ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.08.2024
Просмотров: 199
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Основные задачи медико-социальной экспертизы:
Технология проведения и организации медико-социальной экспертизы
Методика установления опеки и попечительства.
Особенности социальной работы с субъектами опеки и попечительства.
Особенности социальной работы с объектами опеки и попечительства.
Виды консультирования, применяемые в технологии социальной работе.
Методы консультирования в технологии социальной работы.
Методика организации и проведения консультирования. Этапы проведения консультирования.
Методика посреднической деятельности.
Методика проведения первичного приема.
В процессе консультирования не следует начинать общение с клиентом словами: «Я думаю ...», «Я чувствую ...». Золотое правило: выслушать клиента полностью и затем реагировать на мнение клиента, его вопросы и поставленные проблемы. Лишь когда клиент продемонстрирует потребность в помощи, проанализировать его действия и определиться с советами и рекомендациями. В этом случае уместно использование фраз: «Вы полагаете ...», «Вы чувствуете ...», чтобы дать возможность клиенту прислушаться к себе.
Следует учитывать, что на результаты консультации большое влияние оказывает мнение, бытующее среди ближайшего окружения клиента. Социальная среда, или обстановка, в которой проводится консультация, способны вызвать к жизни различные ассоциации и воздействовать на варианты социальной помощи, которые могут по-разному повлиять на действенность усилий консультанта по социальной работе: положительно, негативно или нейтрально. Предвидеть характер влияния среды и обстоятельств — также входит в задачу консультанта.
По мере накопления и обогащения опыта социальной работы, развития социальных служб и расширения спектра оказываемых услуг складывается целостная модель технологии консультирования, соответствующая конкретным нуждам населения и национальному менталитету. Это эволюционный процесс и количественных, и качественных накоплений, который продолжается непрерывно, ибо уникальный опыт и знания специалистов социальной работы приобретают все большее значение в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания.
В социальной работе с инвалидами консультирование выполняет ряд функций: информирующую, развивающую, проблемно-ориентирующую, фасилитирующую, коммуникативную, адаптирующую.
Технология консультирования очень близка технологии посреднической деятельности социального работника. Посредничество как вид деятельности широко и с успехом используется во всех сферах жизнедеятельности человека: экономике, политике, при разрешении социальных конфликтов. Обстановка напряженности, конфликты, споры наносят значительный ущерб как физического, материального, так и социального, нравственно-духовного порядка. Помочь сторонам устранить морально-психологические препятствия, достичь взаимных уступок и договоренности, объединить участников конфликта или спора для решения жизненно важных проблем — задача посреднической деятельности.
Посредничество — одна из функций социальной работы. Существуют определенные организационные, методические, психологические и нравственные условия, при которых возможно посредничество и обеспечение результативности совместных действий.
Социальный работник в силу характера своей деятельности объективно выступает в роли посредника между государством или общественными организациями, представителем которых он чаще всего является и клиентом, которому необходима социальная помощь в решении той или иной проблемы.
В настоящее время особенно велика потребность в услугах социального работника, что обусловлено отсутствием стабильности в обществе, причем по многим направлениям. Люди нуждаются в самых разных услугах специалистов социальной работы, и они обращаются к ним за посреднической помощью по экономическим, административным, трудовым, юридическим, бытовым и другим вопросам.
Посреднические услуги могут быть сгруппированы по таким направлениям, как посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом; между организациями и учреждениями; между специалистами разной ведомственной подчиненности; между клиентами социальных групп и институтов, а также как межличностное посредничество.
В процессе социального консультирования принято выделять несколько этапов.
Подготовительный этап консультирования. На данном этапе устанавливается график и очередность консультаций. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущих клиентах, проводит предварительные беседы с официальными лицами и людьми из ближайшего окружения клиента. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы воздействия и стиль общения с клиентом.
Основной этап консультирования – это беседа специалиста по социальной работе с инвалидом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включат несколько обязательных стадий, переходящих друг в друга.
Первая стадия – психологическая настройка консультанта. Она начинается задолго до приглашения клиента в кабинет и завершается первыми словами приветствия. Специалист по социальной работе освежает в памяти всю сумму сведений о клиенте, намеченный на предварительном этапе план и оптимальный вид консультирования.
Вторая стадия – взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. Первое, что должен сделать консультант после приветствия – предложить инвалиду удобно расположиться в кабинете, если есть необходимость, то и помочь в этом. Необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжения и устанавливается психологический климат, взаимопонимание между участниками беседы.
Третья стадия – обсуждение повода для обращения. Специалист уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение либо об ее самостоятельном проведении, либо о привлечении к беседе других специалистов. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель и задачи консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиентов, его права и обязанности. При этом специалист должен убедиться в том, что он понят инвалидом и готов к совместной работе.
Четвертая стадия – так называемая стадия «исповеди». Консультант задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: «Расскажите подробно, что Вас привело ко мне?». Этот вопрос дает начало стадии «исповеди», во время которой человек имеет возможность «выговориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей времени основного этапа консультации. На стадии «исповеди» консультант большую часть времени молчит, активно слушая, поддерживает клиента, выражая ему свой интерес сочувствие средствами невербальной коммуникации. При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной линии повествования инвалида. В процессе взаимодействия с инвалидом консультант должен быть и толерантным к молчанию клиента, и уважителен к особенностям речи и поведения консультируемого.
Пятая стадия – фаза активного расспроса клиента и получения дополнительной информации. Специалист задает ряд целенаправленных вопросов для уточнения источников и содержания проблемы инвалида. В результате пятой стадии специалист формирует обоснованное мнение о причинах затруднений клиентов и намечает конструктивные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает своего мнения инвалиду.
Многие исследователи и практики утверждают, что активное вовлечение инвалида в консультативный процесс является решающим моментом для успешного консультирования. Специалист по социальной работе ответственен за помощь клиенту в том, чтобы последний стал активным лицом в процессе обсуждения его проблем: удовлетворенность этим процессом консультируемого возрастает по мере его вовлеченности. Подобное достигается только тогда, когда специалист принимает, уважает клиента и рассматривает его как значимого человека, помогает ему увидеть собственные потенциальные возможности. Центральный момент консультации – процесс взаимодействия специалиста и клиента, установление доверительных отношений между ними. Консультируемый рассматривается как равный, а не подчиненный и, следовательно, имеет равные права в процессе принятия решения.
Шестая стадия консультирования является решающей по своей значимости и требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. Содержание этой стадии – совместная интерпретация проблем инвалида. Консультанту не следует в резкой форме предъявлять свое понимание ситуации клиенту. Следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемыми интерпретациями. Если согласие достигается, то данная версия принимается за основу обоими участниками консультирования. Но если предположение не вызывает никакой реакции и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится от него отказаться и искать другое решение. Шестую стадию можно считать успешно завершенной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин проблемы и трудностей клиента.
Седьмая стадия направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента. В этот период работы полезна детальная проработка наиболее сложных для инвалида новых моделей поведения.
Восьмая стадия – завершение общения с клиентом. Ее суть состоит в оценке эффективности консультации методом совместного обсуждения. Инвалиду предлагается высказать свое мнение о проделанной работе. Специалист по социальной работе дает окончательную оценку успешности консультации. Если проблему не удалось решить за одну встречу, намечается дата повторной консультации, и ее примерная программа.
Заключительный этап консультирования наступает после завершения совместной работы с клиентом. Консультант окончательно осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и социальным окружением инвалида с целью оптимизации условий для решения его проблем.
Соблюдение технологических этапов социального консультирования инвалидов еще не дает полной гарантии успешности процесса. Консультанту необходимо обратить внимание, как на собственную подготовку, так и на организационные моменты встречи с клиентом.
Методика посреднической деятельности.
Специалисты социальных служб в процессе своей деятельности устанавливают и развивают функциональные связи с различными профильно специализированными организациями и учреждениями, к которым они могут направлять клиентов. Специалист социальной работы в качестве посредника в обязательном порядке выясняет соответствие требований клиента профилю деятельности тех учреждений, которые могут оказать профессиональную, компетентную помощь.
Для этого необходима диагностика личностной проблемы. Быть осведомленным о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями, входит в число обязанностей социального работника. Это позволяет ему быстро реагировать на проблему, оценивать ее и давать клиенту четкие разъяснения о том, кто и как может ему помочь.
Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.
Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:
1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;
2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;
3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.
Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов.
1. Простейшим приемом является выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Этот прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры социальной помощи, дома-интернаты, приюты, детские дома, дома для ветеранов и т.д. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом.
2. Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.