ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.08.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» исторический факультет
кафедра истории древнего мира и средних веков
Инновационная образовательная программа
«Опережающая подготовка по прорывным направлениям развития науки, техники и гражданского общества на основе формирования инновационнообразовательного пространства классического университета в партнерстве с академической наукой, бизнесом, органами власти с использованием мирового опыта в области качества образования и образовательных технологий»
направление «Педагогическая инноватика»
ОСНОВЫ ФАНДРАЙЗИНГА
Учебное пособие
Екатеринбург
2008
58
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... |
60 |
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ФАНДРАЙЗИНГА. ОСНОВНЫЕ |
|
ПРИНЦИПЫ ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ............................ |
63 |
ЛЕКЦИЯ 2. ГРАНТЫ И ВИДЫ ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКИ..................... |
70 |
ЛЕКЦИЯ 3. ФАНДРАЙЗИНГ И ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ75 |
|
ЛЕКЦИЯ 4. ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ: ЗАРУБЕЖНАЯ |
|
ПРАКТИКА ......................................................................................................... |
81 |
ЛЕКЦИЯ 5. ОБРАЩЕНИЕ В ФОНДЫ............................................................. |
86 |
ЛЕКЦИЯ 6. ФОНДЫ И ГРАНТОДАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.................... |
94 |
ЛЕКЦИЯ 7. ПРОЕКТ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ........................... |
118 |
ЛЕКЦИЯ 8. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАЯВКИ......................................................... |
126 |
ЛЕКЦИЯ 9. ВНУТРЕННИЙ МОНИТОРИНГ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЗАЯВКИ |
|
............................................................................................................................. |
158 |
ЛЕКЦИЯ 10. СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ............................... |
164 |
ЛЕКЦИЯ 11. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА ................................................................ |
173 |
ЛЕКЦИЯ 12. ЭКСПЕРТИЗА КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ............ |
182 |
ЛЕКЦИЯ 13. ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРОЕКТУ................................................. |
200 |
ЛЕКЦИЯ 14. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФАНДРАЙЗИНГА......................... |
207 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. |
220 |
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ........................................................... |
223 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ....... |
227 |
59
ВВЕДЕНИЕ
Фандрайзинг как целенаправленная работа по поиску и сбору средств на социально значимые проекты является новой сферой для отечественных исследователей в их профессиональной деятельности. Становление фандрайзинга как отдельного междисциплинарного направления связано с бурным развитием в последние десятилетия сектора некоммерческих организаций. Проведение фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и соотношение с интересами финансовых донаторов, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации. В фандрайзинге нуждается как организация, так и частное лицо, связанное с исследовательской и научно-преподавательской работой. Поэтому фандрайзинг может вестись человеком, представляющим как всю некоммерческую организацию или ее структурные подразделения (лаборатория, кафедра, сектор и др.), так и себя лично.
В настоящее время исследовательская работа не мыслима без участия исследователей в осуществлении краткосрочных и среднесрочных проектов, финансовую поддержку которых осуществляют различные отечественные и зарубежные фонды и грантодающие организации. Умение четко разработать заявку, презентовать программу мероприятий, нацеленных на достижение конкретных задач, является залогом успеха в деле проведения научных изысканий.
Разработка и реализация научных проектов в настоящее время является важной частью научной работы исследователя и работника высшей школы. При профессиональной подготовке магистров необходимо уделять должное внимание таким инновационным сферам научной деятельности, как поиск грантов, участие в национальных и международных
60
образовательных и исследовательских программах, осуществление проектных разработок.
Данный курс ориентирован на более глубокое ознакомление с новыми технологиями в области науки и образования, что в будущем позволит выпускникам легче адаптироваться к их профессиональной деятельности. Специальный курс способствует более основательной подготовке научных кадров, которые способны сотрудничать с коллегами в сфере международных научных проектов, в состоянии осуществлять научную работу при поддержке различных фондов и научнообразовательных программ. Предлагаемый специальный курс требует владения компьютерными технологиями, основами менеджмента, принципами научной работы.
В ходе освоения специального курса студенты получат знания о правильном составлении заявок и сопроводительных документов, приобретут навыки поиска фондов и программ посредством использования Интернет-ресурсов, овладеют методикой научного проектирования. Предлагаемый курс направлен на усвоение студентами инновационных компетенций, позволяющих вести научную и исследовательскую работу в конкурентной среде в проектном стиле.
В результате освоения данной дисциплины студент должен усвоить теоретические знания о принципах проектного менеджмента в научных исследованиях; приобрести практические навыки работы над проектом; освоить методы разработки и реализации социально значимых проектов; научиться планировать научно-исследовательскую деятельность, обрабатывать и представлять полученные результаты и отчетные материалы. В процессе освоения дисциплины у студентов формируются компетенции:
•личностные (лидерство, способность принимать решения и подчиняться решению, способность распределить полномочия);
•профессиональные (разработка всех этапов реализации проекта,
61
работа с фондами и грантодающими организациями, планирование исследовательской деятельности и обработка данных, анализ полученных результатов, обобщение данных, выявление тенденций и закономерностей, прогнозирование тенденций, написание отчетов, подготовка заявок, презентаций, работа с базами данных);
•социальные (умение работать в группе, коллегиальность, ответственность, овладение нормами делового этикета, овладение принципами проектного стиля работы и т.д.).
Методическая новизна данного инновационного курса состоит в прикладной ориентации предлагаемого материала и активном использовании новых компьютерных технологий. Большое значение уделяется консультативной работе преподавателя, который курирует самостоятельную работу студентов над разработкой собственных проектов и выполнения практических заданий.
62
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ФАНДРАЙЗИНГА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В последнее время интенсивно развивается информационная и телекоммуникационная среда образования и науки в России. Это создает основу для вхождения России в мировое информационное пространство и стимулирует развитие горизонтальных связей в научно-образовательной сфере. Такое развитие фундаментальной науки и высшего образования соответствует приоритетам основных направлений грантовой поддержки международных и национальных фондов и программ.
Целью специального курса является подготовить магистрантов к работе в сфере международного сотрудничества в сфере науки и образования и научить основам планирования и реализации научных проектов.
Задачи курса
•представить основные направления грантовой поддержки международных и национальных фондов и программ;
•обучить основам работы с международными и отечественными грантодающими организациями;
•познакомить с основными этапами разработки и выполнения научных
проектов Разработка и реализация научных проектов в настоящее время
является важной частью научной работы исследователя и работника высшей школы. Поэтому необходимо уделять должное внимание таким актуальным сферам научной деятельности, как поиск грантов, участие в национальных и международных образовательных и исследовательских программах, осуществление проектных разработок.
Понятие «Фандрайзинг»
63
Слово «фандрайзинг» имеет английское происхождение. Fund –фонд, источник, капитал, денежные средства, raise – поднимать, находить, собирать. Являясь калькой с английского, фандрайзинг представляет собой методику (в широком смысле) поиска источников финансирования.
Есть несколько близких определений термина фандрайзинг
1.фандрайзинг - это процесс сбора средств, которые используются как для реализации социально значимых программ и научных проектов.
2.фандрайзинг — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации определённого социального проекта. Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций,
фондов, правительственных организаций.
Становление фандрайзинга как отдельного междисциплинарного направления связано с бурным развитием в последние десятилетия сектора некоммерческих организаций (для которых используется аббривиатура НКО). Таким образом, в определение фандрайзинга необходимо внести одно существенное дополнение, а именно: фандрайзинг - это поиск источников финанасирования, необходимых для осуществления деятельности НКО, включая реализацию неприбыльных программ и проектов.
Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и соотношение с интересами финансовых донаторов, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации.
В фандрайзинг вовлечены и организация как юридическое лицо, так и
частное лицо, связанные с исследовательской и научно-преподавательской работой. Поэтому фандрайзинг может вестись человеком, представляющим
64
как всю некоммерческую организацию (НКО) или ее структурные подразделения (лаборатория, кафедра, сектор и др.), так и себя лично.
Следует особо подчеркнуть, что фандрайзинг - это не выпрашивание денег. Выпрашивают милостыню, а организация или лицо, которое работает в научно-образовательной сфере, нуждается не в подачках, а в пожертвованиях, сделанных осознано. Необходимо убеждать людей в необходимости вашей деятельности.
Чем лучше будет подготовлена кампания по сбору средств, чем продуманнее обращение за помощью, тем выше шансы эту помощь получить. Такая деятельность точно так же нуждаются в планировании, как и любая деятельность. И конечно, не существует никакой "магической формулы" для успешного фандрайзинга и никакого способа гарантированно получить деньги в ответ на просьбу. Однако если вы будете упорны в желании найти средства, если ваша организация будет известна своей надежностью и открыта для людей, если вы правильно подготовите обращения к потенциальным спонсорам и докажете, что их деньги необходимо отдать именно вашей, а не какой-либо другой некоммерческой организации (НКО), - то скорее всего вы эти деньги получите.
Для того, чтобы сбор средств шел эффективно, необходимо отметить следующее:
•никогда не рассчитывайте только на один источник средств, каким бы надежным он ни казался.
•вероятность получить деньги увеличится, если вы будете просить их не на поддержку своей организации, а на выполнение конкретного проекта, приносящего очевидную пользу обществу. И только какая-то часть полученных средств может быть направлена на развитие самой НКО.
65
•при разработке стратегии сбора средств необходимо реалистично оценить, к каким источникам финансирования обращаться в том или ином случае и как подать свой проект в наиболее адекватной для конкретного донора форме.
•чтобы процесс фандрайзинга был успешным, необходимо работать не только с самыми различными источниками средств, но и вести его постоянно.
Для успешного фандрайзинга также полезно:
9собирать досье на потенциальных спонсоров;
9учитывать свой прошлый опыт сбора средств;
9вести постоянный поиск источников финансирования.
Существует несколько общих правил успешного фандрайзинга, которые помогают добиться наибольших результатов:
1.Самое трудное заключается в поиске доноров, но попытайтесь поискать их вокруг себя, установить знакомство и постепенно разъяснять им суть Ваших проектов;
2.Грантодатели дают деньги не организациям, а людям. Поэтому, устанавливайте прочные связи со служащими организаций, ибо только так Вы сможете обеспечить долговременное финансирование Вашей организации;
3.Научитесь благодарить грантодателя, даже если Вы не получили поддержки. Этим Вы демонстрируете свое уважение к нему и укрепляете отношения;
4.Если Вы действительно серьезно решили заняться фандрайзингом, то посвящайте этому несколько часов в день. Во многих организациях появляются специальные должности, на которые берут служащего, в круг обязанностей которого входит рассылка информации о Ваших проектах, звонки донорам, встречи с ними, переписка с зарубежными
66
фондами. В некоторых организациях есть отделы , например международный отдел или отдел по инвестициям.
5.Практикуйтесь в фандрайзинге. Только посредством накопления опыта Вы сможете оценить свои идеи и проекты;
6.Научитесь правильно систематизировать информацию о донорах
(карточки, база данных и т.д.) и выходить с ними на контакт;
7.Научитесь быстро изменять суть проекта. Бывает и так, что к моменту рассмотрения Вашей заявки донором, ее идеи уже устарели;
8.После получения финансирования, никогда не прерывайте связь с грантодателем: передавайте ему любую информацию, связанную с Вашей организацией и не забывайте отправлять открытки по случаю праздников;
9.Сообщайте о себе только правду. Информацию, которую Вы сообщаете, могут проверить и в Ваших интересах не быть
заподозренном во лжи.
10.Если Вы уверены, что заполнение заявки в фонд является единственным средством получения финансовых средств, научитесь правильно и поэтапно работать с фондами (поиск, письмо-запрос, составление заявки, поддержание связи и др.), найдите консультанта и овладейте правильной стратегией фандрайзинга.
Начиная работу по фандрайзингу, нельзя рассчитывать на быструю материальную отдачу. Необходимо иметь изначальный запас прочности, т.к. первые средства от фандрайзинга могут поступить и через год, если не более. При хорошем фандрайзинге удовлетворяется как минимум 1 из 10 заявок. На написание заявки у одного фандрайзера уходит до 1 месяца, до выдачи гранта в среднем проходит не менее 6 месяцев. Таким образом, необходимо помнить о временном факторе, приступая к составлению заявки.
67