ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.08.2024
Просмотров: 517
Скачиваний: 0
Глагол Четвертый |
259 |
области и в своем государстве имел власть над людьми и над большей частью законов, так что мог карать и казнить любого, кого пожелает; но их отношения друг к другу в деле правления уст роялись сообразно с Посейдоновыми предписаниями, как велел
закон, записанный первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в средоточии острова внутри храма Посей" дона. В этом храме они собирались то на пятый, то на шестой год, попеременно отмеривая то четное, то нечетное число, чтобы со вещаться об общих заботах, разбирать, не допустил ли кто ни будь из них какого либо нарушения, и творить суд. Перед тем как приступить к суду, они всякий раз приносили друг другу вот какую присягу: в роще при святилище Посейдона на воле разгуливали быки; и вот десять царей, оставшись одни и вознесши богу молит ву, чтобы он сам избрал для себя угодную жертву, приступали к ловле, но без применения железа, вооруженные только палками и арканами, а быка, которого удалось изловить, заводили на стелу и закалывали на ее вершине так, чтобы кровь стекала на письмена.
На упомянутой стеле помимо законов было еще и заклятие, призывавшее великие беды на головы тех, кто их нарушит.
Принеся жертву по своим уставам и предав сожжению все члены быка, они разводили в чаше вино и бросали в него каждый по сгу стку бычьей крови, а все оставшееся клали в огонь и тщательно очищали стелу. После этого, зачерпнув из чаши влагу золотыми фиалами и сотворив над огнем возлияние, они приносили клятву, что будут чинить суд по записанным на стеле законам и карать того, кто уже в чем либо преступил закон, а сами в будущем по доброй воле никогда не поступят противно написанному и будут
отдавать и выполнять лишь такие приказания, которые сооб" разны с отеческими законами. Поклявшись такой клятвой за себя самого и за весь род своих потомков, каждый из них пил и во дворял фиал на место в святилище бога, а затем, когда пир и не обходимые обряды были окончены, наступала темнота и жертвенный огонь остывал, все облачались в прекраснейшие ис синя черные столы, усаживались на землю при клятвенном огне вище и ночью, погасив в храме все огни, творили суд и подвергались суду, если кто либо из них нарушил закон; окончив суд, они с наступлением дня записывали приговоры на золотой
260 |
Глаголы русских мудрецов |
скрижали и вместе со столами посвящали богу как памятное при ношение.
Существовало множество особых законоположений о правах каждого из царей, но важнее всего было следующее: ни один из
них не должен был подымать оружия против другого, но все обязаны были прийти на помощь, если бы кто нибудь вознаме рился свергнуть в одном из государств царский род, а также по обычаю предков сообща советоваться о войне и прочих делах, ус тупая верховное главенство царям Атлантиды. Притом нельзя было казнить смертью никого из царских родичей, если в совете десяти в пользу этой меры не было подано свыше половины голо сов.
Столь великую и необычайную мощь, пребывавшую некогда в тех странах, бог устроил там и направил против наших земель, со гласно преданию, последующей причине. В продолжение многих поколений, покуда не истощилась унаследованная от бога приро да, правители Атлантиды повиновались законам и жили в
дружбе со сродным им божественным началом: они блюли истинный и во всем великий строй мыслей, относились к не" избежным определениям судьбы и друг к другу с разумной терпеливостью, презирая все, кроме добродетели, ни во что не ставили богатство и с легкостью почитали чуть ли не за досадное бремя груды золота и прочих сокровищ. Они не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравого рассудка под воздействием богатства, но, храня трезвость ума, отчетливо видели, что и это все обязано своим возрас" танием общему согласию в соединении с добродетелью, но когда становится предметом забот и оказывается в чести, то и само оно идет прахом и вместе с ним гибнет добродетель. Пока они так рассуждали, а божественная природа сохраня" ла в них свою силу, все их достояние, нами описанное, воз" растало.
Но когда унаследованная от бога доля ослабела, много" кратно растворяясь в смертной примеси, и возобладал че" ловеческий нрав, тогда он оказались не в состоянии долее выносить свое богатство и утратили благопристойность. Для того, кто умеет видеть, они являли собой постыдное зрелище, ибо промотали самую прекрасную из своих ценностей; но неспособ
Глагол Четвертый |
261 |
ным усмотреть, в чем состоит истинно счастливая жизнь, они ка зались прекраснее и счастливее всего как раз тогда, когда в них кипела безудержная жадность и сила.
И вот Зевс, бог богов, блюдущий законы, хорошо умея усмат ривать то, о чем мы говорили, помыслило славном роде, впавшем
встоль жалкую развращенность, и решил наложить на него кару,
дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию. Поэтому он созвал всех богов в славнейшую из их обителей, утвержденную
всредоточии мира, из которой можно лицезреть все причастное рождению, и обратился к собравшимся с такими словами... [Да лее очевидно утеряно]
«Критий» не был последней работой Платона, им были написа ны затем «Законы». Может быть, окончание диалога утеряно, как утеряны некоторые другие произведения Платона? А может быть, решение Зевса было столь ужасным, что рука мудреца как бы не в силах была продолжить труд, и остановилась точно сама по себе? Можно строить лишь гипотезы и догадки. Странно, что труд Пла тона привлек внимание много столетий спустя, оставаясь почти незамеченным при жизни.
Нужно сделать существенную поправку к диалогам Платона в целом. Во времена Атлантиды (то есть 11 – 12 тысячелетий назад) не было еще Афин. Греки (эллины) пришли лишь девять тысяч лет спустя после описанных событий.
ГИПЕРБОРЕИ
(ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА БЕЛЯКОВА. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ СТР. 20–23)
Живые корни славянских имен мы встречаем у народов, каза лось бы, очень далеких от славян. Древность тех народов, помно женная на мифологические предания, воспринимается как фантастическая. Одним из таких народов, который оставил глубо кий след в жизни древних европейцев, были гипербореи.
262 |
Глаголы русских мудрецов |
Кто же такие гипербореи? В античной мифологии, в так назы ваемых мифах арктического цикла встречается упоминание о ги пербореях как о народах, живших далеко па севере, «за скифа и», за высокими горами, которые греки называли Рипейскиими (Ри фейскими): «В этих горах обитает бог северного ветра Борей, а за его владениями живет счастливый народ – гипербореи».
Первым, кто попытался добраться до фантастического народа, был грек Аристей, живший приблизительно в VII в. до н. э. Цели своей он не достиг, но совершил большое и богатое впечатления ми путешествие. По пути интересовался жизнью и обычаями не знакомых ему народов, а все, что узнал, изложил в стихотворной поэме «Аримаспея», дошедшей до нас лишь во фрагментах и ши роко использованной Геродотом.
Вот знаменитое высказывание Геродота о гипербореях: «...Выше исседонов живут одноглазые мужи аримаспы. Над ними живут стерегущие золото грифы, а выше этих – гипербореи, дос тигающие моря».
Римский писатель I в. Плиний утверждал, что именно там нахо дится «точка вращения мира»: Солнце, Луна и звезды исходят из опоясывающего землю Океана. И только Большая Медведица ни когда в Океан не опускается. В стране гипербореев Солнце захо дит лишь один раз в год; в ней нет ни холодных, ни жарких ветров, а земля, дарит обильные плоды. Жители, обитающие в лесах и ро щах питаются плодами деревьев и не употребляют мяса. От зим них стуж они скрываются в пещерах.
Древние греки словно и впрямь побывали у гипербореев: они вполне правдоподобно рассказывают о том, что попасть в бла женную страну весьма непросто; о том, что «никто ни вплавь, ни впешь, никто не вымерил дивного пути к сходу гипербореев, толь ко Персей с помощью Афины проник сюда и совершил подвиг, убив Медузу Горгону от одного взгляда на которую человек пре вращался в камень. Побывал у гипербореев и Геракл».
Считается что гипербореи оставили заметный след в жизни древних греков. На из земле будто бы родилась одна из Титанид – богиня Лето (Латона), которая, по прибытии на остров Делос, ро дила близнецов – Аполлона и Артемиду. [В книге «Язычество древних славян» Б. А. Рыбаков отмечает: «Первое, на что следует обратить внимание при ознакомлении с мифами, это прочная
Глагол Четвертый |
263 |
связь всего цикла Лето – Артемидо Аполлоновских мифов с севе ром, с гиперборейцами, жившими где то на север от Греции».
Судя по свидетельствам древних греков, северяне не забывали своего кумира Аполлона, ежегодно отправляя на Делос, к его ал тарю священные дары, завернутые в пшеничную солому. Б. А. Ры баков проследил путь этих даров и установил места, откуда они отправлялись. Гипербореями оказались праславяне и частично жившие по соседству с ними предки балтов. Проводя параллель между богинями Лето и Артемидой и славянскими богинями Ла дой и Лелей, Б. А. Рыбаков утверждает: «Связь Лето Лато с Ладой не подлежит сомнению. Древний вариант культа пришел на юг. Архаичность же этого культа уводит нас на многие тысячелетия в глубь веков».
Согласно легендам классической Греции, главное святилище Аполлона располагалось в храме города Дельфы. Над входом в храм был начертан знак Овна. Мифические странствия Аполлона были связаны с Зодиакальным циклом. Для древних Аполлон зна чил многое: он главное созвездие Зодиака (сначала Телец, по том Овен) был сыном Зодиака и Неба, братом Полярной звезды, считавшейся осью мироздания.
Итак, гипербореи – северяне. Если верить античным ученым, в Скифии бытовало представление, будто земля «повышается» к Северу. Сходное мнение было отражено в древнеиндийском эпо се «Махабхарата», где говорится о «неизмеримо высокой, неви данной нигде в мирах горе Меру», протянувшейся по всей северной окраине мира. «Находится на ней обитель всесильных богов, а кроме них живут ассуры, кинары, гандхарвы, змеи небес ные. Прямо над горой в центре мироздания Брахма укрепил не подвижную Полярную звезду. Сутки здесь длятся год: полгода – день, полгода – ночь». Обо всем этом в «Махабхарате» рассказы вает божественная птица Гаруда.
Странный рассказ. Откуда в южной части Азии могли знать о полярном дне и ночи, о Полярной звезде, которая неподвижна только над Северным полюсом?
В письменных источниках Ирана, в древнейших частях «Аве сты», авторство которых, как уже отмечалось, приписывают Зара тустре (Зороастру), встречаются упоминания о священных горах Хара Березайти (Высокая Хара), на которых совершали жертвы
264 |
Глаголы русских мудрецов |
самые великие мифические герои. Вершины Хары Березайти, по добно сияющим пикам Меру и Рипейских гор, покрыты золотом. Зороастрийские источники сообщают об озерах, реках и потоках, текущих в золотых руслах на Высокой Харе. С Хары, как и с Меру, берут начало земные реки... Таков общий мотив мифологии ин дийцев, иранцев и скифов: все великие земные реки текут со свя щенных северных гор.
Но где же расположены такие горы, протянувшиеся с запада на восток? К северу от Черного и Каспийского морей нет ни одного такого горного хребта. Ответом на загадки древних мифов стало крупное географическое открытие XX в.: в 1948 г. во время воз душной экспедиции «Север» на дне Северного Ледовитого океана был обнаружен огромный хребет, названный именем М. В. Ломо носова. Дальнейшие исследования показали, что эти горы про стираются от Новосибирских островов к острову Элсмир, проходят через центр океана рядом с полюсом. Длина системы около 1800 км, ширина от 60 до 200 м, высота 3,3–3,7 км, мини мальная глубина под хребтом 954 м. Вот он адрес, указанный древними: высокие горы прямо под Полярной звездой, тянущие ся с запада на восток.
В мифах индийцев и иранцев говорится, что в стране за высо кими горами, простирающимися с запада на восток, прямо под Полярной звездой, живут здоровые, счастливые люди. Климат там умеренный, а страна изобилует плодами. Но какие же плоды могут вырасти под Полярной звездой?
Из школьного курса географии известно, что за время суще ствования человечества климат нашей планеты неоднократно ме нялся. Последнее потепление произошло 8,5–2,5 тыс. лет назад, а самый теплый климат («голоценовый оптимум») пришелся на пе риод с IV по II тыс. до н. э., и это было время, вполне подходящее для жизни в Арктике. Поэтому не случайно, наверное, именно с IV тыс. до н. э. многие ученые прослеживают путь индоевропейцев из Северо Восточной Европы на юг.
Смутные представления о северной прародине сохранились у многих народов. «Страна блаженных» в Северном Ледовитом океане упоминается в Скандинавских сагах. Финны, например, называют ее «Сарайас» – северный дом, а древние индусы – «Джарайас». Скифы полагали, что за мертвыми землями Севера
Глагол Четвертый |
265 |
266 |
Глаголы русских мудрецов |
|
|
|
|
|
|
лежит земля, которая рождает обильные плоды, а в ее рощах оби тает священный счастливый народ. Но где жили сами скифы?
Нынешние историки «размещают» скифов преимущественно в северо причерноморских степях, а ведь древние авторы, в том числе Геродот, говорили, что скифы живут далеко на севере. Это показывают и древние карты, среди них и карта Меркатора, на ко торой в районе устья реки Обь находим надпись «Золотая баба». Ее ищут уже многие столетия. Почему эта надпись именно здесь, на далеком северном полуострове Ямал? Имеются сведения о том, что «Золотую бабу» в те края доставили примерно 5 тыс. лет назад из Индии,– может быть, затем, чтобы поставить памятник вблизи покинутой некогда прародины?!
Есть и прямые свидетельства существования человека на крайних северных островах в древние времена. Например, на Шпицбергене найден рисунок кита на камне, поблизости была раскопана стоянка, возраст которой определен в 4 тыс. лет. Со всем недавно на Канадском арктическом архипелаге нашли еще одну стоянку (возраст 4–5 тыс. лет). Все это означает, что в пери од климатического «голоценового оптимума» человек жил в тех местах, занимался искусством. И это был не единственный пери од потепления на Севере.
Климат Арктики существенно зависит от притока теплых вод с Атлантики. Как же он регулировался в те незапамятные времена? По мнению ученых, 10–12 тыс. лет назад ныне подводный Севе ро Атлантический хребет не позволял современному Гольфстри му течь к берегам Европы. Теплые воды Атлантики мощным потоком достигали Северного полюса, согревая Арктику и ее жи телей. Так современные научные поиски подтверждают рассказы древних. Да, видимо, гипербореи могли жить и, скорее всего, жили в условиях мягкого умеренного климата именно на крайнем Севере, У хребта имени М. В. Ломоносова, в районе Северного полюс;
Гиперборея – общность культур. (Шилов Ю. А.)
Связанные родственными узами Пелазг, Артемида и Аполлон, а также мать двух последних божеств Лато нередко именуются в Составил Виталий Винокуров древнегреческих мифах гиперборейцами. Причем главные гипер