Файл: фандрайзинг лекции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.08.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ 13. ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРОЕКТУ

Отчет является ключевой фазой работы по проекту.

Сроки предоставления отчета. Предоставление отчетов должно осуществляться в сроки, указанные в договоре (контракте) о гранте. Небольшое отклонение от указанных сроков возможно, однако получатель гранта обязан согласовать с фондом предполагаемую задержку по предоставлению очередного отчета (болезнь, др. обстоятельства). Следует учитывать, что не все фонды предоставляют возможность корректировки сроков.

Форма предоставления отчета. Форма отчета регулируется грантодателем. Зачастую фонды принимают отчеты в произвольной форме. Принимают в печатном и электронном виде (при этом предпочтительным способом передачи отчета является электронная почта, но если необходимо визирование, то по почте).

Необходимые реквизиты. Шапка отчета должна содержать следующую информацию:

название организации – грантополучателя название проекта номер гранта период действия гранта отчетный период

контактная информация (Ф.И.О., телефон)

Отчет состоит из 2 частей: аналитический (содержательный) и финансовый отчет.

Отчеты бывают промежуточные (недельные, месячные, квартальные, годовые) и итоговый (финальный).

Промежуточный отчет.

200

1.Цель промежуточного отчета – представление фонду оперативной информации о ходе выполнения проекта.

2.Структура промежуточного отчета может опираться на пункты, обозначенные в договоре (контракте) как ожидаемые результаты и план-график выполнения проекта.

3.Промежуточный отчет содержит аналитическую оценку каждого пункта ожидаемых результатов. ПО мере реализации проекта желательно сообщать не только о ходе выполнения мероприятий и их непосредственных результатах, но и постепенных сдвигах, качественных изменениях, происходящих в результате развития проекта. Вы должны показать, что реально изменилось после каждого их проведенных мероприятий, насколько это возможно до завершения проекта в целом.

4.В промежуточный отчет также включается приложение с документами, подтверждающими фактическое выполнение мероприятий проекта: программы семинара, конференции, тексты доклада, экземпляр материалов, резюме преподавателей – участников, список выступивших на семинаре, анкеты, брошюры, издания, отзывы и рецензии, БД на дискетах, статьи, видеоматериалы и прочее.

5.Желательно, чтобы промежуточный отчет содержал информацию о коррективах, внесенных в проект за отчетный период, и их обоснование (изменение команды исполнителей, изменение тематики занятий, изменение региона, изменение сумм расходов по утвержденным статьям бюджета ит.д.). Конечно, при этом необходимо четко понимать, насколько допустимы те или иные изменения (особенно в бюджете проекта).

6.Отчет должен отражать только ту деятельность, которая происходит в рамках проекта. Если Вы хотите проинформировать фонд о Вашей общей работе в целом, это можно вынести в отдельный раздел

201


отчета «Дополнительная информация». Иначе может сложиться представление о том, что вы пытаетесь общую деятельность всей организации представить как работу по проекту.

7.Если в рамках проекта Вы сотрудничаете с другими организациями

(например, проводите совместные семинары), объясните, что делала и оплачивала каждая организация.

Заключительный (итоговый) отчет В заключительном отчете необходимо предоставить краткую

обобщающую информацию по всем мероприятиям проекта.

Обычно фонды формулируют инструкции или требования по подготовке отчета.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТОВ ПО ПРОЕКТАМ РГНФ

В соответствии с условиями конкурсов РГНФ руководители всех поддержанных проектов обязаны ежегодно представлять в Фонд научные и финансовые отчеты по установленным формам и в установленные сроки.

Руководители проектов, получивших финансовую поддержку Фонда, представляют в РГНФ научный и финансовый отчеты на весь объем финансирования проекта.

Руководители проектов несут персональную ответственность за своевременное представление правильно оформленных отчетов.

Сроки представления отчетов — до 15 декабря отчетного года

(включительно).

Общие правила представления отчетов

Отчет по проекту должен полностью соответствовать исходной заявке.

Если в соответствии с исходной заявкой срок выполнения проекта истекает в текущем году, то руководитель такого проекта обязан представить в РГНФ итоговый отчет.

202

Если в соответствии с исходной заявкой планировалось продолжение работы над проектом в следующем году, то решение о продолжении финансирования этого проекта будет принято советом Фонда на основании экспертизы научного и финансового отчетов. Результаты экспертизы сообщаются руководителю проекта. Если результаты экспертизы отрицательны, то финансирование проекта со следующего года прекращается.

К отчетам по научно-исследовательским проектам обязательно прилагаются: библиографический список публикаций, подготовленных в рамках выполнения проекта, и публикации в 1 экз. (оттиски или ксерокопии опубликованных статей, книги, распечатки электронных публикаций, ксерокопии опубликованных тезисов докладов на конференциях и принятых

кпечати рукописей статей).

Всоответствии с условиями конкурсов РГНФ, в публикациях обязательно должно содержаться упоминание о финансовой поддержке проекта Фондом. Невыполнение данного условия может явиться основанием для отрицательной оценки отчета по проекту.

При отсутствии публикаций необходимо представить дополнительно развернутый научный отчет (объемом 10–12 стр.).

Отчеты по проектам организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т.д.), а также опубликованные материалы представляются в течение 1 месяца после проведения мероприятия. Материалы, изданные позднее, высылаются дополнительно.

Руководители проектов, не представившие научный или финансовый отчет в установленные сроки либо получившие отрицательную экспертную оценку отчета, лишаются права участвовать в конкурсах Фонда в течение 5 лет. Списки этих руководителей вносятся в базу данных Фонда и по решению совета Фонда могут быть опубликованы в «Вестнике РГНФ» и на веб-сайте РГНФ.

203


Если по итогам рассмотрения отчетов выяснится, что руководство организации, через которую осуществляется финансирование, не выполняет взятых на себя обязательств по финансово-организационному и техническому обеспечению работы над проектами, получившими поддержку РГНФ, либо нарушает правила использования выделенных Фондом средств, Фонд вправе предложить руководителю проекта сменить организацию — адресат финансирования.

Научные и финансовые отчеты проходят многоэтапную независимую экспертизу, в ходе которой оцениваются научные результаты работы, ее новизна, актуальность для данной отрасли знаний, вклад теоретического, методологического, методического или прикладного характера, самостоятельный характер исследования, оригинальность содержания работы, перспективы реализации выполненного исследования. Также оценивается:

·в какой степени выполнен заявленный в проекте план работы;

·как отражены результаты работы в публикациях, указанных в отчете;

·насколько содержание публикаций, указанных в отчете, соответствует проблематике проекта;

·обоснованность научных командировок и их соответствие теме исследования;

·обоснованность фактических расходов по проекту.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТОВ ПО ПРОЕКТАМ РФФИ

По всем конкурсам к рассмотрению принимаются только те отчеты, которые оформлены с помощью интерактивной (через Интернет) системы "Грант-Экспресс". Цикл оформления состоит из следующих этапов: регистрация персоны руководителя проекта; подготовка и регистрация отчета. После регистрации электронной формы отчета в системе «ГрантЭкспресс» руководитель проекта должен распечатать, подписать и

204

представить в РФФИ один печатный экземпляр отчета. Отчеты, не зарегистрированные в системе «Грант-Экспресс» и представленные по факсу, по e-mail или на дискетах, не регистрируются и не рассматриваются.

Общие положения. Если в соответствии с исходной заявкой срок финансирования проекта истек в в отчетном периоде, то отчет является итоговым (в этом случае за отчетный период принимаются все те годы, в течение которых проект выполнялся при поддержке РФФИ). Руководители таких проектов должны представить в РФФИ краткий научный отчет за весь отчетный период, а также финансовый и развернутый научный отчеты только по итогам последнего года. Если руководители завершенных проектов подали новые заявки на конкурсследующий год, то решение по этим заявкам будет приниматься с учетом эффективности их работы по предыдущему проекту (на основании отчетов). Срок выполнения проекта не продлевается.

Если в соответствии с исходной заявкой выполнение проекта должно быть продолжено в следующем году, то решение о финансировании этого проекта будет принято Советом Фонда на основании экспертного рассмотрения научных и финансовых отчетов по итогам работы в отчетном году. Результаты рассмотрения будут представлены на сайте РФФИ. В случае неудовлетворительной оценки промежуточного отчета финансирование проекта со следующего года прекращается.

Одним из основных условий предоставления Фондом финансовой поддержки является обязательство ученых сделать результаты исследований общественным достоянием, опубликовав их с упоминанием о поддержке этих исследований РФФИ, в том числе непременно и в российских изданиях. В частности, обязательным условием для участников конкурсов РФФИ является их согласие на опубликование Фондом научных отчетов по проекту в печатной и электронной формах.

Экспертиза. Отчеты проходят многоэтапную независимую экспертизу, в ходе которой, в частности, выясняются следующие вопросы:

205


насколько выполнена заявленная ранее программа работ предыдущего этапа;

обоснованность фактических расходов по проекту;

возможности дальнейшего использования получаемых результатов, области и масштабы их применимости.

206

ЛЕКЦИЯ 14. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФАНДРАЙЗИНГА

Деятельность некоммерческих организаций и грантодающих благотворительных фондов и организаций регулируется законодательными и нормативно-правовыми актами.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (извлечение)

Статья 39.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Законодательные и нормативно-правовые акты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11 августа 1995 г. О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (извлечение)

Раздел I. Общие положения.

Статья 1. Благотворительная деятельность. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Статья 2. Цели благотворительной деятельности. 1. Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

207


-подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

-оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами,

-предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

-содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

-содействия защите материнства, детства и отцовства;

-содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

-содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения

морально-психологического

состояния

граждан;

-содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

-охраны окружающей природной среды и защиты животных;

-охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

2. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Статья 4. Право на осуществление благотворительной деятельности.

1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы

208

выбора

ее

целей.

2.Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

3.Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

Статья 5. Участники благотворительной деятельности. Под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители,

добровольцы,

 

 

 

благополучатели.

Благотворители

-

лица,

осуществляющие

благотворительные

пожертвования в формах:

бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях)

выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований. Добровольцыграждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах

209