Файл: фандрайзинг лекции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.08.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» исторический факультет

кафедра истории древнего мира и средних веков

Инновационная образовательная программа

«Опережающая подготовка по прорывным направлениям развития науки, техники и гражданского общества на основе формирования инновационнообразовательного пространства классического университета в партнерстве с академической наукой, бизнесом, органами власти с использованием мирового опыта в области качества образования и образовательных технологий»

направление «Педагогическая инноватика»

ОСНОВЫ ФАНДРАЙЗИНГА

Учебное пособие

Екатеринбург

2008

58

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................

60

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ФАНДРАЙЗИНГА. ОСНОВНЫЕ

 

ПРИНЦИПЫ ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ............................

63

ЛЕКЦИЯ 2. ГРАНТЫ И ВИДЫ ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКИ.....................

70

ЛЕКЦИЯ 3. ФАНДРАЙЗИНГ И ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ75

ЛЕКЦИЯ 4. ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ: ЗАРУБЕЖНАЯ

 

ПРАКТИКА .........................................................................................................

81

ЛЕКЦИЯ 5. ОБРАЩЕНИЕ В ФОНДЫ.............................................................

86

ЛЕКЦИЯ 6. ФОНДЫ И ГРАНТОДАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ....................

94

ЛЕКЦИЯ 7. ПРОЕКТ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...........................

118

ЛЕКЦИЯ 8. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАЯВКИ.........................................................

126

ЛЕКЦИЯ 9. ВНУТРЕННИЙ МОНИТОРИНГ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЗАЯВКИ

.............................................................................................................................

158

ЛЕКЦИЯ 10. СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ...............................

164

ЛЕКЦИЯ 11. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА ................................................................

173

ЛЕКЦИЯ 12. ЭКСПЕРТИЗА КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ............

182

ЛЕКЦИЯ 13. ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРОЕКТУ.................................................

200

ЛЕКЦИЯ 14. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФАНДРАЙЗИНГА.........................

207

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................

220

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ...........................................................

223

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ.......

227

59


ВВЕДЕНИЕ

Фандрайзинг как целенаправленная работа по поиску и сбору средств на социально значимые проекты является новой сферой для отечественных исследователей в их профессиональной деятельности. Становление фандрайзинга как отдельного междисциплинарного направления связано с бурным развитием в последние десятилетия сектора некоммерческих организаций. Проведение фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и соотношение с интересами финансовых донаторов, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации. В фандрайзинге нуждается как организация, так и частное лицо, связанное с исследовательской и научно-преподавательской работой. Поэтому фандрайзинг может вестись человеком, представляющим как всю некоммерческую организацию или ее структурные подразделения (лаборатория, кафедра, сектор и др.), так и себя лично.

В настоящее время исследовательская работа не мыслима без участия исследователей в осуществлении краткосрочных и среднесрочных проектов, финансовую поддержку которых осуществляют различные отечественные и зарубежные фонды и грантодающие организации. Умение четко разработать заявку, презентовать программу мероприятий, нацеленных на достижение конкретных задач, является залогом успеха в деле проведения научных изысканий.

Разработка и реализация научных проектов в настоящее время является важной частью научной работы исследователя и работника высшей школы. При профессиональной подготовке магистров необходимо уделять должное внимание таким инновационным сферам научной деятельности, как поиск грантов, участие в национальных и международных

60

образовательных и исследовательских программах, осуществление проектных разработок.

Данный курс ориентирован на более глубокое ознакомление с новыми технологиями в области науки и образования, что в будущем позволит выпускникам легче адаптироваться к их профессиональной деятельности. Специальный курс способствует более основательной подготовке научных кадров, которые способны сотрудничать с коллегами в сфере международных научных проектов, в состоянии осуществлять научную работу при поддержке различных фондов и научнообразовательных программ. Предлагаемый специальный курс требует владения компьютерными технологиями, основами менеджмента, принципами научной работы.

В ходе освоения специального курса студенты получат знания о правильном составлении заявок и сопроводительных документов, приобретут навыки поиска фондов и программ посредством использования Интернет-ресурсов, овладеют методикой научного проектирования. Предлагаемый курс направлен на усвоение студентами инновационных компетенций, позволяющих вести научную и исследовательскую работу в конкурентной среде в проектном стиле.

В результате освоения данной дисциплины студент должен усвоить теоретические знания о принципах проектного менеджмента в научных исследованиях; приобрести практические навыки работы над проектом; освоить методы разработки и реализации социально значимых проектов; научиться планировать научно-исследовательскую деятельность, обрабатывать и представлять полученные результаты и отчетные материалы. В процессе освоения дисциплины у студентов формируются компетенции:

личностные (лидерство, способность принимать решения и подчиняться решению, способность распределить полномочия);

профессиональные (разработка всех этапов реализации проекта,

61


работа с фондами и грантодающими организациями, планирование исследовательской деятельности и обработка данных, анализ полученных результатов, обобщение данных, выявление тенденций и закономерностей, прогнозирование тенденций, написание отчетов, подготовка заявок, презентаций, работа с базами данных);

социальные (умение работать в группе, коллегиальность, ответственность, овладение нормами делового этикета, овладение принципами проектного стиля работы и т.д.).

Методическая новизна данного инновационного курса состоит в прикладной ориентации предлагаемого материала и активном использовании новых компьютерных технологий. Большое значение уделяется консультативной работе преподавателя, который курирует самостоятельную работу студентов над разработкой собственных проектов и выполнения практических заданий.

62

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ФАНДРАЙЗИНГА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В последнее время интенсивно развивается информационная и телекоммуникационная среда образования и науки в России. Это создает основу для вхождения России в мировое информационное пространство и стимулирует развитие горизонтальных связей в научно-образовательной сфере. Такое развитие фундаментальной науки и высшего образования соответствует приоритетам основных направлений грантовой поддержки международных и национальных фондов и программ.

Целью специального курса является подготовить магистрантов к работе в сфере международного сотрудничества в сфере науки и образования и научить основам планирования и реализации научных проектов.

Задачи курса

представить основные направления грантовой поддержки международных и национальных фондов и программ;

обучить основам работы с международными и отечественными грантодающими организациями;

познакомить с основными этапами разработки и выполнения научных

проектов Разработка и реализация научных проектов в настоящее время

является важной частью научной работы исследователя и работника высшей школы. Поэтому необходимо уделять должное внимание таким актуальным сферам научной деятельности, как поиск грантов, участие в национальных и международных образовательных и исследовательских программах, осуществление проектных разработок.

Понятие «Фандрайзинг»

63


Слово «фандрайзинг» имеет английское происхождение. Fund –фонд, источник, капитал, денежные средства, raise – поднимать, находить, собирать. Являясь калькой с английского, фандрайзинг представляет собой методику (в широком смысле) поиска источников финансирования.

Есть несколько близких определений термина фандрайзинг

1.фандрайзинг - это процесс сбора средств, которые используются как для реализации социально значимых программ и научных проектов.

2.фандрайзинг — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации определённого социального проекта. Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций,

фондов, правительственных организаций.

Становление фандрайзинга как отдельного междисциплинарного направления связано с бурным развитием в последние десятилетия сектора некоммерческих организаций (для которых используется аббривиатура НКО). Таким образом, в определение фандрайзинга необходимо внести одно существенное дополнение, а именно: фандрайзинг - это поиск источников финанасирования, необходимых для осуществления деятельности НКО, включая реализацию неприбыльных программ и проектов.

Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и соотношение с интересами финансовых донаторов, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации.

В фандрайзинг вовлечены и организация как юридическое лицо, так и

частное лицо, связанные с исследовательской и научно-преподавательской работой. Поэтому фандрайзинг может вестись человеком, представляющим

64

как всю некоммерческую организацию (НКО) или ее структурные подразделения (лаборатория, кафедра, сектор и др.), так и себя лично.

Следует особо подчеркнуть, что фандрайзинг - это не выпрашивание денег. Выпрашивают милостыню, а организация или лицо, которое работает в научно-образовательной сфере, нуждается не в подачках, а в пожертвованиях, сделанных осознано. Необходимо убеждать людей в необходимости вашей деятельности.

Чем лучше будет подготовлена кампания по сбору средств, чем продуманнее обращение за помощью, тем выше шансы эту помощь получить. Такая деятельность точно так же нуждаются в планировании, как и любая деятельность. И конечно, не существует никакой "магической формулы" для успешного фандрайзинга и никакого способа гарантированно получить деньги в ответ на просьбу. Однако если вы будете упорны в желании найти средства, если ваша организация будет известна своей надежностью и открыта для людей, если вы правильно подготовите обращения к потенциальным спонсорам и докажете, что их деньги необходимо отдать именно вашей, а не какой-либо другой некоммерческой организации (НКО), - то скорее всего вы эти деньги получите.

Для того, чтобы сбор средств шел эффективно, необходимо отметить следующее:

никогда не рассчитывайте только на один источник средств, каким бы надежным он ни казался.

вероятность получить деньги увеличится, если вы будете просить их не на поддержку своей организации, а на выполнение конкретного проекта, приносящего очевидную пользу обществу. И только какая-то часть полученных средств может быть направлена на развитие самой НКО.

65


при разработке стратегии сбора средств необходимо реалистично оценить, к каким источникам финансирования обращаться в том или ином случае и как подать свой проект в наиболее адекватной для конкретного донора форме.

чтобы процесс фандрайзинга был успешным, необходимо работать не только с самыми различными источниками средств, но и вести его постоянно.

Для успешного фандрайзинга также полезно:

9собирать досье на потенциальных спонсоров;

9учитывать свой прошлый опыт сбора средств;

9вести постоянный поиск источников финансирования.

Существует несколько общих правил успешного фандрайзинга, которые помогают добиться наибольших результатов:

1.Самое трудное заключается в поиске доноров, но попытайтесь поискать их вокруг себя, установить знакомство и постепенно разъяснять им суть Ваших проектов;

2.Грантодатели дают деньги не организациям, а людям. Поэтому, устанавливайте прочные связи со служащими организаций, ибо только так Вы сможете обеспечить долговременное финансирование Вашей организации;

3.Научитесь благодарить грантодателя, даже если Вы не получили поддержки. Этим Вы демонстрируете свое уважение к нему и укрепляете отношения;

4.Если Вы действительно серьезно решили заняться фандрайзингом, то посвящайте этому несколько часов в день. Во многих организациях появляются специальные должности, на которые берут служащего, в круг обязанностей которого входит рассылка информации о Ваших проектах, звонки донорам, встречи с ними, переписка с зарубежными

66

фондами. В некоторых организациях есть отделы , например международный отдел или отдел по инвестициям.

5.Практикуйтесь в фандрайзинге. Только посредством накопления опыта Вы сможете оценить свои идеи и проекты;

6.Научитесь правильно систематизировать информацию о донорах

(карточки, база данных и т.д.) и выходить с ними на контакт;

7.Научитесь быстро изменять суть проекта. Бывает и так, что к моменту рассмотрения Вашей заявки донором, ее идеи уже устарели;

8.После получения финансирования, никогда не прерывайте связь с грантодателем: передавайте ему любую информацию, связанную с Вашей организацией и не забывайте отправлять открытки по случаю праздников;

9.Сообщайте о себе только правду. Информацию, которую Вы сообщаете, могут проверить и в Ваших интересах не быть

заподозренном во лжи.

10.Если Вы уверены, что заполнение заявки в фонд является единственным средством получения финансовых средств, научитесь правильно и поэтапно работать с фондами (поиск, письмо-запрос, составление заявки, поддержание связи и др.), найдите консультанта и овладейте правильной стратегией фандрайзинга.

Начиная работу по фандрайзингу, нельзя рассчитывать на быструю материальную отдачу. Необходимо иметь изначальный запас прочности, т.к. первые средства от фандрайзинга могут поступить и через год, если не более. При хорошем фандрайзинге удовлетворяется как минимум 1 из 10 заявок. На написание заявки у одного фандрайзера уходит до 1 месяца, до выдачи гранта в среднем проходит не менее 6 месяцев. Таким образом, необходимо помнить о временном факторе, приступая к составлению заявки.

67