ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.08.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
возможностей и интересов с деятельностью производственной организации, производственного процесса. Структуру трудового поведения можно представить следующим образом:
-циклически повторяющиеся действия, однотипные по результату, воспроизводящие стандартные статусно-ролевые ситуации или состояния;
-маргинальные действия и поступки, которые формируются в фазах переходного состояния от одного статуса в другой;
-поведенческие схемы и стереотипы, часто встречающиеся образцы поведения;
-действия, в основе которых лежат рационализированные смысловые схемы, переведенные в план устойчивых убеждений;
-акции, совершаемые под диктатом тех или иных обстоятельств;
-спонтанные действия и поступки, провоцированные эмоциональным состоянием;
-осознанное или неосознанное повторение стереотипов массового и группового поведения;
-действия и поступки как трансформация влияния других субъектов, применяющих различные формы принуждения и убеждения.
Существуют различные составляющие трудового поведения: потребности – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; интересы – реальные причины действий, формирующихся у социальных групп, индивидов в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни; мотивы – осознанное отношение (субъективное) к своим поступкам (внутреннее побуждение); ценностные ориентации – разделяемы личностью социальные ценности, являющиеся целью жизни и основными средствами ее достижения и
Всилу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов трудового поведения индивидов; установка – общая ориентация человека на определенный социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта; трудовая ситуация – комплекс условий, в которых протекает трудовой процесс; стимулы – внешние то отношения к человеку воздействия, которые должны побудить его определенному трудовому поведению.
Отношение к труду характеризует стремление (или отсутствие его) человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свои знания и опыт, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов. Отношение к труду – сложное социальное явление, оно представляет собой единство трех элементов. Первый (мотивационный) элемент связан с трудовыми мотивами и установками, которыми руководствуется работник в трудовой деятельности. Они являются побудителем трудового поведения, трудовых поступков и действий, в совокупности образуют мотивационное ядро.
Второй элемент представляет собой трудовую активность работников и проявляется в таких формах поведения, как степень выполнения норм выработки, качество выполняемой работы; дисциплинированность; инициативность;
овладение передовыми приемами и методами труда; многостаночное обслуживание и т. д.
Третий (оценочный) элемент представляет собой субъективное переживание работников. Он связан с их внутренним состоянием, вызванным выполняемой работой.
Цель изучения отношения к труду – это выявление механизма его формирования и управления им. Наиболее значимыми моментами при этом являются изучение факторов формирующих отношение к труду, и выявление степени его воздействия на производственные показатели работника.
Факторы, формирующие отношение к труду, можно разделить на объективные условия и обстоятельства, которые образуют независимы от субъекта предпосылки его деятельности, связанные с особенностями производственной и непроизводственной среды, и субъективные, являющихся отражением внешних условий в сознание и психике работника, с его индивидуальными особенностями.
Удовлетворенность трудом – это состояние сбалансированности требований (запросов), предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов.
Выделен целый ряд достаточно конкретных значений удовлетворенности трудом, отражающих его роль, функции, последствия в социально – экономической жизни, в организации и управлении. Эти значения можно измерять с помощью социологических методов исследования, регулировать и управлять ими.
Трудовой конфликт – это противоречие организационно – трудовых отношений, принимающее характер прямых Социальных столкновений между индивидами и группами работников.
Трудовой конфликт, как правило имеет негативные последствия (падение мотивации к труду и фактических показателей трудовой деятельности, фактические потери времени, ухудшение взаимопонимания и т.д.)
Наряду с негативными последствиями трудовой конфликт выполняет и некоторые позитивные функции: через конфликт становится открытой информация, которая функционально необходима всем и многим; в результате конфликта индивиды получают социальный опыт, знания, которые недоступны в обычных условиях; в конфликте разрешаются накопленные негативные настроения, происходит очищение моральных ориентаций; конфликт стимулирует изменения, через него официально признается какая-то проблема.
Причины трудовых конфликтов можно разделить на объективные и субъективные. В основе трудового конфликта могут лежать объективные недостатки, слабости, ошибки в организации труда. Трудовой конфликт может основываться на субъективных особенностях и состояниях индивидов и групп. Объективные и субъективные причины не всегда различимы между ними нет четких границ.
Причины трудовых конфликтов можно рассматривать и более конкретно, исходя из типов противоречий, лежащих в их основе.
1 Проблема распределительных отношений
2 Сложности функционального взаимодействия
3 Ролевые противоречия
4 Сугубо деловые разногласия
5Раздел вины, ответственности
6Лидерство
7Неудовлетворительные условия труда
8Несовместимость
9Половозрастной состав организации
10Социальные различия
Производственные конфликты могут осуществляться в следующих основных формах: образование клик, забастовка, саботаж, интриги. Разрешение трудового конфликта – это процесс или целенаправленная деятельность, снимающие его причины и последствия.
Заключение
Курс «Экономика и социология труда» призван сформулировать у студентов современное экономическое мышление, четкое представление о механизме действия экономических законов в сфере труда, формы их проявления в общественной организации труда.
По окончанию изучения предмета студент должен уметь исследовать экономические направления в области эффективности трудовой деятельности, социальные процессы труда и разрабатывать рекомендации по их регулированию и управлению, направленные на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, индивида в сфере труда.
Список использованных источников
СТП 101-00 Общие требования и правила оформления выпускных квалификационных работ, курсовых проектов (работ), отчетов по РГР, по УНРС, по производственной практике и рефератов. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2000. –62 с.
СТП 110-01 Общие требования к построению, изложению и оформлению учебно-методических документов. –Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2001. – 33с.
Приложение А
(обязательное)
Образец оформления титульного листа курсовой работы по дисциплине «Экономика и социология труда»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и управления
Кафедра управления персоналом
КУРСОВАЯ РАБОТА
Организация оплаты труда на современном предприятии
ГОУ ОГУ 062100.4.3.04.00
Руководитель работы:
___________________И.П.Бобрешова «___» _______________2004 г.
Исполнитель: Студент гр.01УП
___________________И.В.Иванов «___» _______________ 2004 г.
Оренбург 2004
Приложение Б
(обязательное)
Образец оформления задания на выполнение курсовой работы по дисциплине « Экономика и социология труда»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра управления персоналом
ЗАДАНИЕ на выполнение курсовой работы
Студенту____________________________________________________________
(Ф.И.О.студента)
Тема: _______________________________________________________________
____________________________________________________________________
Срок сдачи законченной работы_________________________________________
____________________________________________________________________
Исходные данные к работе _____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Перечень подлежащих разработке вопросов:
а) __________________________________________________________________
б) __________________________________________________________________
в) __________________________________________________________________
г) __________________________________________________________________
Перечень графического материала: ______________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Дата выдачи задания __________________________________________________
Руководитель курсовой работы _________________________________________
____________________________________________________________________
(Ф.И.О. преподавателя, ученая степень, звание)
Исполнитель _________________________________________________________
(Ф.И.О. студента)
Группа ______________________________________________________________