учитель говорит ученикам: «Я хочу провести отпуск в Сахаре. Приведите аргументы, поддерживающие и критикующие мое решение». Класс делиться на группы, после 2-3- минут подготовки заслушиваются учащиеся от каждой группы (или от пар).
Дискуссия на основе изучения текстов (текстовая дискуссия)
Она проводится на основе изучения отрывков научных статей, монографий, философских текстов, научно-популярных публикаций.
Класс делится на две части, учащиеся формулируют противоположные точки зрения по какой-либо проблеме.
Вариант А. Участники дискуссии отстаивают ту или иную точку зрения, используя цитаты, факты, примеры из изученных текстов.
Вариант Б. Учитель может предложить для изучения текст, в котором представлена точка зрения одного автора на какую-либо проблему. Школьникам предлагается ответить на вопросы:
— С какими положениями текста вы согласны и почему?
— Какие идеи вы не поддерживаете? Аргументируйте свою позицию.
Так, на уроке истории Отечества в 11-м классе при изучении агарной реформы ПА. Столыпина провели дискуссию на тему «Цели аграрной реформы П.А. Столыпина были достигнуты». При подготовке использовали публикации, монографии различных авторов (B.C. Дякина, СМ. Дубровского, Г.П. Жидкова, А.С. Забоенковой), речи самого П.А. Столыпина.
Ребята отвечали на вопросы:
-
Какие цели имела реформа П.А. Столыпина?
-
Были ли достигнуты социально-политические цели реформы?
-
Насколько успешно были решены производственно-экономические, хозяйственные цели реформы?
-
Соответствовало ли реальное проведение реформы первоначальным замыслам Столыпина?
-
Были ли у реформы внешние и внутренние помехи?
-
Каково значение опыта аграрной реформы Столыпина для современных преобразований российской экономики?
«Вертушка»
Суть этой формы в том, что участники обсуждают тему или проблему в микрогруппах одного (простая) или сменного (сложная) состава (на разных этапах дискуссии, в разных группах), одновременно разбирается несколько основных вопросов по теме. Не менее важно, чтобы каждый участник оказался в позиции ведущего, это помогает занять активную позицию, осознанно относиться к процессу обсуждения, определить свою позицию. При этой технологии на каждом этапе участники отмечают лидеров обсуждения, это позволяет по окончании обсуждения выявить лидеров группы, а при необходимости — сделать их организаторами в реализации планов, намеченных группой.
Тему (проблему) для обсуждения лучше выбрать заранее (с помощью ранжирования или «мозгового штурма») и подобрать вопросы для группового обсуждения, которые необходимы для работы в вертушке.
1-й этап. Подготовительный
Ведущий даёт вводную информацию, ставит проблему или обозначает тему обсуждения. Предлагает четыре направления решения проблемы или четыре аспекта темы дискуссии.
Группа, состоящая из 16 участников, делится на 4 подгруппы (по 4 человека) по добровольному принципу в зависимости от личного предпочтения одного из аспектов темы или вариантов решения проблемы.
На столах ставятся таблички «А», «Б», «В», «Г» и большие листы, на которых обозначен один из аспектов темы или направление решения проблемы (лист-А, лист-Б, лист-В и лист-Г). Каждому участнику выдаётся карточка с номером: А-1, А-2, А-3, А-4, Б-1....Г-4 и маршрутный лист (см. рис. 1).
Ведущий объясняет правила проведения обсуждения и руководит размещением участников за столами.
2-й этап. Вертушка (40-45 минут).
Определившиеся на подготовительном этапе четыре группы в течение 5-10 минут высказы вают идеи, суждения и предложения по аспекту, обозначенному на табличках.
Затем группы расходятся, каждый участник переходит в соответствии с маршрутным листом, оказывается за другим столом, где с ним садятся по одному представителю из других групп, здесь они совместно обсуждают второй аспект (новый для всех участников), который написан на листе стола, куда они переместились. Обсуждение занимает 5-7 минут.
За каждым столом участники дают оценку своим коллегам, выставляя на маршрутном листе в колонке «Номер лучшего выступления» один или два номера участников (в том числе можно свой), которые были наиболее активны и содержательны в выступлениях на этом этапе.
Следующих два перехода повторяют предыдущий, участники обсуждают ещё два новых для них аспекта проблемы (или вариантов решения проблемы).
3-й этап. Подведение итогов (15-20 минут).
На последнем, четвёртом переходе участники оказываются за теми столами, где они начинали обсуждение. Здесь они обобщают предложения всех групп, зафиксированные на листе, систематизируют их, отмечают альтернативные позиции и наиболее интересные идеи, оформляют выводы по своему аспекту (или проекту), готовятся выступать перед группой.
Ведущий игры собирает все маршрутные листы и путём подсчёта устанавливает тех, чьи выступления отметили большинство участников (если участников много, ведущий может взять помощников для подсчёта).
Рис. 1. Образец маршрутного листа для вертушки 4x4, 4x6, 4x7
Тур |
№ участка
|
Стол
|
Роль
|
№ участников лучшего выступления |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
Рис. 2. Алгоритм для маршрутного листа вертушки 4x4
Стол
|
1 -й тур
|
2-й тур
|
3-й тур
|
4-й тур
|
А
|
1а*. 2а. 3а. 4а
|
1б. 2б*. 4в. 3г
|
3б*. 2в. 2г. 4г
|
4б 1в. Зв. 1г
|
Б
|
1б*. 2б. 3б. 4б
|
1а. 2а*. 3в. 2г
|
4а. 1в*. 4в. 1г
|
За. 2в. 4г*. 3г
|
В
|
1в. 2в. 3в*. 4в
|
За. 3б. 1г*.4г
|
1а. 1б. 4б. 3г*
|
2а. 4а. 2б. 2г
|
Г
|
1г.2г*.3г.4г
|
4а.4б,1в.2в*
|
2а. 3а*.2б.3в
|
1а.1б.3б.4в*
|
* обозначен ведущий за этим столом, на данном этапе.
Затем каждая группа представляет свой вывод, отражающий обобщённое мнение группы, а члены группы дополняют и уточняют его. Ведущий резюмирует каждый вопрос, тему или проблему в целом, отмечает работу отдельных участников, указывает, кто был наиболее интересен и активен в обсуждениях по количеству выборов. Проводит коллективный анализ мнений участников о проделанной работе.