Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Основные особенности становления предпринимательства и коммерции за рубежом).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные особенности становления предпринимательства и коммерции за рубежом
1.1. Предпосылки становления предпринимательства и коммерции в эпоху Великих географических открытий
1.2. Формирование и развитие коммерции предпринимательства в странах Запада (на примере США)
Глава 2. Становление коммерции и предпринимательства в России
2.1. Развитие предпринимательства и коммерции в дореволюционной России
2.2. Развитие предпринимательства и коммерции в советский период
2.3. Становление и развитие предпринимательской деятельности в России, в постсоветский период
1.2. Формирование и развитие коммерции предпринимательства в странах Запада (на примере США)
С открытием американского континента, европейские державы начинают его активное освоение. Папа Римский объявил о том, что эти земли отдаются испанской и португальским коронам. Но перспективность освоения Америки, прибыли, которые получали торговцы колониальными товарами, являлись основной причиной того, что другие европейские державы поспешили приступить к дележу нового континента. Не всем им это оказалось по силам. Основная борьба за Америку развернулась между Англией, Францией, Голландией, Испанией и Португалией. Северная часть Американского континента, в которой ныне находятся США, была объектом экономических интересов Англии, Голландии и Франции. Испания и Португалия были заняты колонизацией южных просторов Америки.
В длительной и сложной борьбе за северную Америку сильнейшей в конечном итоге оказалась Англия, вытеснившая Голландию и Францию из Северной Америки либо военной силой, либо выкупом отдельных территорий.
Британские колонии в Америке в первой половине XVIII века представляли собой узкую заселенную полосу вдоль побережья, которая постепенно ширилась внутрь континента. В отличие от Британии, наличие земли в собственности у колониста вовсе не гарантировало ее владельцу получение прибыли, поскольку этого ресурса в новых землях было предостаточно. А вот чего не хватало, так это рабочих рук. Ситуация, как видно абсолютно противоположная тому, что было в тот момент в Британии — избыток трудовых ресурсов и ограниченность земли. Потребность в рабочих руках, которую испытывали предприниматели колоний, нашла выход в использовании труда каторжников и рабов[10].
Заселялись новые земли людьми разного склада характера — это были протестанты, недовольные действиями Англиканской церкви; люди республиканских убеждений, покинувшие Англию после восстановления в ней монархии; бедняки, искавшие лучшей жизни; авантюристы разных мастей. Это послужило основанием для наличия существенных различий как между этими колониями, так и с Британией. Это порождало возможность бесконечных споров между колониями и Британией и взаимных нападок. Поводы для недовольства со стороны колоний были вызваны попыткой получения большой прибыли британским правительством (через налогообложение) и крупными британскими землевладельцами за счет эксплуатации новых земель и ограничения торговли, которое имело целью удержать ее в руках Британии.
Поэтому Британия особенно жестко контролировала торговлю и взимание налогов. Но уже к концу XVIII столетия колонисты почувствовали несправедливость этой ситуации и стали проявлять признаки неповиновения, которые в конечном итоге привели к войне между Британией и Соединенными Штатами, закончившейся подписанием мирного договора в Париже в сентябре 1783 г.
Еще в 1781 г. во время войны американцы подписали Конфедеративный договор, в результате чего была создана «лига дружбы» и сформировано первое национальное правительство, которое было наделено столь ограниченными полномочиями, что не могло даже собирать налоги и регулировать торговлю. Однако вскоре торговцы и другие представители деловых кругов пришли к мнению, что такое слабое правительство не будет способствовать успешному развитию предпринимательства. Бизнесмены были заинтересованы в сильном национальном государстве, регулировании торговли и разрешении земельных конфликтов между штатами. Бизнес также нуждался в поддержке внешнеторговой экспансии и тарифной протекции в области импорта иностранных товаров, особенно британских[11]. В результате этого 17 сентября 1787 г. все двадцать штатов, входящих в конфедерацию, одобрили Конституцию, предусматривающую сильное национальное правительство. Несомненно, самой важной для предпринимателей была статья, которая наделяла конгресс полномочиями регулирования торговли межу штатами, для предотвращения возникновения внутренних барьеров на пути перемещения товаров по территории страны, что значительно облегчало формирование внутреннего рынка. К тому же впервые конгресс наделялся полномочиями регулирования налогов. Конгресс использовал налоговую политику, кроме всего прочего, для поддержки военно-морского флота. А, в свою очередь, флот обеспечивал гарантию развития американской внешней торговли.
К концу XVIII столетия в Соединенных Штатах проживало около 4 миллионов человек. В сельском хозяйстве Америки, особенно в южных штатах, землю обрабатывали рабы. Землевладельцам рабский труд оказался очень выгодным. Попытки использовать в качестве рабов местных индейцев обернулись провалом, поскольку индейцы оказались не столь выносливыми и крайне свободолюбивыми. Европейские предприниматели — в основном голландцы и испанцы, — в изобилии поставляли в Америку африканских рабов, которых с удовольствием покупали американские плантаторы. Прибыли, получаемые работорговцами при этом, существенно покрывали не только все затраты этого бизнеса, но были существенно выше прибылей от торговли колониальными товарами (пряностями, сельскохозяйственным сырьем и т.п.). Стремление к получению прибыли, являющимся важной чертой предпринимательства, в данном случае долгое время не было ограничено законодательно, и работорговля приносила огромные барыши. Понятно, что и покупатели рабов получали значительно большую выгоду от использования рабского труда, чем от использования наемного труда[12].
Также, как и в Англии, торговцы являлись наиболее влиятельной частью бизнеса в Северо-Американских колониях. Большинство богатейших американских торговцев проживали в крупных городах, где были расположены их торговые дома. Акционерные компании не играли здесь такой важной роли, хотя и существовали. Главной сферой влияния американских торговцев были сделки по купле и продаже, экспортные и импортные операции. Кроме того, колониальные американские торговцы проникали и в другие сферы деятельности: владели кораблями, давали деньги в долг, занимались операциями с недвижимостью, и, как и британцы, инвестировали в добывающую промышленность и мануфактуру.
Колониальные американские торговцы являлись наиболее влиятельными общественными и политическими лидерами, что находилось в резком контрасте со статусом торговцев британских. Америка не обладала феодальными традициями, и крупные землевладельцы не могли сравниться по своему влиянию с торговцами тем более, что плотность населения была не высокой, и зачастую возникали проблемы с обработкой земель. В связи с этим американские торговцы превратились в естественных общественных лидеров, социальную элиту. Они носили дорогие одежды, проживали в великолепных домах, их портреты рисовали выдающиеся европейские художники, они даже носили шпаги, как символ аристократизма. Высокий социальный статус американских торговцев часто вовлекал их в эпицентр политических событий, и фермеры, и ремесленники рассматривали их как лидеров.
Постепенные изменения законодательства на уровне штатов также способствовали развитию бизнеса, особенно бизнеса корпоративного. В результате к 1904 г. корпорации производили уже до 3/4 американской промышленной продукции[13].
В отличие от Великобритании, все американские институты власти: федеральные, штатов, местные — оказывали прямую поддержку стимулированию роста предпринимательства. Особенно впечатляющим было государственное финансирование сферы транспорта, и в первую очередь — железных дорог. Конфликт между Севером и Югом препятствовал развитию общенациональной системы транспорта. Тем не менее, федеральное правительство финансировало строительство ряда первостепенных транснациональных магистралей. Местные правительства и правительства штатов оказывали бизнесу еще более существенную поддержку, чем федеральное.
В течение XIX века все больше американских промышленных компаний превращается в корпорации. Крупный американский бизнес оформился в элиту на переломе XIX и ХХ веков. Большинство крупных предпринимателей рассматривали деятельность своих компаний не только как дело, идущее и их благо, но и на благо всего общества.
Подъем крупного бизнеса был настолько неожиданным, новым и разрушительным, с точки зрения традиционного бытия, что серьезно обеспокоил американское общественное мнение. Реакция общества на этот процесс свелась к попыткам его контроля государственными рычагами, главным образом на федеральном уровне. И хотя основа американской экономической политики в области регулирования всегда сводилась к принципу не разрушения крупного бизнеса, тем не менее, конгресс санкционировал некоторые антитрестовские мероприятия.
Несмотря на быстрый рост крупного бизнеса, малый бизнес продолжал успешно развиваться во многих сферах, особенно в оптовой и розничной торговле, мебельном производстве, издательской и пищевой промышленности. В результате в США сложилась своеобразная система предпринимательства, во главе которой стал крупный бизнес, подчинивший всю экономику страны своим интересам[14].
Параллельно с крупным бизнесом развивалась и структура государственного регулирования экономикой и предпринимательской деятельности.
Тесные рабочие контакты, часто именуемые партнерством, между государством и бизнесом иногда используются для решения социальных и экономических проблем, которые не могут быть решены только одной стороной. Для решений этих проблем создан Комитет экономического развития. Посредством такого партнерства государство как правило определяет цели, ранжирует их по степени важности, вырабатывает стратегии для их достижения, и создает условия для прибыльного функционирования частных компаний. После выработки государственной стратегии деятельности, бизнес использует свои управленческие, финансовые, технические возможности для исполнения программ. Это партнерство государства и бизнеса использовалось, и частности для реализации программы строительства дешевого жилья и системы общественного транспорта в городах, для переквалификации промышленных рабочих, потерявших работу в результате технологических изменений производства или иностранной конкуренции.
С годами исходная идеология свободного предпринимательства претерпела некоторые существенные изменения, которые произошли в системе предпринимательства и в обществе. Возникли вопросы о полезности и уместности философии свободного предпринимательства как идеологии делового мировоззрения. Рост крупного бизнеса убедительно проиллюстрировал, что конкуренция не действует достаточно эффективно с точки зрения обеспечения эффективных цен и эффективных сделок. Великая депрессия в свою очередь стимулировала увеличение роли государства в качестве регулятора в области экономики.
Среди некоторых отечественных экономистов бытует мнение о том, что американская экономическая модель, которая отличается от экономических моделей других стран, представляет собой тип модели, в которой регулирующая роль государства сводится к минимуму, а свобода предпринимательской деятельности обеспечивает поступательное и бурное развитие ее экономики[15]. Именно эта мысль была превалирующей в идеологии реформ, проводимых в начале 90-х годов прошлого века в российской экономике.
Однако за ярко выраженной идеологией свободы экономической деятельности, скрывается очень сложный механизм ее реализации на практике с помощью достаточно активного государственного воздействия и вмешательства в экономику. Американский вариант представительной демократии основан на двух главных принципах, оба они связаны с распределением власти — это разделение властей и федерализм. Важнейшим результатом реализации этой системы является элемент управления предпринимательством в США. Он осуществляется в двух основных направлениях: государственное хозяйствование и регулирование предпринимательства частных фирм.
Таким образом, географические открытия средних веков явились результатом устремления европейских предпринимателей к получению прибыли за счет торговли с Индией.
Сверхприбыльность торговли колониальными товарами вызвала все возрастающую потребность купцов в новых кораблях, вооружении и оснащении, что привело к росту промышленности ряда стран, производивших эти товары и, в первую очередь, Нидерландов, обладающих развитой металлургией, ткацким производством и кораблестроением.
Развитие промышленного производства в Нидерландах вызвало рост буржуазии в этой страны, которая выступила основной силой в борьбе Нидерландов за независимость от Испании.
Новые географические открытия обогатили европейскую науку многими знаниями, а растущая промышленность стимулировала рост прикладной науки.
Конкурентная борьба за обладание новыми землями привела предпринимателей Голландии, а затем Англии, к пониманию необходимости объединения усилий и торгового капитала. Это понимание вылилось в создание крупнейших в истории человечества того времени Ост-Индских торговых компаний.
США исторически создавались как страна, на развитие которой не оказывало сильное влияние европейская политика, но включенная в сферу экономического обмена с Европой.
Будучи изначально обеспеченной главным ресурсом экономики средневековой экономики — плодородной землей, — предприниматели США для получения высоких прибылей использовали не землевладение, а торговлю.