ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.08.2024

Просмотров: 493

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глагол шестой

369

ском». Он был основан Гелием, самым младшим из сыновей Пер сея (4); впоследствии доряне взяли его осадой. Жители этого города стали первыми общественными рабами (5) лакедемонян и первые и первые были названы илотами, т. е. «взятыми в плен», каковыми они были на самом деле. Имя илотов затем распростра нилось и на рабов, приобретенных в последствии, хотя, напри мер, мессенцы были дорийцами...

Источники: Хрестоматия по истории древнего мира. – М.,1951

СТРАБОН. ГЕОГРАФИЯ

Страбон – греческий географ (родился около 58 года до н.э. , умер между 21 и 25 гг. н.э. ). Наиболее ценное произведение – География .

Все окрестные жители находились в подчинении у спартанцев, хотя пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах республики и могли занимать должности (назывались они илотами). Однако Агис, сын Еврисфена, отнял у них равенство по ложения, обязавши платить Спарте дань. Все прочие подчини лись; одни гелейцы, владевшие городом Гелосом, подняли восстание, были побеждены в войне и объявлены рабами с неко торыми, впрочем, ограничениями: чтобы господин не мог ни ос вободить такого раба, ни продать его за пределы Лаконики. Война эта названа была войною против илотов. Вообще весь институт илотов, который существовал все время до покорения Лаконики римлянами, установлен Агисом и его товарищами. Лакедемоняне имели в илотах общественных рабов, отвели им особые жилища и назначили определенные занятия.

Источники: Хрестоматия по истории древ7 него мира .– М.,1951.

СОФОКЛ. ОТРЫВОК ИЗ ТРАГЕДИИ АНТИГОНА

Софокл – древнегреческий драматург трагик (496–406 гг. до н. э.). Большую часть жизни провел в Афинах, где при Перикле зани

370

Глаголы русских мудрецов

мал ряд государственных должностей. Создал около 120 произве дений, из которых до нас дошло 7 трагедий.

В мире много сил великих, Но сильнее человека Нет в природе ничего.

Мчится он, непобедимый, По волнам седого моря Сквозь ревущий ураган. Плугом взрывает он борозды,

Вместе с работницей лошадью, Вечно терзая Праматери Неутомимо рождающей, Лоно богини Земли

Создал речь и вольной мыслью Овладел, подобной ветру,

Изаконы начертал,

Инашёл приют под кровлей От губительных морозов, Бурь осенних и дождей. Злой недуг он побеждает

Игрядущее предвидит, Многоумный человек. Только не спасется, Только не избегнет Смерти никогда.

Источники: Хрестоматия по античной литературе.


Глагол шестой

371

ЛЕГЕНДА О ПЕРДИККЕ – ПРЕДКЕ МАКЕДОНСКИХ ЦАРЕЙ

Геродот «История»

Из Аргоса бежали в Иллирийскую землю трое братьев – потом ки Темена: Гаван, Аероп и Пердикка. Из Иллирии, перевалив че рез горы братья прибыли в Верхнюю Македонию, в город Лебею. Там они поступили за плату на службу к царю. Старший сторожил коней, второй пас коров, а младший Пердикка ухаживал за мел ким скотом. А супруга царя сама варила им пищу (ведь в стародав ние времена даже царицы, не только простой народ, жили бедно). Всякий раз, как царица выпекала хлеб для мальчика (поденщика Пердикки), то из теста выходило в два раза больше хлеба, чем обычно. Так как это странное явление постоянно повторялось, то царица рассказала, наконец, своему мужу. А тот, услышав слова царицы, сразу же подумал, что это – божественное знамение и предвещает нечто великое. Затем царь призвал к себе поденщи ков и приказал им покинуть страну. А те отвечали, что сначала по лучат заработанную ими плату, а потом уйдут. Услышав о плате, царь в своем ослеплении божеством воскликнул: «Вот вам заслу женная плата!» При этом он указал на солнце, лучи которого про никали в дом через дымовое отверстие в крыше. Гаван и Аероп – старшие братья – стояли пораженные, услышав эти царские сло ва. А мальчик сказал: «Мы принимаем, царь, твое даяние», и очер тил ножом, который носил с собой. На полу дома солнечное пятно. Затем он трижды зачерпнул себе за пазуху солнечного света из очерченного круга и удалился вместе с братьями.

Так поденщики ушли, а один из советников растолковал царю, что означает поступок мальчика и что он, самый младший, думал, принимая дар. Тогда царь распалился гневом и послал в погоню всадников, чтобы умертвить братьев. Есть в той стране река, кото рой потомки этих братьев из Аргоса еще и поныне приносят жерт ву, как их спасительнице. Река эта, после того, как ее перешли Темениды, так сильно разлилась, что всадники не смогли ее пе рейти. Братья же прибыли в другую часть Македонии и посели лись поблизости от так называемых Садов Мидаса, сына Гордия. В этих садах растут дикие розы с 60 лепестками. Запах их гораздо сильнее запаха прочих роз. По македонскому сказанию, в этих то садах и был пойман Силен. За ними высится гора под названием

372

Глаголы русских мудрецов

Бермий, вершина которой недоступна из за снега и холода. Бра тья завладели этой местностью и отсюда покорили остальную Ма кедонию.

Публикуется по изданию: Геродот «Исто7 рия. Избранные страницы». Санкт7Петер7 бург, изд7во «Амфора», 1999

КОРНЕСЛОВ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА, составленный Платоном Лукашевичем. Киев, 1869г., pо"

синка 711"715.

Всех в обоих частях определено коренных Греческих слов

4147.

 

Из них оказалось:

 

Китайских

371

Тонкинских

1

Корейских

2

Анамских

1

Сиамских

1

Тунгутских (Тибетских)

10

Японских

23

Курильских

14

Чукотских

10

Юкагирских

11

Коряцких

18

Карагинских

1

Камчадальских

32

Чапогирских

4

Ламутских

21

Тунгузских

64

Манжурских

227

Монгольских

1198

Слов из восемнадцати языков первой

Китайской семьи

2009

Самоедских

272

Якутских

204

Котовских, Аринских ,

 

Икбацких, Ассанских

15


Глагол шестой

373

Киргизских, Башкирских,

 

Татарских, Турецких

213

Койбальских, Моторских,

 

Пумпокольских, Отяцких,

 

Вогульских, Остяцких

172

Вотяцких, Черемисских; Чувашских 80

Лопарских, Мордовских, Мокшанских,

Зырянских, Пермякских, Чухонских

76

Ново Персидских

1

Курдских

4

Карталинских

3

Тушенских

1

Осетинских

2

Кубачинских

1

Андийских

1

Лезгинских

4

Черкесских

1

Ингушевских

1

Мултанских

1

Арабских

2

Слов из тридцати семи языков второй Китайской семьи

Итого слов из пятидесяти

 

пяти языков

3063 .

Первое местo в них по численности своей в ужасающем коли честве занимают Монгольские слова, за ними следуют Китай ские, потом Самоедские и Манжурские. Кроме этого Славянских определено 1084; а всех вообще 4147 слов. В числе Славянских находится сложных 42; образованных со слитыми предлогами:

с предлогом

О

30

с предлогом

ПО

14

Я

 

14

ПРО

 

4

У

 

4

ПРЕ

 

1

БЕЗЪ

 

1

ПРИ

 

1

ВЪ

 

2

Глагол шестой

374

СЪ

185

ЗЪ

3

СУ

2

ЗА

2

СЯ

7

ИЗЪ

1

с отрицанием НЕ

1

ОБЪ

2

Итого: 274

Могло ли племя имеющее словарный запас из 4 147 слов на писать Новый Завет?

Из этого явствует, что греки отобрали от Пеласгов не только их страну, но и. множество из их Языка превосходно, образованных слов. Шепелявым Грекам особенно доступны были для выговора слова, составленный с предлогом съ и потому их больше всех и затвердили. Невыгода усвоения ими, слов сказанного образова ния заключалась в том, что они. не; могли, понимать настоящего направительного смысла, указываемого, слитным предлогом, в слови, которое, будучи пересажено на. чужую почву, перенесено в чуждый язык так сказать, увядало я весьма часто в смысле своем было извращено теми инородцами, которые его употребляли. Из приложенных тут указателей относительно: заимствований Гре ков от Славян (всех 520 наименований) мы невольно изумляемся точности определяемых предметов, относящихся к домашнему быту, естественной истории, искусствам, художествам, разным наукам, и знаниям, также и по части письменности. Но все это, что передано нам Греками, как видно из многих слов великой, важно сти, есть только крохотная часть бывшего никогда великого цело го. Вот сего то мы и не должны забывать. Другое отделение Пелазгичсских слов заключается в словах, выявляющих умствен ное между собою соотношение и действие видообразов духовно го мира, нами в воображении представляемого; и есть та часть нашего мышления, которая особенно отличает человека от всех животных. На письменном нашем языке мы .мало имеем подоб ных своих слов, a все они по большей части на обум; неправильно


Глагол шестой

375

переведены, или целиком взяты из древних и новых инородных языков: западной Европы. Народными нашими наречиями и сло вами мы пренебрегаем считан их недостойными наших голов: в сих наречиях действительно находится все это,: но в каждой мест ности слова и выразы для этого различны, хотя и почерпнуты из источника Славянской речи; их должно записывать как драгоцен ную находку. Причина; такой рассеянности и раздробленности в названиях отвлеченных предметов есть та, что наши наречия, сле довательно и наш язык, оставлены без всякого внимания учены ми, в запустении, а предпочтены им слова инородные. Церковно Славянский язык в переводе св. Евангелия, приписы ваемом Кириллу и Мефодию, тоже изобилует переводными Гре ческими названиями отвлеченных предметов, так что, кроме древних грамматических форм и обычной речи; не может пощего лять своими Славянскими.

Втаком отношении наша народная речь далеко его превосхо дит, которою, как матерью языков мира, мы не имеем права пре небрегать не заслужив справедливого осуждения и пренебрежения от грядущего потомства.

Вто время, когда Греческий язык образовался; Греки не только не могли различить Пелазгических слов от своих родимых Мон гольских, Китайских, Манжурских; Чукотских, но и сии не так уже разумели, как их предки. От этого умственное рассуждение на та ком языке не могло передаваться точно. Мыслитель рассуждал так, a слушатель или читатель его понимал иначе, потому что ко сыми, кривыми и тупыми орудиями невозможно выстроить чего либо порядочного и в произведении общего целого выйдет та же неправильность, потому что мысль зиждителя везде переиначи вается. Тоже относится к Латинскому и прочим языкам западной Европы, т. е. к составным, мозаическим. Мы давно уже убеждёны; что на нашем языке нельзя ничего выразить умственного, отвле ченного. Действительно нельзя, когда все подобные свои слова мы изгнали из употребления, а заменили и замещаем инородны ми, а чрез это поставлены точно в такое же положение как и те, ко торые говорят на сказанных составных говорках. Итак переступим всю эту иноязычную чепуху и чуху и обратимся к своему предмету.

Не зная ровно ничего о составе и образовании своих языков, западные филологи уверяют, а за ними гудут и наши что на каком

376

Глаголы русских мудрецов

бы то ни было язык названия предметов нас окружающих и проче го произошли от случая, звука, звукоподражания, следовательно, состав каждого слова образовался от звучного случая, пря взгля де на какую либо вещь, и таким звуком она и названа. Посему: в каждом языке следует затвердить только эти названия: и знать по подобной же грамматике ими распоряжаться, то и дело в шляпе (хотя и не в голове). При нынешнем состоянии языкознания, иначе и полагать не возможно а особенно если, сообразим, что несколь ко звукоподражательных слов, или имен вошло в состав многих языков. Конечно, мы не дошли еще до того познания, .что в Сла вянской речи эти слова хотя и находятся, но число, их весьма, не значительно,– они читаются сперва от правой руки, к левой, потом обратно, и, наконец, вставляется в них р или л, а в таком разе зву коподражание совершенно исчезает, и подобные слова принима ют многоразличнийшие значения на всех языках света.

Славянские языки отличаются от прочих тем что в них каждое имя в .названии предмета имеет два смысла; первый есть внеш ний, т. е. Имя вещи или предмета, а второй внутренний, означаю щий свойство или качество сего же самого предмета, для узнания которого нужно читать слово в обратном порядке. Если этот смысл важен для науки, например заключает в себе числовид, первичного тела или светила небесного, по которому производит ся химическая или астрономическая выкладка свойств такого тела, то, но известному уже порядку, слова сии размещаются в разные третьего образования языки пяти частей света.

Если же названия относятся к отвлеченными только предме там, не заключающим особой важности, то внутренний смысл их обыкновенно находится в них же самих, иначе в обратном чтении или во вставке р и т. д. Слова, – имеющие кроме внешнего еще внутренний (или определительный) смысл, заключают ту выгоду, что мыслитель, зная наперед, в чем заключается последний, мо жет верно и точно передать другим свои суждения, выводы, и за ключения о таких предметах, которые без этого следовало бы беспрестанно оговаривать помечать, означать особыми назва ниями и толкованиями, но и в таком paзе подобные названия, за ключая в себе один только внешний относительный смысл, скорее будут иметь сходство с звукоподражательными . словами, нежели с человеческою речью. Следовательно мысль первого изобрета


Глагол шестой

377

 

378

Глаголы русских мудрецов

теля нашего языка, при установлении им в каждом слове двоякого

 

 

 

 

смысла–внешнего и внутреннего, состояла в том, чтобы внутрен

 

 

 

ним смыслом, по большей части философическим определением

 

 

 

называемого предмета, облегчить человеку в его речи закон или

 

 

 

порядок точного и верного мышления и передать оный слушаю

 

 

 

щим; а чрез это каждое слово должно означать в умопредставле

 

 

 

нии не только предмет, но и самое сокровенное свойство оного.

 

 

 

Вообще cии названия отвлеченных предметов, во внутренних

 

 

 

их определениях, выявляют в изобретателе высокий, светлый ум

 

 

«Красота спасет Мир, на Руси красота

и знание сердца человеческого.

 

 

 

 

 

 

 

 

выражена в лице Православия».

(Федор Михайлович Достоевский)

В сентябре 1982 года на правом живописном берегу реки Русь (Лены), в 140 километрах выше Якутска – столицы народа Саха, в местности Диринг Юрях, Приленской археологической экспедицией (начальник Юрий Молчанов) Сибирского отделения АН СССР, на высоте 105–120 метров над рекой было открыто са мое древнее поселение русов из всех, которые имеются на сего дняшний день. Поселение названо «Диринг» и находится на 61° северной широты.

Раскопы Диринга по масштабам работ не имеют аналогов в мире. За истекшие с открытия 20 лет вскрыто около 32 тысяч квад ратных метров культурсодержащего слоя. Обнаружены более 4,5 тысяч предметов материальной культуры древних русов, в том числе – наковальни, отбойники, различные орудия и др., возраст которых определен в три миллиона лет до н. э.

Датировка определена лучшими современными археологичес кими методами и перепроверена геолого геоморсрологическим, палеомагнитным и другими самыми надежными методами.

В 60 х годах, в Каменной Могиле и в многочисленных гротах на речке Молочной (левобережье низовьев Днепра), археологами О. Н. Бадером и В. Н. Даниленко, были обнаружены древнейшие письмена. Расшифровать эту письменность, а заодно и открыть в