ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.08.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении ему следует обратиться.

4. Прежде чем направить в учреждение клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить необходимые сведения о клиенте.

5. Полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.

Эти организационные приемы дают возможность клиенту быстро связаться с необходимыми учреждениями, облегчают поиски необходимого учреждения социальной службы.

Социальный работник в качестве посредника обязан проверить и убедиться, что контакт состоялся и помощь клиенту оказана.

— Для этого необходимо, чтобы клиент сообщал ему о результатах первого контакта с учреждением, свое отношение и оценку результатов визита.

— Пока контакты у клиента не станут прочными, социальный работник должен держать ситуацию под контролем.

Перечисленным, естественно, не исчерпываются приемы, которые помогают решать проблемы, с которыми клиент может столкнуться в учреждении. Однако контроль со стороны социального работника очень важен для психологической поддержки клиента. Это помогает ему обрести уверенность, ощутить заботу и внимание, что в значительной мере способствует разрядке возможной конфликтной ситуации. Таковы некоторые технологические приемы посреднической деятельности социального работника.


Методика проведения первичного приема.

Первичный прием – вид социального консультирования, в ходе которого специалист по социальной работе проводит сбор информации о факторах, приводящих к трудной жизненной ситуации обратившегося гражданина (категория клиента, возраст, данные о фактическом и реальном месте проживания, месте работы, наличие детей в возрасте до 18 лет), оказывает социально-консультативную помощь. На первичном приеме консультант осуществляет выбор методов для наиболее эффективного решения проблемы клиента.

Социально-консультативная помощь ориентирована на психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предполагает:

1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

2) работу с семьями клиентов;

3) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве клиентов;

4) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем клиентов;

5) правовую помощь в пределах компетенции социальной службы;

6) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для клиентов.

Важно учитывать следующие условия эффективности проведения первичного приема:

1. Специалист по социальной работе проводит раннюю диагностику и дифференциальную диагностику трудной жизненной ситуации (преобладание объективных или субъективных факторов в возникновении проблемы клиента, которую он не может разрешить самостоятельно).

2. Специалист по социальной работе выявляет дополнительные факторы, составляющие трудную жизненную ситуацию на момент первичного посещения, что позволяет в процессе оказания помощи ее дифференцировать. В ходе анализа информации, наличия соответствующих документов нередко устанавливается, что клиент и его семья пережили экстремальную ситуацию. В данном случае экстренно предоставляются социальные услуги в условиях данного отделения социальной службы, а также в зависимости от тяжести экстремальной ситуации специалист рекомендует полустационарное или стационарное социальное обслуживание для получения дополнительных социальных услуг.

3. Следует учитывать и психотерапевтический эффект демонстрации клиенту в понятной ему форме на первичном приеме положительных изменений в его трудной жизненной ситуации, тем более, если объективное заключение специалиста по социальной работе совпадает с субъективными ощущениями клиента.


Первичный прием как вид социального консультирования включает:

Подготовительный этап. Специалист по социальной работе готовит документы для проведения первичного приема: перечини предоставляемых социальных услуг для каждой категории клиентов, патронируемых данным отделением (отделом) социальной службы, проверяет наличие бланков заявлений о предоставлении социальных услуг, образцов заполнения данных документов. Консультант психологически настраивается на длительный и непрерывный коммуникативный процесс, с гражданами, пережившими трудную жизненную ситуацию.

1.Ознакомительный этап. Специалист по социальной работе устанавливает отношения сотрудничества и выявляет причины, побудившие клиента к обращению в социальную службу. Во время беседы с клиентом он получает объективную информацию о факторах трудной жизненной ситуации и уточняет основной из них, который незамедлительно разрешается. На этом этапе осуществляется документирование полученной информации в журнале первичного приема граждан, где отражаются сведения о принятых клиентах, причинах обращения, объемах и видах оказанных услуг.

2.Диагностический этап. Специалист по социальной работе осуществляет диагностику и проводит анализ проблемы.

3.Идентификационный этап. Специалист по социальной работе совместно с клиентом формулируют проблему и определяют цель проведения первичного приема. Первичный прием помогает специалисту по социальной работе восстановить картину развития трудной жизненной ситуации клиента и прогнозировать ее изменение на ближайшую перспективу, что существенно для выбора методики оказания помощи.

4.Этап планирования предполагает разработку плана действий по разрешению трудной жизненной ситуации.

5.Этап предоставления конкретной социальной услуги.

6.Завершающий этап. Специалист по социальной работе совместно с клиентом проводят оценку результатов первичного приема. Эффективность проведения первичного приема определяется с помощью метода совместного обсуждения, в ходе которого резюмируется перечень социальных услуг для данного конкретного человека и его семьи, выясняется, как изменилось эмоциональное состояние клиента, осознание причин его трудной жизненной ситуации в процессе проведения данной формы технологии социальной работы.


Методика проведения коллективно-творческого дела

В методике коллективного творческого воспитания выделяют четыре основных компонента:

· коллективная деятельность по улучшению окружающей жизни,

· обязательное проявление творчества,

· сменяемость всего актива,

· особая позиция педагога.

В каждом деле проявляется сущность коллективного творческого взаимодействия. Дело (а не мероприятие) – это общая работа, важное событие, которое представляет собой общую заботу друг о друге, об окружающих людях. Оно коллективное, т. к. планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно с воспитателями и воспитанниками. Оно творческое, т.к. представляет собой непрерывный поиск лучших решений, отвергаются шаблоны, готовые сценарии никогда не повторяется одинаково.

Технология организации КТД состоит из шести последовательных этапов.

Первый этап – предварительная работа воспитателей. Определяется роль данного КТД в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи, намечаются варианты дела, продумывается содержание деятельности. При решении о проведении дела руководствуются социальными критериями выбора дела (польза, радость людям, сплочение коллектива), а также значимостью для личностного роста каждого, например, в виде обсуждения вопроса «Поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?». Чтобы такое целеполагание состоялось и дети заинтересовались предстоящим делом, необходимо создать соответствующий настрой коллектива, прояснить цели и ценности. Для этого педагог выбирает различные формы: беседу, предварительную анкету, игровые приемы поиска в выборе дела, «живую анкету», организацию рекламы, также хорош прием фиксации в графическом образе идеи развития, личностного роста как ориентира коллектива.

Второй этап – коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем собрании коллектива. Составляется общий план жизни коллектива на очередной период. Педагог разъясняет коллективу перспективы предстоящей деятельности и подключает детей к обсуждению, как интереснее провести дело, что учесть в его организации. В зависимости от особенностей коллектива (возраста детей, умения дискутировать и т. п.) педагог избирает ту или иную форму обсуждения: «мозговой штурм», аукцион идей, конкурс на лучший проект, анкета предложений, круг общения, разведка дел по маршрутам («малыши», «микрорайон», «библиотека» и др.). Чаще всего прибегают к делению коллектива на микрогруппы по 5–8 человек, чтобы дать возможность высказаться каждому (что очень важно!), суметь отобрать наиболее ценные идеи. Сначала работа идет в микрогруппах, а затем сообща решаются вопросы-задачи, например: для кого организуется КТД? Кто будет участвовать? Каким должен быть совет дела, кто в него войдет? Где и как лучше провести КТД? В конце сбора сводятся воедино наиболее интересные, полезные предложения.


Для усиления личностной ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложений каждого – к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей и предложений, планирование советом дела не только на основе проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, надо обеспечить возможность выбора – работать в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и непринятых к реализации идей (в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли (критиков, организаторов групповой работы, технических работников), возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающих на общую, принятую на этапе целеполагания идею.

На данном этапе происходят выборы совета дела – инициативной группы, которая возглавит подготовку и проведение дела. Это временное поручение, которое получают дети, вполне соответствует желанию самого ребенка быть организатором дела. С другой стороны, дети выбирают в совет тех, кто, по их мнению, сможет принести успех делу. Совет дела принимает на себя организаторские функции, распределяет поручения, конкретизирует задания для микрогрупп.

Третий этап. Объект особого внимания – это подготовка воспитательного КТД. Во многих случаях процесс подготовки намного значимее по силе воспитательного воздействия, нежели само мероприятие. На этапе коллективной подготовки дела уточняются план подготовки и проведения КТД, организуются микрогруппы для подготовки добрых дел «по секрету». На этой стадии могут быть встречи с людьми, способными помочь в проведении дела, готовятся материалы, изучается литература, организуется пресс-центр и т. д. Предполагаются строгое распределение ролей, определение места и времени проведения дела. В коллективной подготовке личностно-ориентированного КТД важно сделать акцент на добровольность принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо выполнение этого фрагмента педагогом в случае отсутствия добровольцев, поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные.

Педагог помогает совету дела координировать работу микрогрупп, создавать условия для осуществления задуманного. Необходимо обращать внимание на то, все ли дети включены в работу, какие взаимоотношения складываются между ними.