ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.08.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
92
• критерий оценки успеха проекта.
7.Ваша заявка должна быть написана понятно и правильным английским или русским языками (согласно требованиям конкретной донорской организации).
8.Не отсылайте данные, которые не требует фонд. В случае, если фонд не настаивает на получении заявки или листа-запроса факсом или через e- mail, отсылайте их почтой. Некоторые фонды имеют электронные аппликационные формы.
9.Сделайте так, чтобы Вас и Вашу организацию хорошо знали в данной области, завяжите тесные связи, сделайте хорошую рекламу Вашей работе. Нельзя недооценивать значения неформального общения с донорами.
10.Если Вы получили грант, четко придерживайтесь требований касающихся отчета или оценки работы. Неисполнение этих требований и условий может привести к созданию отрицательной репутации Вашей организации и Вашей деятельности. Определите все ограничения и обязанности с Вашей стороны, которых Вы должны четко придерживаться. Не тяните с выражением благодарности.
Тот человек, у которого вы просите деньги, заслуживает вашей симпатии хотя бы за то, что он может захотеть вам их дать. Сегодня он может сказать "нет", но если вы будете упрекать его в этом, он никогда не пойдет вам навстречу.
Самые важные моменты, относящиеся к переговорам с потенциальным спонсором, можно свести в некую таблицу:
+ |
- |
|
|
|
|
Будьте внимательны |
Не "наезжайте" |
|
|
|
|
92
93
Будьте доброжелательны
Умейте слушать
Будьте компетентны
Выражайте свои мысли коротко и ясно
Просите определенную сумму
Говорите о будущем
Приводите примеры поддержки
Благодарите
Помните о цели визита
Помните, что ваш собеседник – тоже человек
Умейте показать результаты
Не перебивайте
Не старайтесь "перевербовать"
Не отвечайте на вопрос, если не знаете ответа
Не отвечайте на вопрос, если вам его НЕ задали
Не "хвастайтесь" бедностью и убогостью
Не обижайтесь
Не обманывайте даже по мелочам
Не "канючьте"
Не спорьте Никогда не опаздывайте
Не превращайте разговор в монолог
93
ЛЕКЦИЯ 6. ФОНДЫ И ГРАНТОДАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Благотворительные фонды и международные донорские организации Благотворительные фонды (БФ) - наиболее распространенный источник финансирования НКО, по крайней мере в странах СНГ. Согласно данным Центра Европейских Фондов (EFC), в США зарегистрировано около 40 тысяч подобных организаций, в Европе их количество колеблется от 80 до 100 тысяч. Годовые бюджеты фондов очень сильно различаются: от десятков тысяч до сотен миллионов долларов. Но даже если принять за средний бюджет полмиллиона долларов, то можно только представить, о каких суммах, выделяемых на финансирование общественных инициатив, идет речь.
Существуют несколько типов благотворительных фондов. Исходя из источников финансирования БФ подразделяются на ассоциированные (корпоративные) фонды, которые создаются и финансируются определенной коммерческой структурой (например IBM Foundation). Это наиболее распространенный вид БФ; государственные (межгосударственные) фонды (донорские организации), которые создаются и финансируются правительством одной или нескольких стран (USAID, TACIS); независимые (частные) фонды, которые создаются и финансируются частным лицом или группой лиц, как правило, связанных родственными узами (MacArthur Foundation).
Широкое распространение во всем мире благотворительные фонды, и в первую очередь корпоративные, получили в силу ряда причин. Отметим наиболее важные причины благотворительной деятельности фондов:
1. Льготы по налогообложению. Законодательство многих стран допускает использование доли прибыли (дохода) коммерческих структур на благотворительные цели вместо уплаты соответствующих налогов. Аргументы с позиции правительства достаточно очевидны: БФ выделяют средства на финансирование социально значимых программ и проектов,
94
реализуемых, как правило, через НПО. Таким образом, организации берут на себя выполнение части задач государственных органов: оказание помощи инвалидам, малообеспеченным, работа с детьми и молодежью, просвещение граждан и т.д.
2.Решение социальных задач и развитие местного сообщества. БФ решают важную социальную задачу - оказание помощи по развитию гражданских инициатив, решению социально-экономических проблем местных сообществ.И как следствие –
3.повышение социального имиджа БФ и его учредителей. Американский финансист и филантроп Джордж Сорос известен практически всему миру не по результатам своей коммерческой деятельности, отголоски которой иногда долетают до нас, а благодаря созданной им сети БФ "Гражданское общество", которая представлена в Украине Международным Фондом "Возрождение" и рядом других благотворительных структур.
4.Общественное признание, повышение социального имиджа неминуемо приводят к экономическим выгодам, которые состоят в привлечении новых клиентов из числа НКО и их клиентов, прямой и косвенной рекламе, предоставляемой НКО спонсору. В некоторых случаях благотворительность является исключительно выгодным вложением капитала. Например, известны благотворительные программы, финансирующие фундаментальные исследования. Предоставляя небольшой грант на проведение исследования, донор получает доступ к результатам проекта, "ноу-хау", экономический эффект от внедрения которого в тысячи раз превосходит вложенные средства. Другой пример - программы финансовой поддержки образования молодежи из стран третьего мира, которые позволяют выбрать наиболее перспективных и талантливых и таким образом обеспечивают "отток мозгов" в экономически развитые страны.
95
Благотворительные фонды также различаются по видам осуществляемой деятельности. На основании этого критерия выделяются:
фонды, предоставляющие гранты, организации, основной целью деятельности которых является организация и проведение программ грантов (Mott Foundation);
фонды прямого действия - организации, получающие финансирование для реализации собственных программ (предоставление услуг, проведение исследований, тренингов и т.д.) - International Foundation for Social Adaptation;
фонды, предоставляющие гранты и одновременно реализующие собственные программы (Freedom House);
фандрайзинговые фонды - организации, основной целью деятельности которых является поиск финансирования для реализации грантовых или собственных программ. Основное отличие фандрайзинговых фондов состоит в том, что они не имеют одного или нескольких постоянных спонсоров (учредителей), обеспечивающих их финансирование, а занимаются фандрайзингом наравне с другими НКО.
По географическому признаку БФ можно разделить на:
местные фонды - организации, оказывающие благотворительную помощь на определенной территории (села, района, города, области и т.д.);
национальные фонды - организации, деятельность которых распространяется на всю территорию страны;
международные фонды - организации, деятельность которых
распространяется на территорию двух и более стран.
Существуют и другие классификации БФ, например, по сфере интересов они подразделяются на экологические, фонды развития местного сообщества, социальной адаптации и т.д.; по социальной ориентации
96
выделяются фонды, оказывающие помощь инвалидам, пенсионерам, женщинам, ученым.
В связи с широким развитием в последнее время международной информационной сети Интернет стали возникать виртуальные фонды - благотворительные организации, осуществляющие программы грантов непосредственно в режиме on-line.
Основные формы финансирования, осуществляемые БФ:
1.грант - благотворительное пожертвование (взнос), предоставляемое донорской организацией для реализации неприбыльного проекта или программы;
2.беспроцентная возвратная финансовая помощь (возвратный грант) предоставляется НКО для реализации проектов, предполагающих получение доходов в результате осуществления деятельности по проекту. Возвратная финансовая помощь предполагает полный или частичный возврат предоставленного финансирования;
3.оплата услуг - оплата (на договорной основе) услуг, предоставляемых НКО донорской организации (проведение семинаров, исследований).
Кроме оказания помощи в виде грантов существуют и другие особенности работы с донорскими организациями:
Высокая степень конкуренции. Грантовые программы известных донорских организаций собирают 400 и более проектов, из которых отбирается для финансирования обычно не более десяти процентов.
Заявка на финансирование подается в виде проекта.
Отбор проектов для финансирования происходит на конкурсной основе. Особые правила подачи проектов. Как правило, проектные заявки составляются на основании аппликационных форм. Аппликационная форма (специфическая форма анкеты) представляет собой набор разделов, освещение которых является обязательным. У некоторых БФ
97
аппликационные формы разработаны настолько подробно, что подотовка проекта по сути сводится к ответам на вопросы анкеты.
Определенные правила рассмотрения проектов. Процедура рассмотрения проектов обычно происходит в несколько этапов. На первом этапе проекты проверяются менеджерами программы с точки зрения их соответствия приоритетам программы грантов и правильности оформления документов. На втором этапе проекты рассматриваются членами специальных экспертных комиссий, принимающих решения о финансировании. На третьем этапе проекты утверждаются директором (правлением) БФ. В отдельных случаях эта процедура бывает еще более сложной. Например, экспертная комиссия проводит отбор в несколько туров (этапов), либо национальные представительства международных БФ отправляют отобранные проекты на утверждение в центральные офисы.
Значительные сроки рассмотрения проектов. Как правило, процедура рассмотрения проектов (с момента подачи заявки до начала финансирования) занимает от трех до 12 месяцев. Реальные сроки рассмотрения необходимо учитывать во время подготовки проекта, поскольку он может "морально устареть" еще до начала финансирования.
Специфические правила отчетности по проекту. Ведение документации, оформление и подачи отчетов по грантам предполагает наличие специальных навыков и умений от директора и бухгалтера проекта.
Типы доноров:
I. Государственные доноры (Агентство по международному развитию США (USAID), Шведское Агентство по международному развитию SIDA, Малые проекты при содействии Посольства Королевства Нидерландов МАТRА)
II. "Получастные" доноры (World Learning, Фонд Евразия, IREX).
III. Частные доноры:
98
а) независимые фонды (фонд МакАртуров, фонд Сороса - ИОО, фонд Форда);
б) ассоциированные фонды (Xerox Foundation, Арр1е, Неw1еtt Расkсаrd); в) фонды прямого действия, местные фонды.
IV. Частные организации-посредники (ISAR, СЦПОИ).
Ограничения фондов:
сфера деятельности и цели (например, содействие развитию гражданского общества, реформы образования и пр.);
социальная группа (наркоманы, молодежь, женщины, бездомные);
географический регион (Россия, страны СНГ, Восточная Европа);
тип получателя (организация/ граждане);
виды поддержки (субсидии на приобретение оборудования, на проведение конференций, первоначальные вложения в обустройство организаций, на исследования);
продолжительность проекта (обычно год, может быть полгода, 2 года);
бюджет проекта и долевое участие организации (общая запрашиваемая
вфонде сумма и доля собственного финансового или материальнотехнического вклада заявителя).
Фандрайзинг, т.е. поиск источников финансирования - предмет, в принципе знакомый российским некоммерческим организациям. А вот получение средств от благотворительных фондов является традиционным скорее для зарубежных аналогичных структур. И это далеко не случайно - только в США таких фондов свыше 40 тысяч, их активы составляют более 3 процентов валового внутреннего продукта.
В последнее время все больше фондов распространяют свою деятельность на территорию России, создают свои представительства. Это последнее обстоятельство, безусловно, приближает потенциального благотворителя и существенно облегчает процедуру подачи заявки в фонд для участия в конкурсе проектов на получение гранта. Таким образом,
99